Хор Ноченька из оперы Демон


Хор ,,Ноченька” (из оперы демон) Музыка А. Г. Рубинштейна
А. Г. Рубинштейн (1829 – 1894 годы). Мать Антона была пианисткой. Жили они с мужем в бедности, и лишь с большим трудом им удалось приобрести подержанное фортепиано, на котором она принялась учить музыке шестилетнего мальчика. Занятия были столь успешными, что когда семья переехала в Москву и Антона показали известному учителю музыки А. И. Виллуану, последний, удивленный дарованием мальчика, предложил бесплатно давать маленькому виртуозу уроки. Один из величайших пианистов мира, знаменитый композитор и дирижер, прогрессивный музыкальный деятель. В 1859 году основал Русское музыкальное общество. В 1862 году Музыкальное общество открыло первую русскую консерваторию в Петербурге. Во главе ее стал А. Г. Рубинштейн. Через несколько лет Музыкальное общество по инициативе А. Г. Рубинштейна открыло вторую консерваторию — в Москве. Первым директором Московской консерватории стал брат А. Г. Рубинштейна Н. Г. Рубинштейн, великий пианист и замечательный дирижер. Концерты Русского музыкального общества положили начало регулярной концертной жизни в обеих столицах. Консерватории готовили столь нужных русской культуре музыкантов разных специальностей. Много крупнейших русских музыкантов получило образование в основанных братьями Рубинштейнами консерваториях. Достаточно сказать, что одним из первых Петербургскую консерваторию окончил, по классу композиции А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковский.Рубинштейн - автор немалого числа опер, но только одна из них - "Демон" - познала признание и популярность. Успех к рубинштейновскому "Демону" пришел не сразу. Премьера Мариинского театра, прошедшая в 1875 году, большую часть слушателей и критиков оставила спокойными. Хотя уже тогда одни особо отмечали музыкальную красоту арий, другие - хоровых сцен.Настоящее же открытие "Демона" произошло в Большом театре четыре года спустя, когда состоялась московская премьера оперы с Павлом Хохловым в главной роли. Критики отмечали, что у 25-летнего баритона получился настоящий романтический лермонтовский персонаж: "У его Демона - прекрасное молодое лицо, волнистые кудри...". Демон Хохлова был не фантастическим персонажем, а человеком. Через некоторое время партию Демона спел великий Федор Шаляпин, и образ Демона стал мечтой многих вокалистов. Дальнейшая история оставила воспоминания об отдельных актерских удачах, но не о знаменитых постановках. Всю вторую половину XX века "Демон" мало звучал на российских подмостках. Зато первое десятилетие XXI века обнаружило живой интерес к опере Рубинштейна. Она представала то "триллером", то сдержанно-графическим сценическим опусом "без далеко идущей концепции-морали и нервных срывов".Постановщик спектакля в Музыкальном театре режиссер Г. Тростянецкий, известный своими работами в драме, оперу ставит впервые. В "Демоне" он стремится к созданию оперной фрески, считая, что "название оперы связано не с персонажем, а, скорее, с явлением, с неким качеством человеческой природы". Художник спектакля Семен Пастух и художник по костюмам Галина Соловьева в опере далеко не новички, и всякий раз их художественные решения спектаклей были интересны.Это произведение часть оперы – оперный хор. Этот хор находиться в 3 картине первого действия, в которой идет повествование о том, что: по горной дороге движется богатый караван: князь Синодал спешит к невесте. Но вот в ущелье дорогу преграждает обвал. Близится ночь, и караван вынужден остаться в этом мрачном месте до утра. Старый слуга советует Синодалу пойти помолиться в часовне, что видна на скале, - это убережёт путников от несчастья. Но жениху не до молитвы: в его мыслях - только Тамара. Поскорей бы увидеть её, поскорей обнять! Если бы можно было обернуться соколом и полететь к ней! Спутники Синодала располагаются на ночлег и, уставшие от долгой дороги, быстро засыпают. Засыпает и молодой князь. Над Синодалом склоняется тёмная фигура; Демон вглядывается в соперника. Недолго осталось ему спать: во тьме ночи к каравану подкрадываются татары. Внезапность нападения решает участь путников. Караван разграблен, часть слуг убита, остальные разбежались. Сам князь смертельно ранен. В последние минуты Синодал видит перед собой безмолвный тёмный призрак. Характер этого произведения тревожный, волнительный. Содержание текста: Ночь. Воины отдыхают, набираются сил перед очередным походом. Когда встает зоренька, воины ощущают прилив энергии, что выражается в характерной, ориентальной мелодии с ходом на ув. 2. Форма этого произведения сложная трехчастная репризная. Первая часть представляет собой квадратный период повторного строения 4+4 тактов; вторая часть – развитие. простая двухчастная безрепризная форма первая части – квадратный период не повторного строения.Произведение написано в тональности es – moll. Размер сложный – 6\8. Темп - andante. Динамика в начале произведения piano. Развитие во второй части, нарастание до F, а потом опять убавляется к piano в третьей части. Фактура в этом произведении аккордовая.Произведение написано для двухголосного мужского хора, для теноров, басов. Divisi используется с самого начала произведения у басов, а потом появляется в партии теноров, ближе к кульминации.Диапазон теноров: от f до a2Диапазон басов: от g до Исполнительские трудности: 1)ансамблевые – партии должны быть сбалансированы, не перекрикивать друг друга, например в самом начале второй части; дыхание берется по фразам; все согласные нужно четко выговаривать, что бы зрители могли понять смысл и текст. 2)Интонационные трудности – гаммы в обоих голосах во второй части.3) Дирижерский жест – жест должен показывать различное звучание хорп : приглушенное в крайних частях и яркое в средней, сдержать темп на протяжении всего времени, передать потаенный характер этого произведения хору.

Приложенные файлы

  • docx 10784823
    Размер файла: 16 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий