Исследовательская работа «Шекспир» из с. Кочунова»

Межрегиональный проект
«Святой благоверный великий князь Александр Невский – Слава, Дух и Имя России»





Тема исследовательской работы
«Лучшие люди моего края»





Исследовательская работа
«Шекспир» из с. Кочунова



Автор: Дворникова Надежда, учащаяся
МБОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова
Руководитель: Одинцова Ирина Владимировна, главный хранитель фондов МКУК «Бутурлинский историко-краеведческий музей»









Нижегородская область, Бутурлинский район, р.п. Бутурлино
2015 год
В Бутурлинском историко – краеведческом музее есть три книги, которые скорее напоминают старые альбомы для фотографий, но с необычной надписью «Газетные вырезки». Заинтересованно открываю первую из них и с удивлением вижу, что там, действительно, вырезки из старых газет, которые датируются временным периодом 1917-1938 гг.
Все они объединены одним именем - Иван Иванович Персонов.
Что это за человек? Когда он жил? Чем занимался? Как заработал свою неожиданную славу?
Эти вопросы наверное многие могут задать себе. Ознакомившись с этими уникальными книгами-альбомами, можно найти много новых и интересных фактов, касающихся биографии и творчества Ивана Персонова.


Иван Иванович Персонов родился 17 ноября (30 ноября) 1899 года в селе Кочунове, Кочуновской волости Княгининского уезда, Нижегородской губернии. Тринадцатый ребёнок и единственный сын в семье зажиточных крестьян. Назван был Иваном в честь отца Ивана Андреевича, который радовался сыну несказанно, но не баловал. Начальное образование Иван получил в церковно-приходской школе. В 1910 году поступает на учёбу в Арзамасское реальное училище, считавшееся третьим в стране по успеваемости после Петербургского и Варшавского.
В заявлении на имя начальника училища
И. А. Смирнова отец мальчика пишет: «Я желал бы учить сына своего Ивана в Арзамасском реальном училище, покорнейше прошу допустить его к экзамену для поступления в 1 класс. Свидетельство об оспопрививании и метрическую выписку при сём прилагаю.»
В годы учебы Иван Персонов проживал в доме С. И. Потехина. После занятий часто прогуливался по провинциальному Арзамасу, сочиняя стихи о деревне и тоскуя по родному краю. В музейных книгах-альбомах чудом сохранились несколько ранних стихотворений Ивана Персонова.
Из «снов весны»
Ночь эту вместе с тобой проведем, В чащу лесную от шума уйдем, Нежным покровом оденет нас лес. Будем мы в мире чудес. Будут нам сниться счастливые сны, Вновь пробудившейся юной весны, Сказку свою нам расскажет ручей. Песню споет соловей. Звезды покажут, блестя с высоты, Чудо - картины лесной красоты. Ветер с цветочками будет играть, Будет нас нежно ласкать. Ландыши взглянут с улыбкой на нас, В этот счастливый радостный час, И незабудки, попавши грудь, Будут шептать: «не забудь, не забудь!»
Ив. Перс. Рисунок И. Персонова

Но вскоре, романтическо-лирический настрой сменяется гневными обличительными стихами, в которых юноша выступает против господствующего класса, в защиту угнетенного народа.
Песнь крестьянской молодежи
Довольно тяжких стонов, Довольно горьких слез, Довольно крест тяжкий, Народ усталый нес.
Припев:
Там, там, где потом – кровью, Удобрены поля, Там новой нивы всходы – взойдут цветы свободы, О счастье, говоря: «Мы – новых дней заря!»
Довольно мы кормили Ленивых богачей, Довольно мы терпели, Жестокость палачей. Припев: На бой с зловещей тьмой, На бой с царящим злом, За свет и за свободу, Мы весело пойдем.
Иван. Перс.

В театре.
Ярко зал освещен, разноцветным огнем, Всюду блеск дорогих украшений, Всюду говор и смех беззаботных людей, С колыбели не знавших лишений. Предо мною проходит одна за другой, В брильянтах, в шелку вереница. Нежный запах духов, стройной музыки гул, Возбужденно-веселые лица Вспомнил я...Много их - исхудалых больных. Над постройкой театра трудилось. «Эй, дубинушка, ухнем!» - То пенье вокруг, Как болезненный стон разносилось. Вспомнил я, как один полетел с высоты, Сорвалися усталые руки ВспомнилМать обезумев над трупом сидит Бьется о землю, стонет от муки .Вечер кончен. У выхода публика ждет. «Кто мешает там? Эй, пропустите!» У дверей вся в лохмотьях старуха стоит: - «Нищей ради Христа, помогите!» То несчастная мать, потерявшая все, После горестной, кровной потери «Пропусти – ка старуха! Чего тут стоишь? Ну чего замешалась у двери!»
Ив. Перс
У Персонова накопилось много тетрадей со стихами. С одной из них в 1916 году Иван пришёл к Порошенкову владельцу типографии в Поповом переулке Арзамаса. Там и был издан сборник «Звук», в котором много очерков с натуры.
Очень яркий образ «Хряща» - калеки, который потерял ногу в японскую войну. Здесь уже видны драматургические задатки Персонова. Первые экземпляры сборника автор раздал друзьям по училищу. Один экземпляр был отправлен в Кочуново с надписью: «Отцу моему Ивану Андреевичу Персонову. Автор».
Вскоре вышел ещё один сборник стихов, ядро которого составил сказ о России, написанный песенно-былинным слогом.
В 1916 году Иван Персонов стал членом социал-демократического кружка, которым руководила Мария Валерьяновна Гоппиус. О том, что свершилась Февральская революция, в Арзамасе узнали 4 марта 1917 года.
Кружковцы праздновали победу с красными флагами. В мае этого же года восемнадцатилетний Персонов вступает в РСДРП. Осенью 1917 года в училище образован ученический комитет. Иван Персонов возглавляет его, а также редактирует ученическую газету. Идёт работа по защите прав и достоинства учащихся от произвола некоторых преподавателей. Реалисты всё настойчивее требуют демократизации учебно-воспитательного процесса. Одним из активистов комитета являлся Аркадий Голиков. В это время, Персонов пишет знаменитый памфлет «Свиньи», бьющий по начальству реального училища, по всему обывательскому в городе Арзамасе. Из-за этого памфлета ему пришлось покинуть стены, ставшего уже родным, училища. Но бунтовщик уже зародился!
Стихотворение «1917 год» было впервые прочитано автором на вечере в пользу совета.
1917 год
Нет, мне все кажется, что это только сон, Что это только бред, мучительный, ужасный, Удушливый кошмар, в котором смех и стон, Цепей тяжелых лязг, бокалов полных звон, Слились в один напев, могущественно властный, Но нет,- то жизнь кипит и катится волной, По руслу наших дней любви и озлобленья, Дней страшнаго суда, народ больной, Пришел на правый суд, с измученной душой. Просить о помощи, о слове утешенья.
Иван Персонов, г. Арзамас,
газета «Молот» от 22 декабря 1917 года


Персонов с восторгом принял революцию, которая сулила большие перемены в общественной жизни страны. Он верит в светлое будущее, но, в то же время, осуждает войну, смерть, убийство невинных людей ради денег и силы власть имущих. Некоторые строки стихотворения «Война» сохраняют актуальность и до сегодняшнего дня.


Война.
«Да здравствует знамя великой войны! Да здравствует знамя победы!» Твердят нам повсюду «России сыны», Богач, задающий обеды. Купец, набивающий туго карман, Священник, забывший про Бога, Добро, променявший на зло и обман, Любовь - на тельца золотого.
«Да здравствует знамя великой войны!» На шумном пиру раздается.
Поют, веселятся «России сыны» Рекою шампанское льется.
А тамдалеко, в незнакомом краю, Страдалец в солдатской шинели, Забрызганный кровью в ужасном бою Лишь слушает пенье шрапнели. Там голод и холод повсюду царят, Там смерть упивается кровью. «Будь проклята бойня»! Бойцы говорят: «Вражду мы заменим любовью!»
Иван Персонов, г. Арзамас, газета «Молот» от 14 декабря 1917 года


Придет пора


Я верю, что придет пора,
Когда не будет слез и муки,
И род людской подымет руки
К заветам правды и добра.
Я верю, что придет любовь,
Что зло и ненависть не вечны,
Что мрак царит не бесконечно,
Не бесконечно льется кровь.
Умолкнет звон и лязг цепей
Рассеют тьму лучи науки,
Мечи держать устанут руки,
Сердца смягчатся у людей.
Иван Персонов, г. Арзамас,
газета «Молот» от 26 января 1918 года

Произведения Ивана Персонова тех лет носят яркие названия: «За кем идти?», «К свету», «Песнь бунтаря», «Светает», «Клятва коммунаров» и др. Очень характерно для своего времени стихотворение, посвященное рабочему классу.
Рабочему
Молот тяжелый высоко поднялся, Над раскаленной неправдой землей, Грохот удара разнесся по свету Радостной, властной, могучей волной. Честь тебя, молот, тяжелый и крепкий, Бог тебе в помощь кузнец удалой! Куйте свободу и братство народов, Куйте рабочею, сильной рукой. Мощным ударом будите заснувших. Цепи порвите с рук братьев – рабов. Злобу, неправду добром замените. Царством любви без цепей и оков.
Иван Персонов, г. Арзамас,
газета «Молот» от 14 декабря 1917 года

В конце 1917 года состоялась встреча Ивана Персонова с Аркадием Гайдаром (Голиковым), который в то время был секретарем газеты «Молот».
Персонов становится сотрудником «Молота», очень много и усердно работает, пишет злободневные статьи. А с 3 сентября 1918 года занимает должность секретаря газеты «Молот».
Произведения Персонова теперь часто можно видеть на страницах этой газеты. Он продолжает высмеивать богатеев и буржуев, призывает к свободе, к свету, к знаниям. Свои статьи в то время подписывает псевдонимом –
Араратский Персонов.
Крокодиловы слезы
Мне не жалко вас? Да что ты? Кто тебе сказал? Врут, ей Богу, идиоты, Черт бы их побрал! Не хочу помочь? Ах, Боже, Кто ж так гнусно лгал? Не помог вам! Ну так что же, Случай не настал! Мне всегда не удается, Вам в беде помочь. И порою сердце рвется, Плачу день и ночь Вот всегда подходит нищий; Вижу - стар и слеп. Говорит: весь «день без пищи, Дайте грош на хлеб»! Рад помочь бы я бедняжке, Право рад, мой свет. Но в кармане все бумажки, А гроша то - нет. Тоже вот недавно ночью, Домик твой горел, У меня ведь сердце в клочья Рвалось, все жалел. И помочь тебе пытался, Слыша крик и шум, Но..прости, друг, побоялся Выпачкать костюм. И пришлось глазами хлопать Поневоле, брат, Сам ты знаешь: сажа, копоть, Дым, ну просто смрад. Мне всегда не удается Вам в беде помочь. И порою сердце рвется, Плачу день и ночь.
Араратский Персонов, с. Кочуново,
газета «Молот» от 12 июля 1918 года.
Иван Персонов бурно занимается общественной деятельностью, много и часто пишет, его заметки публикуются в газетах. Особенную озабоченность писатель проявляет о трудной судьбе женщин в царской России. Много размышляет и пишет по этому поводу. Он верит, что в будущем, в Советском государстве их положение обязательно изменится к лучшему и женщины получат одинаковые права с мужчинами.
Иван Персонов становится автором-составителем воззвания «Женщины труженицы!», которое расклеивалось по г. Арзамасу в 1917-1918 гг.
Женщины труженицы!
Задумывались ли вы когда - нибудь о своем положении?
Жили ли вы когда-нибудь по-человечески? Много ли радостей было у вас в вашей жизни? Сколько мук вынесли, сколько не заслуженных обид, сколько побоев от пьяных мужей потерпели вы на своем веку? Сколько ни кем не замеченных слез было пролито вами?
В детстве вас не пускали в школу забитые нуждой и темнотой родители - не бабье дело, бабье дело замуж выходить, да детей рожать? Не спрашивали вас о вашем согласии, когда выдавали за нелюбимого человека – не бабье дело! Не смели вы вступать в разговор о чем – молчи, баба, не твое дело. Вас не считали нужными приглашать на собрания – не бабье дело. Вас не считали за людей! Вечно вы были в угнетении, вечно вы были рабами.
Разве вам меньше других приходиться работать? Разве вы не трудитесь с раннего утра до поздней ночи? Разве вы, женщины, не стоите у станков? Разве вас, женщин, не мучило царское правительство? Разве правительство помещиков и фабрикантов не высасывало из вас последние соки?
Разве, не вы, солдатки, ходите по полям за сохой? Разве не вы, вдовы, бьетесь как рыба об лед сводя концы с концами и вытащивая малых детей? Разве не вы, матери, грудью своей вскормили все человечество?
Время невежества и рабства прошло и должно, должно исчезнуть навсегда!
Долой же спячку! Пора строить новую, свободную светлую жизнь!
Пора проснуться! Пора перестать думать, что без вас все сделают. Пора перестать думать, что строительство свободной, светлой жизни не бабье дело.
Все наше дело! Все вас должно касаться, ибо все несчастья, которые обрушиваются на трудящихся, одинаково отзываются как на мужчинах, так и на женщинах? Разве господство, издевательства помещиков и фабрикантов не отзываются на вас?
Разве ужасные последствия кровавой бойни, затеянной царями, не отзываются на вас? Разве вы не голодаете, когда голодает страна?
Когда цари в своих интересах затевали войны, вы не знали, для чего это делается. Когда у вас брали отцов, мужьев, братьев и травили их с такими же угнетенными тружениками других государств, вы не знали, для чего это делается. Когда голод, являющийся последствием ужасной бойни, душит вас и ваших детей, вы не знаете от чего этот голод. Когда, в настоящее время, ваши отцы, мужья, братья, идут войной на своего заклятого врага – буржуазию, вы не знаете, для чего они идут.
Вперед же к званию, к свету! Просыпайтесь, женщины труженицы! Посещайте собрания, читайте газеты, беседуйте о происходящих событиях, вырабатывайте из себя сознательных работниц!
Организуйтесь! Рвите цепи невежества! Свету, свету больше! К знанию!
На борьбу с темнотой!
Ни кто не даст нам избавленья, Ни бог, ни царь и не герой, Добьемся мы, освобождается. Своею собственной рукой.
От Комитета по работе среди женщин при Уездкоме РКП (сост. Персонов)
Здесь же, среди газетных вырезок, можно прочитать еще одну маленькую, но яркую статью Ивана Персонова на женскую тему.
Аленина деревня.
В деревне Петушки происходили перевыборы сельсовета и, к «стыду» петушинских мужиков из них ни один не оказался достойным быть председателем. Выбрали «бабу». В деревне поднялся шум. (Из газет)
Клим на Алену ворчал у стола: - с бабой теперь мужику наказанье. Где ты до позднего часа была? - я ведь сказала: - была на собранье. - Все вы, знать, спятили нынче с ума. Стыд ведь. В округе смеются над нами. Бабье ли дело, подумай сама? Править в деревне такими делами? Знать за грехи нас господь наказал. Вместо деревни – Аленино царство. - Каждой кухарке – так Ленин сказал. Нужно уметь управлять государством.
Иван Персонов, г. Оренбург, газета «Село и станица», №15 от 3 марта 1927 года
До 1920 года Иван Персонов работал агитатором, организатором партийных ячеек по волостям Арзамасского уезда. Параллельно с партийной работой с 12 ноября 1918 года Уисполком назначает его инструктором по внешкольному образованию, а с 30 сентября 1919 года районным заведующим. Персонов открывает народные дома, проводит съезды работников культуры. С февраля 1920 года он сотрудник Коммунистического союза молодёжи Арзамаса, член редколлегии газет «Молот» и «За свободу».
Город Арзамас всегда славился самодеятельным искусством. Вся интеллигенция, чиновники, учащиеся, студенты – все на сцене. В эти годы в Арзамасе зарождается театр. Группа любителей сцены организовала художественный кружок, руководил которым режиссёр из Нижнего Новгорода А. В. Горов. Иван Персонов становится самодеятельным актёром. Вскоре Уисполком поручает ему организацию театральной самодеятельности в городе и на селе. Он получает с 13 августа 1920 года должность театрального инспектора.
Первым спектаклем, постановку которого осуществил театр, был «Дни нашей жизни» Андреева. Об актёре Персонове в Арзамасе установилась добрая слава. Он часто выступает под псевдонимом «И. Аратский».
Артист Горьковского театра драмы А. Н. Панов называл его «человеком новой формации, знающим не только классический репертуар, но и быстро освоившим новые амплуа». Приятная внешность, сказочный баритон, тонкая духовная организация - актер великолепный! В начале 20-х годов главным героем сцены был рабочий. И такие роли прекрасно давались Персонову. Спектакли шли часто зимой в помещении клуба «Красная звезда», а летом тут же, в саду, в лёгком дощатом сарае.
В 1921 году Иван Иванович уехал из Арзамаса в Москву. В своей автобиографии он писал: «Увлечение театром породило непреоборимое желание пройти настоящую театральную школу». В 1924 году Персонов окончил курс драматического отделения Московского театрального техникума по специальности «актёр драмы».
Его дипломная работа старик Ванюшин из пьесы «Дети Ванюшина». С 1925 по 1927 год работает стажёром практикантом, а позже преподавателем сценического искусства в театральном техникуме. Одновременно сотрудничает с рядом московских клубов в качестве художественного руководителя и режиссёра.
Первую пьесу «Урожай» опубликовал в 1924 году. В ней, как и в последующих произведениях, перед зрителем предстают картины из жизни кочуновских крестьян.


В 1925 году Иван Персонов пишет сцену восстания и расстрела людей 9 января 1905 года на дворцовой площади.


Кровавое воскресенье


Чтец:
Без законов и без правил
Сотни лет Россией правил
Самодержец-государь,
Православный русский царь
От него народу горе:
Стонут села, стонет поле,
Стонет фабрика, завод,
Стонет стоном весь народ
Бунт восстанье забастовка,
И ни плетка, ни винтовка,
Ни застенок, ни Сибирь,
Не смиряли. Вглубь и вширь.
Гнев народный разрастался,
Люд забитый поднимался,
Каждый день и каждый час,
Рос и креп рабочий класс,
И житье, что год – то хуже,
Горло сдавливала туже
Петля фабрикиИ вот,
Наступает пятый год,
Изнуренные войною,
Нерушимою стеною,
Поднялися города
На защиту прав труда.

Занавес поднимается. Видна улица. Масса рабочих, женщин и детей с хоругвями и иконами. Слышны шум и крики. Священник Гапон старается успокоить толпу. Толпа шумит, слышны голоса:
-Все пойдем!
-Царю доложим!
-Силы нет!
-Терпеть не можем!
-Все к царю!
-К царю пойдем!
Там защиту мы найдем.

Рабочий большевик (вскакивая на возвышение):

-Стой товарищи, не дело!
Зря подставим пулям тело.
Головой ручаюсь, зря.
Ждем защиты от царя! (поднимая красное знамя).
Вот с чем нам подняться надо.
Лучше строить баррикады.
Чем с иконами

Толпа (стаскивает его, кричит):
- Долой!
- Мы идем не на разбой!
- Мы хотим просить по чести!
- Царь за нас!
- Он с нами вместе!
- Он не даст в обиду нас!
- Глас народа – Божий глас!
Гапон (стараясь успокоить толпу):
- Тише!
Голоса:
- Слушайте Гапона!
Гапон:
-Братья! Красные знамена.
Уберите. И без них
Мы добьемся прав своих.
С нами бог и справедливость,
С нами царь и божья милость.
Все молитву сотворя.
С верой в бога и царя.
Ко дворцу идем с поклоном,
И с молитвой, и с иконой.
Челобитную даем.
Все идете?
Голоса:
- Все идем!
Один из толпы(выступая вперед и показывая народу петицию):
- Здесь царю из челобитной.
Наше горе будет видно.
Царь увидит, царь поймет!
Тише! Слушай весь народ.
(зачитывает петицию.)
- «Государь! В тебе рабочий.
Увидать защиту хочет.
Государь! Рабочий люд,
Всюду давят и гнетут,
Наша жизнь – одни мученья,
Нет ни силы, ни терпенья,
Дольше жить, как мы живем,
Государь! Мы все умрем,
Коль не дашь ты нам защиты.
Мы бесправны и забиты.
Душа нас со всех сторон!
Голоса: - верно!
- Правду молвил он!
- Наша жизнь – сплошная мука!
- Царь увидит. Жизнь порука,
Он заступится за нас!
- Всех веди! Веди сейчас!

(Народ, воодушевленный верой в царя, поднимает иконы, хоругви и портрет государя. Раздается пение: «Боже царя храни», все подхватывают и уходят за сцену. За сценой некоторое время слышится удаляющееся пение, потом раздается залп. Минута гробовой тишины нарушается стонами и криками. Раздается новый залп. Крики бегущих, стоны, проклятья умирающих заглушают дальнейшую стрельбу. Слышны возгласы:)
- Расстреляны!
- Как? За что же?
- Где же правда, правый боже?
- Нам по этому пути
Не с попами бы идти!
- Не с молитвой и иконой!
- Говорил я, что Гапона
Зря послушалися мы.
Он запутал нам умы!
- Этот день мы не забудем,
До могилы помнить будем.
- Казаки несутся вскачь!
- Будь ты проклят, царь-палач!!!
(Раздается новый залп)

Персонов, г. Оренбург, газета «Смычка» от 19 декабря 1925 года

Через год выходит вторая пьеса в 3-х действиях И. Персонова «Гнилые корни», рассказывающая о деревенской жизни.

В ней 6 мужских ролей и 3 женских, крестьяне и комсомольцы. Декорация – крестьянский двор с плетнем и углом избы. Тема пьесы – борьба с «гнилыми корнями» советской деревни (с кулаком-самогонщиком и бабкой-знахаркой.) Незамысловатый сюжет этой пьесы очевиден.
В семье незажиточного крестьянина Никифора - нелады между отцом и комсомольцем-сыном. Сын «отвоевывает» у ворчащего отца пол-избы под читальню, а под конец завоевывает и всего отца, идущего навстречу комсомольским затеям. Дочь Никифора работает в батрачках у местного попа, которого, ее изнасиловал. В страхе перед тем, что об этом узнают, забеременев, она бросается за помощью к знахарке Кривошеихе, которая промышляет в деревне с одинаковым успехом и самогонкой, и «заговорами от несчастья», и «вытравливанием грехов». Кулак Крапивин впадает в уныние, так как его сын тоже воюет с ним: грозится изрубить «аппарат», тянется к комсомольцам. Сын Никифора – комсомолец Семен, несмотря на чинимые препятствия, открывает избу – читальню. Он пишет в «Бедноту» о царящем в деревне разгуле Крапивина и знахарки, которая не одну бабу уже довела до могила своими «операциями». Почти умирающую после такой «операции», Нюшу отправляют в больницу, где её удается спасти. Разоблаченные в газете Крапивин, «бабка» и, спаиваемый ими, милиционер пытаются отомстить комсомольцам поджогом избы-читальни. Комсомольцы ловят их во время поджога, и «гнилые корни» выдворяются из деревни. Пьеса вскрывает старые, но до сих звучащие в деревне, мотивы борьбы с «гнилыми корнями», показывает построение новых взаимоотношений среди крестьян.
Вот, что писал журнал «Деревенский театр» № 9 за 1927 год (из отзывов с мест): «Пьеса из крестьянской жизни, написана ярко, художественно. Публика смотрит ее с напряженным вниманием, после постановки остается большое, незабываемое впечатление».
А вот, отзывы в газете «Шпация» 1 мая 1926 года: «Есть у нас режиссер – доблестный. Иван Иванович Персонов, он не любит ребят сонных, у него, чтоб были все живые, проворные, а также и ему покорные, чтоб во всех его указаниях проявляли б активное внимание, а что о достижениях драмкружка здесь сказано нам на деле доказано: когда пьесу «Гнилые корни» ставили, то они всех зрителей заставили сыпать бесконечные аплодисменты, а Персонову надо глубокую благодарность отдать за то, что он работу драмкружка оживил и наших зрителей удовлетворил».
В 1927 году выходит пьеса в 2-х действиях - «Язва». В ней 9 ролей: 6 мужских и 3 женских. Место действия – простая крестьянская изба. Сюжет достаточно прост. В деревне вспыхивает эпидемия сибирской язвы. Начинается массовый падеж скота. Местный фельдшер на крестьянском сходе тщетно пытается убедить крестьян делать прививки скоту. Эпидемия растет. У крестьянина Егора падает овца. Сдирая с нее шкуру, он и сам заражается. Мужики, под влиянием агитации церковного старосты, собираются расправиться с фельдшером, видя в прививках лишь усиление эпидемии. Когда фельдшер приходит к Егору, которого он вылечил от болезни, в дом врываются крестьяне и хотят убить его. Но вдруг в избу входит ходок из соседней деревни, разыскивающий фельдшера, чтобы поблагодарить его за прививки, прекратившие эпидемию в его селе. Это спасает лекаря. У мужиков проявляется осознание их «темноты» и они в смущении уходят, осознав свою ошибку.
В эти годы И. Персонов целиком отдаётся литературной работе. Одна за другой появляются пьесы: «Нелады», «Свои и чужие», «По волчьему следу», « Собственность», «Родня» и многие другие. Он много пишет в газеты и журналы. Его популярность становится очевидной.

В этом же 1927 году выходит драма в 3-х действиях «Нелады», которая рассказывает о жизни деревни в это непростое время. Основных ролей – 8, остальные – массовка. Тема драмы – борьба за новый быт в крестьянской семье. В ней показано как рушатся старые семейные устои. На смену идет новое, бодрое, живое
В семье церковного старосты Ионова завелась «нечисть» в виде его сына – рабочего, приехавшего из города и ведущего прямую и неуклонную борьбу за новый быт в деревне, где он избран председателем совета. Старик чувствует, что не только сын отбился от рук, но и вся семья восстает против него и тянется за старшим братом. Шаг за шагом вся власть уходит из рук старика. Дети женятся вопреки его запрещению. Борьба разрастается. Спившийся отец убивает старшего сына. Мрачный конец пьесы немного сглажен раскаянием старика Ионова. На противоречии старого и нового, борьбе отцов и детей построена главная сюжетная линия этой драмы.
Иван Персонов много работает в эти годы режиссером – постановщиком не только своих пьес, но и произведений других авторов. Главный адрес всех его постановок – деревенская сцена. Его обширный опыт был обобщен в 1927 году, когда выходит в свет методическое руководство работы драмкружков «Живая газета в деревне». Вот, что пишет журнал «Деревенский театр» в 1927 году об этом издании: «Настоящая книжка является очень ценным и первым в своем роде руководством. В ней автор говорит о возникновении живой газеты, о роли живой газеты в жизни деревни. Дает практические указания, как наладить и вести живогазетную работу в деревне, указывает на примере, как перекладывать обычную сухую газетную статью в сценическую форму. Книжка написана с хорошим знанием вопроса, простым и понятным языком. С ней необходимо ознакомиться каждому руководителю деревенского драмкружка. Ее следует иметь в библиотеке каждой избы-читальни».
В 1929 году выходит новая пьеса И. Персонова в 4-х действиях «Свои и чужие».
В ней всего 11 ролей: 8 мужских и 3 женских. В пьесе представлено противостояние двух противоборствующих сил в деревне: председателя волостного исполнительного комитета Никиты Горшкова и кулака-трактирщика Горюнова. Никита убеждает бедняков выйти с ним на выселки и организовать машинное товарищество. Через своего брата Прохора он заручается поддержкой завода. Завод принимает шефство над деревней и выселками и оказывает содействие товариществу в приобретении машин. Товарищество крепнет, преобразуется в коммуну, покупает трактор. Остальное крестьянство, относящееся в начале недоверчиво к Никите, идет к нему за советом и даже приносит деньги для покупки трактора, собранные раньше на церковь. Трактирщик Горюнов выступает против Никиты, даже организует покушение на его жизнь. Но все усилия кулака терпят поражение. Новая строящаяся деревня сметает все враждебные силы. На фоне общественной борьбы автор показывает личные взаимоотношения целого ряда действующих лиц: Домны, жены Прохора, сошедшейся с Горюновым, агронома Ерохина, пьянствующего и попавшего под влияние кулацкой верхушки (в конце пьесы он бросает пить и идет работать агрономом в коммуну).
В 1933 году за пьесу «Собственность», основная тема которой развивается по линии внутренней борьбы, происходящей в душе Антипа Пережогина, и его отношений к тем двум противоположным лагерям, из которых один тянет его назад, к прошлому, а другой вперед, к лучшему будущему. В то же время, побочная тема пьесы подрывная работа классового врага, пробравшегося в колхоз, раскрывается в образе кулака Тихона, взаимоотношения которого с Василием и другими сторонниками колхоза образуют побочные линии фабулы этой пьесы.
«Собственность» перешагнула океан и была поставлена в Америке, на Нью-Йоркской сцене. Персонов получил премию газеты «Известия». Это был успех. И как итог приём в Союз писателей. Членский билет Ивану Персонову вручал Алексей Максимович Горький. Пьеса «Собственность» выдержала 14 изданий на разных языках народов СССР. В 35 лет Иван Персонов уже достиг известности в СССР и за рубежом. В это время стали частыми встречи Персонова и Аркадия Гайдара. Обсуждали его пьесы. Именно в это время Аркадий Гайдар и назвал Персонова «Деревенским Шекспиром».
В 1934 издана комедия в 4-х действиях «Знатные ребята».
Вот, что писал товарищ Г. Стручков в мартовском номере журнала «Безбожник» за 1935 год об этой пьесе: «Временно, для хранения семян, в селе заняли церковь. Недовольный этим поп подговорил бывшую монашку Васену устроить «чудо». Васена пообещала слабоумному Мигаю, мечтающему о женитьбе, найти ему невесту, если он будет пробираться потайным ходом на колокольню и по ночам звонить. Ночной звон смущает колхозников. Распространился слух, что звонит сам бог, недовольный закрытием церкви. Комсомольцы накрепко привязали язык колокола и стали дежурить на колокольне, чтобы изловить шарлатана. Но звон продолжался! Под влиянием суеверного страха и слухов некоторые колхозники готовы были немедленно освободить церковь от зерна и ссыпать его в избу-читальню. Особенно обуяло раздумье члена правления Савву – одного из лучших хозяйственников, который был, однако, еще очень религиозен. Он даже сделал в избе-читальне расчет, прикидывая, войдет ли в нее зерно, но получил от комсомольцев отпор. Тогда он подал заявление об уходе с должности. Но трудно было честному колхознику Савве отставать от любимого дела. Он по-прежнему, хоть и издали, зорко следил за хозяйством, советуя через третьих лиц, что надо сделать. За Саввой внимательно наблюдали комсомольцы-ударники, знатные колхозные ребята. Они уговаривали Савву, и это не прошло даром. Савва вновь возвратился к колхозной работе. Когда председателя-«шляпу» Федунова исключили из партии, колхозники единодушно избрали председателем Савву. Под его руководством колхоз успешно подготовился к весеннему севу. На заре того дня, когда впервые выезжали в поле, комсомольцу удалось поймать Мигая на колокольне. Оказывается, Мигай взбирался на балку, к которой был привязан колокол, и спущенной вниз гирей устраивал звон. Савва, который еще недавно был полон суеверных страхов, тут же распорядился отправить всех «чудотворцев» в милицию».
В 1935 году к тридцатилетнему юбилею революционных боев 1905 года совместно с писателем Г.В. Добржинским Иван Персонов написал историческую драму о декабрьском восстании на Пресне - «Безумство храбрых».
Вот, что писал И. Персонов в газете «Советское искусство» от 23 декабря 1935 года: «Мы ставили перед собой очень трудную задачу: построить пьесу таким образом, чтобы ее героями были действительные участники пресненских событий. Пьеса построена на последовательном показе восстания и баррикадных боев на Пресне в декабре 1905 года. Центральными действующими лицами являются рабочие Прохоровской мануфактуры, участники декабрьского восстания, руководимые представителями МК партии большевиков в лице т. Седого (в пьесе т. Степной). Показывая в пьесе поражение декабрьского восстания московских рабочих, мы стремились к тому, чтобы наша пьеса прозвучала бодро, оптимистически и давала зрителю настоящую революционную большевистскую зарядку. Многочисленные беседы с участниками революции 1905 года и обсуждения в Доме ветеранов революции во многом нам помогли».
«Репертуарный Бюллетень по театру» № 3 за 1935 год пишет о драме «Безумство храбрых»: «Историческая драма в 4-х действиях, 10 картинах И. Персонова и Г. Добржинского. Ролей 22, из них 4 женских, участвуют рабочие, дружинники, казаки и солдаты. Обстановка: фабричные ворота и проходная будка, рабочая казарма при фабрике, кабинет фабриканта в конторе, квартира квалифицированного рабочего, кухня при фабрике, баррикада на улице. Действие происходит в 1905 году на фабрике Прохорова. В период с 9 января 1905 года до окончания московского вооруженного восстания в декабре на фабрике происходят забастовки и конфликты. Это процесс революционизирования рабочих. На группе рабочих и крестьян показан рост революционных настроений среди рабочих, показан меньшевик с его психологией мещанина и постепеновца, зубатовец, эсер. Группа рабочих-большевиков ведет борьбу с хозяином, с полицией, с меньшевиком, эсером, зубатовцем. Наивысшая точка борьбы – подготовка к вооруженному восстанию, а затем борьба на баррикадах. Пьеса правильно показывает расстановку сил, действовавших в революцию 1905 года, верно переданы бытовые подробности жизни рабочих того времени, нравы, особенности взаимоотношений между рабочими, администрацией фабрики и хозяином. Это положительная сторона пьесы. Недостатки: схематизм образа начальника боевых дружин Седого. Это – центральная фигура в группе большевиков, фигура не вымышленная. Авторы разработали этот образ слабо. Он лишен не только красочных черт, дающих жизнь образу, но и энергии, действенного волевого напряжения. Образ этот вял, худосочен. А ведь это – видный работник того времени, известный и по работе после Октябрьской революции».
Очень интересна пьеса Персонова «Великий еретик», написанная в соавторстве с Г. Добржинским, была поставлена 40 театрами страны. Рецензии на его пьесы выходят на страницах центральных газет и театральных журналов.
Газета «Красный север» от 4 июня 1936 года г. Вологды пишет: «Тема пьесы – борьба между религией и наукой. Эпоха – первая половина XVII века. Авторы взяли материалом для своей пьесы биографию одного из величайших ученых – астронома Галилея (род. 1564 г., умер в 1642 г.)
Галилей жил и работал в мрачное время средневековья, когда за каждое новое открытие, за каждую новую мысль ученым приходилось бороться с всесильной в то время католической церковью. Церковь утверждала в эту эпоху свою власть при помощи инквизиции, это был особый трибунал, который в корне пресекал все, что хотя бы в малой степени противоречило догматам католической церкви. И с этим трибуналом пришлось столкнуться Галилею. Это бескорыстный служитель науки подвергался самым беспощадным преследованием со стороны церкви. В конце концов, он был принужден публично отречься от своих взглядов. Но этого было мало. Церковники прекрасно понимали, что и после отречения не прекратит своих научных исследований. И вот Галилея ослепляют»
Вот, что пишет 1 февраля 1938 года газета «Орджоникидзевская Правда»: «Действие пьесы происходит в 1632 году во Флоренции в доме Галилея, где ученый постоянно находится в кругу его учеников и последователей: знаменитого Торричелли и Вивиани. Одна из дочерей Галилея, Виргиния, была еще с детства отдана набожной матерью в монастырь, где она фанатично научилась верить в бога. Теперь она – слепое орудие в руках епископа, который неоднократно посылает Виргинию уговорить отца бросить заниматься наукой, как ремеслом дьявола. А когда уговоры дочери ни к чему не приводят, епископ дает ей яд, под видом гелия исцеляющего, чтобы она вливала в пищу отца по несколько капель в день. Виргиния точно исполняет поручение епископа, страстно надеясь вернуть отца к религии. В результате действия яда Галилей слепнет. Ослепление отца было прозрением фанатичной дочери . Она с яростью срывает с себя черное монашеское одеяние и бросает крест»
Режиссер-постановщик Ф.К. Комлюхин в газете «Ржевская правда» от 3 февраля 1938 года высказывает общественное мнение: « Мы стремились показать идею спектакля через борьбу двух противоположных сил – науки и религии, через глубокое раскрытие внутренней психологической жизни образа и их взаимоотношений и, несмотря на мелодраматический жанр спектакля, в результате, показать победу мысли, науки, культуры, которые только в нашей советской стране, независимые от церкви и религии, имеют все условия для самого высокого прогресса». Произведения Персонова выдержали более 60 изданий.
Пьесы Ивана Персонова были необходимы клубам и театрам того времени. Вот, что писал автору секретарь комсомольской ячейки из Горьковского Заволжья: «Ваша пьеса „Гнилые корни“ очень заинтересовала нас и глубоко повлияла на публику. Сейчас наш клуб обслуживает четыре деревни. Товарищи мне поручили достать пьесу, которая заинтересует народ. У нас пьес подходящих нет. Нам нужно такие, в которых действующих лиц не больше десяти. А то получается некрасиво». Известно, что отряды активистов были малочисленными. Вот почему сцены почти всех деревенских театров обошли пьесы Персонова.
Иван Персонов слишком торопился жить. Страдал туберкулезом, вскоре болезнь перешла в неизлечимую стадию. Он умер в Москве 23 мая 1938 года, не дожив до сорокалетнего возраста. Похоронен писатель на Новом Донском кладбище. Критики и историки литературы назвали Персонова ярким зачинателем советской деревенской драматургии, «деревенским Шекспиром».

В Бутурлинском историко-краеведческом музее хранятся пьесы, изданные при жизни Персонова, фотографии автора и фотографии с постановок пьес, печатные рукописи некоторых произведений, а также автобиография, с его личной подписью, написанная им незадолго до смерти.


















15

Приложенные файлы

  • doc 10772995
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий