2. Структурно-содержательные особенности сочинения Проблема

ТЕМА 2.
Задание С1. Структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ и критерии их оценивания
Критерий 1. Формулировка проблем исходного текста
Проблема это сложный теоретический или практический вопрос, волнующий конкретного человека в определённой жизненной ситуации и требующий решения. Проблематика это совокупность подобных проблем.
Маловероятно, что, создавая то или иное произведение, автор просто хотел досадить выпускникам, задумываясь над вопросом, который волнует только его, и заставляя бедных школяров выискивать этот самый коварный вопрос в тексте его статьи или рассказа. Все проблемы, над которыми размышляют авторы многочисленных «текстов ЕГЭ», взяты из вполне реальной жизни, и появление их обусловлено самой жизнью.
Итак, что же это за проблемы и на какие типы они делятся?
Нравственные (этические) проблемы духовная жизнь людей, их взаимоотношения: честь и бесчестье, дружба и предательство, духовность и бездуховность, эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, конфликт отцов и детей, интеллигентность и хамство и др.
Философские проблемы самые общие вопросы природы человека, развития общества: познание и самопознание, смысл жизни, свобода и ответственность, человек и культура, человек и история, язык и мышление и др.
Социальные проблемы это вопросы устройства и жизни общества: соблюдение прав человека, социальная справедливость и несправедливость, построение идеального общества, подлинный и мнимый патриотизм, наука и общество, прогресс и общество и др.
Политические (социально-политические) проблемы деятельность государственной власти, партий и общественных организаций: гражданское общество, создание правового государства, политика в жизни общества, демократия, национализм, шовинизм, вопросы межнациональной вражды, международные конфликты, терроризм и борьба с ним и др.
Эстетические проблемы восприятие человеком прекрасного: воспитание эстетического вкуса, восприятие искусства, духовность в искусстве, роль книги в жизни человека, влияние массовой культуры, телевидения и Интернета на человека и др.
Экологические проблемы взаимодействие человека и окружающей среды: взаимосвязь человека и природы, потребительское отношение к природе, сбережение духовных богатств: экология культуры, экология языка и др.
Помните: выявление и формулирование проблемы это ключевой, принципиально важный момент в работе над содержанием сочинения! На всех остальных этапах его создания вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, проблему будете комментировать; именно по отношению к ней выражать позицию автора текста; высказывать своё мнение о его позиции вам придётся опять же по сформулированной именно вами проблеме, а затем соглашаться или не соглашаться с автором и аргументированно доказывать свою точку зрения. Неверно выявленная или неточно сформулированная проблема является прямой угрозой всему сочинению!

Что нужно искать в тексте, чтобы сформулировать проблему?
В публицистическом тексте искать нужно точку зрения автора, главную мысль текста. Это ответ автора на вопрос, над которым он размышляет. Подумайте над тем, на какой вопрос автор отвечает своим текстом. Этот вопрос и есть проблема.
В художественном анализировать поступки, взаимоотношения, речь героев, затем выделять ключевые слова, а потом на основании этого анализа формулировать проблему.

В какой части текста искать формулировку проблемы?
Наиболее вероятны следующие части текста:
начало;
начало основной части;
конец основной части или абсолютный конец.
Какие существуют способы выражения проблемы в тексте?
Проблема формулируется автором открыто, в виде тезиса.
Проблема формулируется на основе отдельных суждений и замечаний автора, разбросанных по тексту.
Проблема не называется в тексте, а выявляется путём анализа его сюжета, реплик, описаний и так далее, что характерно для текста художественного стиля.

Как сформулировать проблему?
Это можно сделать двумя способами:
сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже, то есть проблема чего или кого: стоит проблема нравственного выбора, поднимается проблема отцов и детей и т. д.;
в форме вопросительного предложения: Какова роль детства в жизни человека? Над этой проблемой размышляет автор; Чем грозит человечеству потребительское отношение к природе? Этой сложной проблеме посвящён текст (статья).

По каким критериям и как оценивается эта часть сочинения?
К1
Формулировка проблем исходного текста
Баллы


Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1


Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста
0


Какие фактические ошибки встречаются в формулировке проблемы?
Неправильно понята поднятая автором проблема.
Неверно сформулирована проблема текста.
Формулировка проблемы подменена пересказом фрагмента текста.
Сформулирована другая проблема, отсутствующая в тексте.
Проблема (вопрос, над которым размышляет автор) подменена позицией автора (ответом на данный вопрос).

Какие речевые ошибки встречаются в формулировке проблемы?
Нарушение норм управления: проблема о влиянии природы на человека (правильно: проблема влияния природы на человека); проблема того, что природа влияет на человека (правильно: вопрос о том, как природа влияет на человека).

Анализируем публицистический текст
Поскольку основной функцией публицистического стиля речи является воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой формации, авторы публицистических произведений стараются максимально образно и ярко, но при этом чётко и внятно выразить своё мнение. Именно поэтому выявление проблем публицистического текста, как правило, нвызывает значительных затруднений: свою точку зрения авторы выражают открыто в одном или нескольких предложениях текста.
Итак, давайте вместе попробуем определить, а затем сформулировать проблему приведённого ниже текста.

Внимательно читаем текст.

(1)Умеете ли вы читать? (2)Этот вопрос часто задают психологи учащимся различных возрастов. (3)Подавляющее большинство опрашиваемых удивляются самому вопросу, особенно если он адресован старшеклассникам и студентам. (4)«Что за вопрос? (5)Естественно умеем. (6)Ведь мы не дошкольники. (7)Как вообще можно учиться, не умея читать?..»
(8)Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки чтения основа учения и все учащиеся в той или иной мере ими владеют. (9)Но насколько эффективны эти навыки, позволяют ли они качественно усваивать разнообразные знания об этом стоит, с нашей точки зрения, задуматься всем, кто учится в школе, и особенно тем, кто собирается учиться дальше. (10)Мы настоятельно советуем это сделать не только учащимся, у которых с начальной школы песочные часы вызывают священный трепет, но кто имел по «технике чтения» твёрдую пятёрку. (11)Ведь работами зарубежных и отечественных психологов убедительно показано, что читать быстро, правильно артикулируя все слова (техника чтения), и читать, понимая смысл читаемого (осмысленное чтение), это не одно и то же.
(12)Мы очень советуем вам проанализировать то, как вы читаете, есть ли у вас вредные привычки в учебной работе, например пассивное скольжение по поверхности текстов, а затем направить свои усилия на совершенствование навыков чтения.
(По О. Мальской, И. Можаровскому*)
* О.Е. Мальская, И.Л. Можаровский преподаватели факультета психологии МГУ.

Шаг 1. Начнём с определения позиции авторов. Что они хотели нам сказать? Ищем ключевые слова и словосочетания. Получается, что точка зрения авторов выражена в нескольких предложениях: 8, 9, 11 и 12. Иными словами, авторы призывают нас совершенствовать навыки осмысленного чтения, то есть читать не механически, лишь артикулируя слова, а вдумываться в смысл прочитанного, глубоко анализировать содержание текста, потому что именно такой способ чтения позволит нам качественно усваивать разнообразные знания.
Шаг 2. Определяем, на какой вопрос или вопросы авторы дали ответ в предложениях 8, 9, 11 и 12.
Умеете ли вы читать? вопрос задан самими авторами в начале текста. Полно ли он отражает суть проблемы? Думаем, нет. Вопрос-проблему нужно формулировать точнее.
Умеем ли мы читать правильно? Видимо, не умеем, так как авторы призывают нас этому учиться. Такой вопрос можно задать к этому тексту.
Зачем нужно учиться осмысленному чтению? Чтобы качественно усваивать разнообразные знания. Подобный вопрос также можно задать к этому тексту.
Почему современному школьнику или студенту так важны навыки осмысленного чтения? Потому что овладение этими навыками основа учения, которая позволит успешно обучаться, качественно усваивая знания из различных областей науки. Такой вопрос тоже имеет право на существование.
В чём разница между техникой чтения и осмысленным чтением? Техника чтения это умение быстро и правильно произносить письменный или печатный текст, осмысленное чтение это умение анализировать содержание текста в процессе чтения. И этот вопрос можно задать к тексту.
Шаг 3. Формулируем проблемы.
1) В тексте О.Е. Мальской и И.Л. Можаровского речь идёт о чтении. Умеем ли мы читать правильно? Под таким углом зрения рассматривают авторы эту проблему.
2) Текст О.Е. Мальской и И.Л. Можаровского посвящён проблемам чтения. Авторы ставят перед читателями вопрос: «Зачем нужно учиться осмысленному чтению?»
3) В отрывке из статьи О.Е. Мальской и И.Л. Можаровского говорится о разновидностях способов чтения. Почему современному школьнику или студенту так важны навыки осмысленного чтения? Именно с этой стороны рассматривают авторы данную проблему.
4) В предложенном мне для анализа тексте рассматриваются вопросы, касающиеся основных способов чтения. В чём разница между техникой чтения и осмысленным чтением? Так, на мой взгляд, О.Е. Мальская и И.Л. Можаровский формулируют ключевую проблему текста.
Шаг 4. Выбираем одну проблему из нескольких.
Вы должны сформулировать, а затем прокомментировать одну из проблем текста. В анализируемом нами тексте она, по сути, одна и есть, просто мы дали несколько её возможных формулировок. Если же проблем действительно несколько, вы должны выбрать одну. Какую выбрать? Вариант первый: ту, к которой вам проще подобрать аргументы. Правда, здесь есть опасность: эта проблема может оказаться второстепенной, и вы уйдёте от основной проблематики текста. Вариант второй: ту, которой автор уделяет наибольшее внимание, главной. Следовательно, оптимальный вариант выбрать одну из самых главных проблем текста, но именно ту, аргументы к которой в вашей памяти лежат на поверхности. Помните: нельзя подгонять формулировку проблемы и комментарий к ней под имеющиеся у вас в голове аргументы! Так вы совершите непоправимую ошибку, которая будет стоить нескольких (причём многих!) снятых за содержание сочинения баллов.

Анализируем художественный текст
Сложность анализа художественного текста состоит в том, что автор в нём может не выражать прямо свою позицию. Он от некой идеи, замысла идёт к его художественному воплощению, то есть создаёт образы героев, наделённых определёнными качествами, которые «живут» в предложенных автором обстоятельствах, совершают различные поступки. Читатель не знает замысла автора, не может сразу понять, что хотел сказать драматург или писатель, в анализе произведения он идёт в обратном направлении: анализирует героев, их поступки и пытается понять авторскую позицию.
Итак, давайте вместе попробуем определить, а затем сформулировать проблему приведённого ниже художественного текста.

Внимательно читаем текст.
(1)Имя ей дала театралка мама в честь ибсеновской Норы. (2)Потрясший маму спектакль Нора видела уже в свои пятнадцать лет. (3)Его возобновили. (4)Нору играла всё та же актриса. (5)Ей, видимо, было столько, Норе сейчас.
(6)Было ощущение болезненного дискомфорта так идёшь по длинному переходу, в котором побили лампочки. (7)Одним словом, чувства на cпектакле «её имени» были физиологические, и хотя Нора была ещё девочка, oна понимала, что так не должно быть... (8)Тем не менее она заболела театром, оказывается, бывает и так...
(9)Ну что ж... (10)Судьба приходит по-разному. (11)К ней она пришла выспренним именем и притягательной силой пусть плохого, но театра. (12) Она поступила в институт с первого захода и училась на повышенную стипендию. (13)О том, что у неё не сложилась судьба, знает только она сама. (14)для многих, очень многих она везунчик. (15)Всегда при ролях. (16)Всегда нужна. (17)Никому нет дела до милости Божьей, кто её вообще придумал? (18) «У Норы всё схвачено». (19)Вот как говорят про неё. (20)И её ум не спорит. (21)Она знает, что нельзя оспоривать глупца... (22)Из мудростей мудрость.
(По Г. Щербаковой*)
* Галина Николаевна Щербакова (1932-2010) советская и российская писательница, сценарист.

Шаг 1. Определяем, что известно о героине текста, то есть анализируем содержание.
Получила «театральное» имя по названию спектакля «Нора» (по пьесе Генрика Ибсена «Кукольный дом»). Норой зовут главную героиню. В спектакль «своего имени» увидела в 15 лет. Впечатления болезненный дискомфорт: «идёшь по длинному переходу, в котором побили лампочки». Примерила судьбу героини на себя, поняла, что «так не должно быть».

Примечание. Кратко напоминаем содержание пьесы. Интрига пьесы «Кукольный дом» Г. Ибсена строится на том, что когда-то, спасая больного мужа, Нора заняла деньги на его лечение и подделала подпись умирающего отца, которого не хотела ничем потревожить. Занятые деньги Нора много лет исправно и самоотверженно отдаёт, играя перед мужем роль мотовки и откладывая каждую копейку. Долг уже почти покрыт. Тем не менее уволенный её мужем из банка служащий шантажирует семью поддельной распиской Норы.
«Добропорядочный» муж негодует: отныне преступница Нора не имеет права воспитывать своих детей, они будут отданы на попечение няньке, а для соблюдения внешних приличий муж позволит Норе остаться в доме, но жить теперь они будут раздельно. В этот момент посыльный приносит письмо от уволенного служащего. Тот отказывается от своих требований и возвращает заёмное письмо Норы. Настроение мужа мгновенно меняется. Они спасены! Всё будет, как прежде, даже ещё лучше! Однако, столкнувшись с трусостью и духовной ограниченностью мужа, Нора принимает решение навсегда уйти из дома.

Как героиня повести Г.Н. Щербаковой распорядилась собственной судьбой? «Заболела театром»; «поступила в институт с первого захода и училась на повышенную стипендию»; «всегда при ролях», «всегда нужна», для окружающих вполне успешная актриса, и она не опровергает это утверждение. «О том, что у неё не сложилась судьба, знает только она сама».
Шаг 2. Выстраиваем цепочки ключевых слов.
1) Параллель: Нора Г. Ибсена (жила в «кукольном доме», «играла» в жизни, спасая семью) «так не должно быть»; Нора Г.Н. Щербаковой «всегда при ролях», «всегда нужна», «о том, что у неё не сложилась судьба, знает только она сама». Общее у героинь: обе играют одна в жизни, другая в силу профессии, обе несчастливы.
2) Героиня Г.Н. Щербаковой и её судьба: «имя... в честь ибсеновской Норы», «заболела театром»; судьба пришла «притягательной силой пусть плохого, но театра»; «всегда при ролях», «всегда нужна», «о том, что... не сложилась судьба, знает только она сама». Имя в какой-то степени предопределило неудачную судьбу героини: внешне благополучная, в душе она глубоко несчастна.
3) Героиня Г.Н. Щербаковой и её выбор профессии: «имя ей дала театралка мама»: «потрясший маму спектакль... видела уже в... пятнадцать лет»; «заболела театром»: «поступила... и училась на повышенную стипендию»; притягательная сила «пусть плохого, но театра»: «для очень многих она везунчик», «всегда при ролях», «...нет дела до милости Божьей» (то есть таланта), «...кто её вообще придумал?»: «у Норы всё схвачено»: «и её ум не спорит», «она знает, что нельзя оспоривать глупца...». «что... не сложилась судьба, знает только она сама». По ключевым словам понятно: театралка мама дала имя, в 15 лет решила стать актрисой, дальше старательно училась, а затем: плохой театр, открытый вопрос о наличии «милости Божьей» (таланта), но зато, по мнению других людей, у неё «всё схвачено», а она не оспоривает глупцов, в результате не сложилась судьба.
Шаг 3. Формулируем проблемы.
1) В отрывке из произведения Г.Н. Щербаковой рассказывается о женщине-актрисе, которая носит имя героини литературного произведения. Что может быть общего у вымышленной героини и её тезки, вполне реальной женщины? Так, на мой взгляд, автор текста формулирует ключевой вопрос.
2) В предложенном мне для анализа отрывке из произведения Г.Н. Щербаковой рассказывается о судьбе женщины с редким именем. Может ли имя героини литературного произведения, в честь которой назвали девочку, предопределить её дальнейшую судьбу?
3) Во фрагменте художественного текста Г.Н. Щербаковой речь идёт о женщине, которая в юности выбрала профессию актрисы под влиянием впечатления от увиденного спектакля, главной героиней которого была её тёзка. Какими последствиями может грозить человеку необдуманный шаг в выборе профессии?
Шаг 4. Выбираем одну проблему из нескольких.
В первой и второй из сформулированных выше проблем предполагается хорошее знание фонового материала, то есть в данном конкретном случае содержания пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом». Выбирать такого формулировки можно только в том случае, если вы хорошо помните содержание произведения, на которое будете опираться на протяжении всего сочинения. Иначе фактических ошибок вам не миновать!
Третья формулировка опоры на текст пьесы Г. Ибсена не предполагает, да и простор для подбора аргументов даёт очень широкий.
Мы намеренно выбрали для образца анализа довольно сложный художественный текст с тем, чтобы убедить вас: внимание к анализу текста при определении проблематики и формулировке одной из проблем должно предельным! Содержание всей вашей работы целиком зависит от того, правильно ли вы выявили и сформулировали проблему, поднятую автором в тексте!

Обратите внимание: предлог по перед фамилией автора указывает на то, что в исходном тексте были допущены незначительные изменения или небольшие сокращения. Не следует начинать своё сочинение со слов: «В тексте по Г.Н. Щербаковой рассматривается проблема...» Предлог по ни в одной из подобных формулировок употребляться не должен!

Потренируйтесь!
1. Укажите правильную формулировку проблемы текста (без речевых ошибок). __________
Сколько людей на свете, столько и понятий о счастье, потому что счастье состоит в удовлетворении запросов, а запросы бывают разные. Русская пословица говорит: «У каждого по горю, да не поровну. У одного похлёбка жидка, у другого жемчуг мелок». То же можно сказать о счастье.
Тем не менее у любого счастья существует фон, или, вернее, основа, и есть подробности крупных планов.
Наиболее прочной и, вероятно, единственно прочной основой является глубокая удовлетворённость главным делом своей жизни, которое тоже у каждого человека своё.
Личные, повседневные огорчения и радости (подробности крупного плана) могут, конечно, на время заслонять основное. Но при отсутствии основного они не могут составить счастья.
(По В. Солоухину*)
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».
1) Что для человека есть главное дело жизни?
2) Проблема того, какие у человека бывают запросы и стоит ли их удовлетворять.
3) В чём заключается счастье?
4) Проблема о толковании русских пословиц.

2. Сформулируйте и запишите проблему текста.
За тысячелетия земной истории о войне на всех языках мира написано много неправды, красивых сказок и прямой лжи. Это и понятно, потому что война, как известно, всегда была продолжением политики военными средствами и служила интересам власть предержащих. Наша же большая война, на полях которой решались судьбы планеты, имела другой характер и другие, отличные от предыдущих, цели. Говорить неправду о ней не только безнравственно, но и преступно как по отношению к миллионам её жертв, так и по отношению к будущему. Люди земли должны знать, от какой опасности они избавились и какой ценой досталось им это избавление.
(По В. Быкову*)
* Василь (Василий) Владимирович Быков (1924-2003) - белорусский писатель и общественный деятель.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·___________________________________________________________________________

3. Укажите проблему, которая не рассматривается в этом тексте. __________
Всей кожей своей я чувствую и жду, когда освободится эта земля из-под снега, и мне не всё равно, чем засеют её в нынешнем году, и какой она даст урожай, и будут ли обеспечены на зиму коровы кормами, а люди хлебом. Не могу я не думать изо дня в день и о том, построен ли уже в моей деревне навес для машин или всё ещё они гниют и ржавеют под открытым небом, и когда же наконец будет поступать запчастей для них столько, сколько нужно, чтобы работа шла без перебоев, и о том, когда мои односельчане перестанут наконец глушить водку, а женщины горевать из-за этого.
А ещё: сколько талантливых ребятишек растёт сейчас в моей деревне, и все ли они выбьются в люди, заметит ли их вовремя кто-нибудь, и кем они станут?..
(По А. Яшину*)
* Александр Яковлевич Яшин (1913-1968) – русский советский прозаик и поэт.

1) Проблема небезразличного отношения к окружающей действительности.
2) Проблема человеческого любопытства.
3) В чём заключается активная жизненная позиция?
4) Как нужно относиться к «мелочам жизни», к частностям, из которых строится наша жизнь?
4. Укажите, в каком варианте ответа формулировка проблемы подменена позицией автора. ___________
Был бы иноходец под рукой, сел бы и, крича от восторга и радости, явился бы к ней, как этот белый снег поутру.
Но он знал, что это только мечта...
Что ж, половина жизни проходит в мечтах, потому, быть может, и сладка она так, жизнь. Быть может, потому и дорога она, что не всё, не всё сбывается, о чём мечтаешь. Смотрел он на горы и небо и думал, что вряд ли люди могут быть в одинаковой мере счастливы. У каждого своя судьба, свои радости, свои горести, как свет и тень на одной и той же горе в одно и то же время. Тем и полна жизнь... «А она, наверно, и не ждёт уже. Разве что вспомнила, увидев свежий снег на горах...»
Стареет человек, а душа не желает сдаваться, нет-нет да и встрепенётся, подаст свой голос.
(По Ч. Айтматову*)
* Чингиз Торекулович Айтматов (1928-2008) известный киргизский писатель, писавший на киргизском и русском языках.
1) Что делает жизнь человека полной, насыщенной? Над этой проблемой задумываешься, читая отрывок из произведения Ч.Т. Айтматова.
2) Увы, многим нашим мечтам не суждено сбыться. А нужно ли мечтать? На этот вопрос ищет ответ Ч.Т. Айтматов.
3) Основной проблемой в тексте Ч.Т. Айтматова является то, что не все мечты сбываются, но тем и дорога жизнь, что в ней есть и радости, и горести, и именно поэтому человек не перестаёт мечтать.
4) Ч.Т. Айтматов затрагивает актуальную для меня проблему: нужно ли сдаваться, отступать перед жизненными трудностями?

5. Укажите, в каком варианте ответа формулировка проблемы подменена пересказом. ______
Я начинаю чувствовать деревню. У нас зацвела черёмуха, которой очень много подле дома, и восхитительный запах её как-то короче знакомит меня с природой. Я по нескольку часов упиваюсь благовонным воздухом сада. И тогда мне природа делается понятней, все мельчайшие подробности, которых бы прежде не заметил или счёл бы лишними, теперь оживляются и просят воспроизведения. Каждый пригорочек, каждая сосна, каждый изгиб речки очаровательны, каждая мужицкая физиономия значительна (я пошлых не видал ещё), и всё это ждёт кисти, ждёт жизни от творческого духа. Здесь всё вопиёт о воспроизведении, а больше всего восхитительные овраги подле дома, перед которыми Чёртов овраг в Нескучном саду очень незначителен, и живописные берега речки Сендеги, которым я не могу найти и сравнения. Первое и самое сильное чувство, которое производят на меня эти красоты природы, для меня болезненно, мне тяжело, мне надобно облегчить свою грудь, надобно поделиться с кем-нибудь этими неотступными впечатлениями, которые лезут в душу со всех сторон.
Я обошёл почти все окрестности, видел крестьянский праздник. И всё это хорошо, а лучше всего природа. Что за реки, что за горы, что за леса! Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он бы давно превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии...
(По А. Островскому* )
* Александр Николаевич Островский (1823-1886) русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.

1) В чём заключается красота деревенской природы? Ответ на этот вопрос даёт нам известный драматург XIX века А.Н. Островский. Прошло уже более ста лет, однако люди до сих пор, приезжая в деревню, восхищаются окружающей красотой. В чём же секрет этой притягательной силы природы?
2) Мы настолько привыкли к тому, что человек и природа сосуществуют уже много тысячелетий, что даже не обращаем внимания на то, какая красота нас окружает. Что нужно сделать, чтобы заметить красоту природы? Именно этот вопрос поднимает в своём тексте А.Н. Островский.
3) Проблема влияния природы на человека, затронутая ещё в XIX веке А.Н. Островским, кажется мне актуальной до сих пор, ведь люди, живущие в городах и мегаполисах, настолько привыкли к ускорившемуся темпу жизни, что не замечают «мельчайших подробностей», которые способны вызвать в душе человека самые сильные чувства. Какое же воздействие может оказать природа на человека?
4) В данном тексте А.Н. Островский описывает проблему того, как он начал чувствовать деревню. На эти мысли автора навёл запах зацветшей сирени, заставивший его больше времени проводить на природе. Именно поэтому писатель стал обращать внимание на детали, которых раньше не замечал. Обойдя все окрестности, он ощутил настолько сильное чувство радости от увиденного, что захотел поделиться этой проблемой с нами, с читателями.

6. Сформулируйте и запишите проблему текста.
«Цивилизация по-американски» предполагает смерть традиционной культуры. Даже в американском кино заметна деградация: классические драмы пятидесятых-восьмидесятых умерли, уступив дорогу блокбастерам. Демонстрируя чудеса изобретательности, режиссёры делают фильмы всё более детскими, соответствующими умственному развитию школьников с заторможенной психикой. Стыкуя с компьютерными играми, они подгоняют их под «клиповое мышление» модный термин, за которым стоит младенческая неспособность концентрировать внимание.
(По А. Туркину*)
Александр Туркин – современный публицист.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Укажите правильную формулировку проблемы текста. __________
Тонкий телефонный кабель... Тонкий, как нерв. Как жилка артерии.
Был горячий бой, и кабель рвался часто. Тогда прерывался пульс боя, роты не слышали приказа комбата, телефонисты тщетно кричали в трубки, а по полевым дорожкам, среди осыпающейся пшеницы, уже ползли связисты и сращивали кабель.
Но бой был горячим, и кабель, тонкий, как жилка артерии, рвался часто, и связисты решили, что не к чему, восстановив связь, отползать обратно в укрытие. Лучше просто лежать на линии, у кабеля, и чинить его немедленно, как порвёт.
И они остались на линии, люди, у которых нервы были куда крепче, чем телефонная проволока, тонкая, как нерв.
Так лежали они под огнём, следили за полётом мин и снарядов. Ещё дым разрывов не успевал рассеиваться, как они были на месте повреждения, - и никому из них не подумалось, что и нить человеческой жизни, как проволока тонка, её легко перебить снарядом или миною. Не к чему было думать об этом!
(По Б. Горбатову*)
* Борис Леонтьевич Горбатов (1908-1954) русский советский писатель, сценарист.

1) Автор предложенного для анализа текста Б.Л. Горбатов затрагивает актуальную в годы войны проблему ремонта телефонных проводов, ведь если во время боя нет полевой связи, то невозможно дать своевременный отпор врагу.
2) В годы Великой Отечественной войны многие защитники Родины проявляли самые лучшие человеческие качества, такие как героизм и самоотверженность в борьбе с захватчиками. Именно проблему героического поведения русских солдат во время войны поднимает в своём тексте Б.Л. Горбатов.
3) Описывая страшные эпизоды военной жизни, Б.Л. Горбатов заставляет нас, современных читателей, окунуться в эту эпоху и задуматься над проблемой того, как нелегко было телефонистам устранять неполадки с полевой связью, однако они мужественно выносили все трудности, поскольку от них зависели жизни других людей.
4) Какие чувства испытывает человек, оказавшийся под прямым обстрелом? О чём он думает? На эти проблемные вопросы даёт ответы Б.Л. Горбатов, автор произведений о Великой Отечественной войне.

8. Укажите проблему, которая не рассматривается в этом тексте. _______
Как-то вдруг совсем иначе повернулось ко мне всё, что я видел на севере.
Помню, подходит к Кижам, на Онежском озере, теплоход с туристами. Гремят рупора: «Из-за острова на стрежень...» У каждого туриста своя музыка, свой магнитофон или приёмник. Сходит человек по сходням, оглушённый. А на оставленном теплоходе, чтоб туристам не было скучно, запускают на полную громкость «Приходите свататься, я не стану прятаться...».
На Соловках в Святом озере стирают трусы, носки... Сбиваются компании, кто с кем выпьет, где костёр зажечь, разложить закусь. Перекликаются дикими голосами. Кружевной Преображенский собор, вырезанный топором, сказка XVI века, осматривается на бегу, между делом. Старина стариной, главное успеть бы выпить и закусить.
Никакого раздумья возле соловецких стен, возле самых древних памятников. Никакого углубления в духовную жизнь...
(По Г. Свирскому *)
* Григорий Цезаревич Свирский (р. 1921) русский советский писатель, мемуарист; в 1972 году уехал из СССР, с 1992 года вновь печатается в России.

1) В центре внимания Г.Ц. Свирского проблема отношения к памятникам культуры.
2) Текст Г.Ц. Свирского заставил меня задуматься над злободневной проблемой упадка нравственной культуры, культуры поведения человека.
3) Мы с друзьями не раз выезжали на природу, поэтому затронутая Г.Ц. Свирским проблема отдыха туристов мне очень близка.
4) К сожалению, мы не храним то, что имеем. К такому выводу я прихожу, прочитав текст Г.Ц. Свирского, посвящённый проблеме экологии культуры.

9. Укажите, в каком варианте ответа формулировка проблемы подменена позицией автора. _____________
Помню, бабушка со смехом рассказывала, что в семье мужа (моего деда, успевшего умереть до революции) считались неприличными слова «жених» и «фрамуга». Наш дом был как раз с фрамугами прабабушками стеклопакетов. Очень неуклюжая вещь, вроде большой форточки. Замок ломался, и верёвка обрывалась... Про жениха комментариев не имею.
Но это семейные игры. Для бывших. Для Набокова.
Плохих слов нет. Всё зависит от интонации и контекста. От частоты употребления и уместности злоупотребления. Так что не слова виноваты, а мы перед словами. За неточное, за неправое употребление. Язык есть Богом данный детектор лжи. Всё, что мы захотим скрыть, всё, что будет сказано с корыстью, с целью показаться не тем, что ты есть, сделает неприятным ни в чём не повинное слово.
(По А. Битову*)
* Андрей Георгиевич Битов (р. 1937) советский и российский писатель.
1) Почему одно и то же слово воспринимается людьми по-разному? Этот вопрос ставит перед читателями наш современник А.Г. Битов.
2) А.Г. Битов поднимает проблему того, что наше небрежное отношение к русскому языку заключается в неправильном, неточном употреблении слов.
3) Текст А.Г. Битова посвящён не теряющей своей актуальности проблеме бережного отношения к нашему родному языку.
4) Существуют ли в языке плохие, неприличные слова? Над этим вопросом рассуждает автор текста А.Г. Битов.
10. Укажите, в каком варианте ответа формулировка проблемы подменена пересказом. _______________
Для взрослого человека не такое уж событие перебраться из одного дома в другой. Ему за свою жизнь столько раз приходится таскаться с квартиры на квартиру, с одного конца города в другой конец, а то и из одного города в другой город. А теперь люди вообще запросто ездят в соседние страны, даже в Африку.
Но когда тебе девять лет и все эти девять лет с тех пор, как ты себя помнишь, ты жил на одном месте, а теперь тебя везут в другое, пусть даже в том самом городе, тебе кажется, что ты едешь в какой-то совсем иной, необычный, неведомый мир...
Между прочим, это касается не только пространства, но и времени.
Для взрослого человека год жизни срок невеликий. Это одиннадцать месяцев работы, двенадцатый отпуск. День бежит за днём торопливо, как листки календаря, когда их пропускаешь из-под пальца шррр... Неделя мелькает за неделей. Время летит без удержу... И чем дальше, тем быстрее. Зима, весна, лето, осень. Зима, весна, лето, осень. Зима лето. Зима. Зима.
Но для человека, недавно явившегося на свет, ход времени совсем иной. Для него год это нечто необъятное. И те девять лет, что он прожил, представляются ему вечностью. И впереди у него столько, что он почитает себя практически бессмертным. Школьная четверть в его понимании равна исторической эпохе. А скажите ему, что в цирк его поведут не сегодня, а завтра, - заревёт: долго ждать...
Всё это, конечно, подтверждает новейшие учения об относительности времени и пространства.
(По А. Рекемчуку*)
* Александр Евсеевич Рекемчук (р. 1927) русский советский писатель.

1) В предложенном мне для анализа тексте А.Е. Рекемчука затронута проблема восприятия времени и пространства. Автора интересует, как эти понятия воспринимают взрослые и дети.
2) Чем детское мировосприятие отличается от взрослого? Об особенностях отношения ребёнка к окружающей его действительности пишет А.Е. Рекемчук.
3) Действительно ли наши представления о времени и пространстве относительны? В этом вопросе пытается разобраться автор текста А.Е. Рекемчук.
4) А.Е. Рекемчук обращается к проблеме того, что, хотя людям часто приходится переезжать и взрослые к этому относятся как к чему-то привычному, для детей переезд это путешествие в неведомый мир. Кроме того, если для взрослого время летит незаметно, то ребёнок воспринимает год как нечто необычное, а своё будущее как целую вечность, что в общем подтверждает теорию относительности.

11. Сформулируйте и запишите проблему текста.
Первая любовь самая восторженная, самая искренняя, самая глупая, не тронутая ни жизненным опытом, в котором страсть уживается, пусть бескорыстно, с практичностью, ни рассудочным самоконтролем, который сдерживает проявление чувств. Валентин не боялся ошибиться, верил, что любовь победит, какие бы беды ни стояли у неё на пути, какие бы испытания ни принесла ей судьба. Настоящая любовь, наверное, единственная, к ней пойдёшь, отказав себе во всём, пойдёшь, не считая бессонных ночей, горестей и неудач. И, наверное, ни слабость в минуты усталости, ни насмешки не заставят тебя свернуть в сторону. Валентин верил, что не с неба прямо в руки падает любовь, а растёт, мужает, крепнет в будничных делах, пропитывает жизнь стремлением стать лучше, чем ты есть, желанием бороться за неё.
(По Л. Давыдычеву*)
* Лев Иванович Давыдычев (1927-1988) русский советский писатель.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Укажите проблему, которая не рассматривается в этом тексте. ___________
Рассказывают, как на одной студии сдавали одночастевую заказанную картину про огуречную рассаду. На сдачу картины приехал заказчик, ответственное лицо ведомства, ведающего вопросами огуречной рассады. Картина ему понравилась. В научном и практическом отношениях никаких вопросов у него не возникло. Возник другой вопрос.
Вот у вас в начале картины показывают лес, сказал заказчик. А в то же самое время играет оркестр. Он что, сидит в лесу?
Ну, тут все наперебой стали объяснять ответственному лицу, что такое специфика кино. Но гость стоял на своём.
Вы не крутите. Вы мне скажите прямо в лесу играет оркестр?
Все печально признались, что в лесу оркестр не играет. Пришлось заменить музыку фоном леса, птичками.
На студии рассказывают эту историю как анекдот. Но мне кажется, что, несмотря на некоторую прямолинейность, заказчик фильма об огуречной рассаде был носителем своеобразной правоты. В лесу не играет оркестр. И никто не поёт хором в разгар сабельной атаки. И закадровая песня, выражающая состояние души героя, возможна лишь при условии зрительской веры в существование и самого героя, и его души.
(По Ю. Визбору*)
* Юрий Иосифович Визбор (1934-1984) советский автор-исполнитель песен (бард), поэт, один из основоположников жанра авторской песни; киноактёр, журналист, писатель, сценарист.

1) Проблема достоверности в искусстве. (Должно ли искусство достоверно отражать действительность?)
2) Проблема роли музыки в кинематографе. (Какова функция музыки?)
3) Проблема дилетантского отношения в искусстве. (Должен ли человек, не имеющий специальной подготовки, заниматься искусством?)
4) Проблема назначения искусства. (Какова главная цель искусства?)

13. Укажите правильную формулировку проблемы текста (без речевых ошибок). _______
Летняя наша жизнь в старом доме, в посёлке, кроме прочего счастливо отличается от городского быта, что вокруг живая жизнь. С городской квартирой не сравнить. Там пустыня.
У себя во дворе пытался я перечесть растения да травы, какие зеленеют, цветут, хотя бы самые заметные... Добравшись до сотни названий, оставил я это пустое занятие. Пусть их Бог считает да стережёт.
А про живность, какая летает, порхает да ползает, и говорить нечего. Нечаянный таракан в городскую квартиру забредёт, с ним война: дави да трави! Крохотная моль перепорхнёт вовсе смятенье. В старом доме, в просторном дворе его, порядки иные: здесь жильцов не счесть. И всем приюта хватает.
Правда, ласточки на веранде теперь уже не живут, хотя прилетают, щебечут; зато уж воробьёв полный двор, по застрехам птенцов выводят. На колючей терновке ненадёжное гнездо горлицы. Его и гнездом не назовёшь, какое-то решето. Рядом скворцы, синицы, славки. Желтокрылая иволга – в густой кроне вяза. Дятел порой стучит, врачуя старые яблони. Птиц немало. А тварей помельче, их вовсе не счесть. Тяжёлые шмели, земляные да древесные пчёлы, янтарные осы, легкокрылые бабочки - от величественных махаонов, ярких крапивниц до всякой мелочи, кузнечики да сверчки, богомолы «кобылки», солдатики, божьи коровки, муравьи, пауки, прочие букашки, которых не перечесть. Это лишь взгляду стороннему может показаться, что зелёный наш двор дремлет в безжизненном забытьи. Приглядись да прислушайся всюду жизнь.
(По Б. Екимову*)
* Борис Петрович Екимов (р. 1938) русский прозаик и публицист.

1) Проблема того, чем жизнь в старом доме отличается от городского быта.
2) Проблема невнимательного отношения человека к природе.
3) Возможно ли перечесть все растения и всю живность, которые цветут и обитают около загородного дома?
4) Проблема о восприятии природы человеком.

14. Укажите, в каком варианте ответа формулировка проблемы подменена пересказом. _____
Солнце... И необычная тишина. Непонятное молчание. Утро первого дня войны...
Наша соседка, жена военного, вышла во двор вся в слезах. Она что-то шепнула маме, но показала знаками, что надо молчать. Все боялись произнести вслух то, что случилось, даже тогда, когда уже знали, ведь кому-то уже успели сообщить. Но они боялись, чтобы их не назвали провокаторами. Паникёрами. А это страшнее войны. Они боялись... Это я сейчас так думаю... И, конечно, никто не верил. Что вы! Наша армия на границе, наши вожди в Кремле! Страна надёжно защищена, неприступна для врагов! Это я тогда так думал...
Крутили радио. Ждали выступления Сталина. Его голос был нужен. Но Сталин молчал. Потом выступил Молотов... Все слушали. Молотов сказал: «Война». Всё равно ещё никто не верил. Где Сталин?
Налетели на город самолёты... Десятки незнакомых самолётов. С крестами. Они закрыли небо, закрыли солнце. Ужас!! Посыпались бомбы... Беспрерывно слышались взрывы. Треск. Всё происходило как во сне... Не наяву... Я уже был не маленький, я запомнил свои чувства. Свой страх, который расползался по всему телу. По всем словам. Мыслям. Мы выскочили из дома, бежали куда-то по улицам... Мне казалось, что города уже нет, одни развалины. Дым. Огонь. Кто-то сказал: надо бежать на кладбище, потому что кладбище бомбить не будут. Зачем бомбить мёртвых? И все бросились туда, там собрались тысячи людей. Они обнимали камни, прятались за плитами.
Там мы с мамой просидели до ночи. Никто вокруг не произносил слово «война», я слышал другое слово «провокация». Его повторяли все. Разговоры были такие, что вот-вот наши войска перейдут в наступление. Сталин дал приказ. И в это верили.
(По С. Алексиевич*)
* Светлана Александровна Алексиевич (р. 1948) прозаик, сценарист, драматург, публицист.

1) Сколько произведений посвящено Великой Отечественной войне! И в каждом из них звучит проблема душевного состояния человека в условиях войны, в условиях этой страшной трагедии. Эту же проблему мы видим в тексте С.А. Алексиевич.
2) Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны? Этим вопросом задаёшься после прочтения отрывка из произведения С.А. Алексиевич.
3) Текст С.А. Алексиевич посвящён проблеме неготовности людей поверить в то, что началась война, страха произносить это слово вслух, чтобы их не назвали провокаторами, нежелания верить в слова правительства о начале войны и надежды на советские войска, которые защитят от немецких бомбёжек.
4) Повествуя о первых днях начала Великой Отечественной войны, С.А. Алексиевич затрагивает проблему веры советских людей в своё правительство, в его способность защитить от этой трагедии.

15. Укажите, в каком варианте ответа формулировка проблемы подменена позицией автора. ____
Отыскались неизвестные записи Владимира Яхонтова, замечательного чтеца. Голос его был записан на диски ещё до войны. Диски оказались в состоянии неважном. Переписали на магнитную ленту звучание улучшилось. Но подряд стихотворения давать нельзя: одно звучит ярко, другое матово, одно выше, другое ниже. Передачу можно было построить, проложив между отдельными записями другой голос. Поручили это дело мне. После перехода на другой тембр дефекты записи Яхонтова уже не слышны. Пустили передачу в эфир годится! Хотели включить записи в «золотой фонд» - не прошли. Не то качество записей Яхонтова. «Вас можно в «золотой фонд». А Яхонтова нельзя».
Но ведь его нет на свете! И другого Яхонтова нет и не будет! Это всё равно что выбросить рукописи Пушкина из Пушкинского дома на том основании, что они дошли до нас в черновом виде и написаны Пушкиным не на машинке и не с одной стороны листа. Вот день, когда мне было стыдно, что я гожусь в «золотой фонд». Мне было стыдно «годиться»!
(По И. Андроникову*)
* Ираклий Луарсабович Андроников (1908-1990) советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий.

1) Долговечна ли актёрская слава? Этим вопросом задаётся И. Л. Андроников, когда сталкивается с нежеланием включить записи известного чтеца В. Яхонтова в «золотой фонд».
2) И.Л. Андроников затрагивает проблему отношения общества к знаменитостям. Автора беспокоит то, почему это отношение меняется, как только знаменитые люди сходят со сцены.
3) Работая на телевидении, автор текста столкнулся с проблемой оценки таланта современниками.
4) Проблема текста заключается в том, что современники часто поступают жестоко по отношению к гению, забывают о нём, когда он уходит из жизни.

16. Выявите и сформулируйте проблемы, поднятые Д.С. Лихачёвым. Составьте рабочие материалы к сочинению.
В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и... самоуважение.
Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится его «перекричать», испугать обвинениями, это пустой человек, и спор его пустой.
Как же ведёт спор умный и вежливый спорщик?
Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника человека, не согласного с его мнением. Более того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задаёт ему дополнительные вопросы.
Внимательно выслушивая противника и переспрашивая, спорящий достигает трёх целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника завоёвывает симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.
Возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приёмам спора и придерживаться правил: 1) возражать, но не обвинять; 2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т. п.); 3) не отклоняться в сторону от темы; спор нужно доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.
На последнем утверждении следует остановиться особо.
Если вы с самого начала ведёте спор вежливо, без заносчивости, то вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.
Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоёвываете уважение окружающих. Этим вы призываете к уступчивости и противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.
Признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими).
Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту, только чтобы ему понравиться, или из трусости, из карьерных соображений и т. д.
Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побеждённым в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, как это красиво!
Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий следить за спором, который ведётся умелыми и умными спорщиками.
(По Д. Лихачёву)








13PAGE \* MERGEFORMAT14115





Приложенные файлы

  • doc 10773809
    Размер файла: 151 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий