Клише для анализа прозаического текста


Приложение 3
Клише – шаблон, или алгоритм филологического анализа
Не так много в литературе произведений, которые волнуют и лечат одновременно. Ещё меньше тех творений, где непонятность не терзает, а влечёт. Общепринято в таких случаях применять слово «гений». Говоря о гении (Достоевского), следует отметить такое свойство: он заставляет думать не о прочитанном, а о настоящем. При этом не надо искать водораздел между автором и и нами. Важно, что авторская мысль продолжается сегодня……
…(милосердие) – это одна из сквозных тем русской литературы. Мотив (чести, поиска смысла жизни, переоценки ценностей….) питал творчество многих мастеров слова (вспомним пушкинского «Медного всадника», «Униженные и оскорблённые» Достоевского, «Воскресение» Льва Толстого, «Очарованного странника» Лескова….)Чтобы легче было проникнуть в идейно-тематическое пространство рассказа (Достоевского), позволим себе его этюдное восприятие, связанное с несколькими уровнями прочтения.
ПРОЧТЕНИЕ ПЕРВОЕ: «АВТОРСКАЯ УСТАНОВКА».
И в опьянении, наперекор уму заветным именем будить ночную тьму.
А.Фет
Само заглавие рассказа богато//небогато смыслами: это …. и …Заранее задаётся впечатление (лёгкости и светлости, загадочности, жизненной обыденности…)
Имена героев выбраны неслучайно. (РОДИОН РОМАНОВИЧ – человек из обычного рода, но с царственным отчеством…..) Фамилии, пусть и не «говорящие», но дающие ключ к разгадке образа(Раскольников –символ раскола в душе)
Герои не поименованы. Этим подчёркивается, что их внутренняя жизнь гораздо сложнее внешней суеты и социальных связей.
Интонационный строй речи напоминает (сказку, стихотворение в прозе, элегическое раздумье о смысле жизни, простую житейскую историю…)
Ориентация языка на (лиризм, философичность, задушевную беседу) служит дополнением к эмоционально-оценочной характеристике созданного автором мира….
Авторская позиция видна и в символических деталях(Волосы цвета «гаванны»,т.е. табачного дыма, сирень – знак любви и красоты, лучистые глаза – олицетворение кротости и чистоты…)
Автор вводит два плана повествования: реальный мир, где живут….и символический мир…(идеалов, мечты, где тот же герой….)
Завораживает мысль:….Голос рассказчика убедительно звучит среди….(суеты жизни, тишины «равнодушной природы»…)
Обозначение времени и пространства здесь (максимально неопределённо, но весьма символично,…обыденно просто:….) Пространственно-временные рамки (расширяются //сужаются ,когда герой вспоминает…,рассуждает, представляет…, осмысливает прожитое…) События (льются плавно, как «река времён», что «В своём стремленье уносит все дела людей»(Державин),…передаются фрагментарно, обрывисто, пульсируют с душой, которая бьётся «на пороге как бы двойного бытия» (Тютчев))
ПРОЧТЕНИЕ ВТОРОЕ: «СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ».
… Тебя я увидел, но тайна твои покрывала черты.
А.Толстой
Круг персонажей можно условно разделить на (три) группы: (пассажиры, Он и Она, рассказчик)
Отсутствие ярких внешних характеристик и биографических деталей подчёркивает типичность образов. Но ярко врезаются в память особенности психологического портрета:(волнение мыслей, сбивчивые слова, показное равнодушие…)Основным средством характеристики героев является их речь. …говорит образно, видно, что ему присуще «шестое» поэтическое чувство экзистенциальной личности. А… произносит односложные скомканные фразы, от которых веет холодом серого существования. Становится жаль это бескрылое существо.
Вся история построена на сопоставлении….и ….Интересен смысловой контраст: красота мечты о.. и проза жизни, где…, прошлое, где… ,и настоящее, в котором….,) ОН…. ОНА.. Повествование ведётся от лица… Это…
ПРОЧТЕНИЕ ТРЕТЬЕ: «СКРЕПЫ».
…Но мы попробуем спаять его любовью, а там увидим, что прочней.
Ф.Тютчев
Рассмотрим внимательно, как автор добивается композиционной цельности при внешней разрозненности узоров повествования. В каких «скрепах» проявляются особые смысловые связки?
Кольцевая композиция символизирует замкнутый круг, из которого героями не найдено выхода… нам с самого начала известно завершение истории, но до последней строки звучит нота (тихой грусти:…)Прямое композиционное движение похоже на течение реки. Исток (завязка) - ….Разлив (развитие действия) -…Порог(кульминация) - … Устье(развязка) - … А после остаётся впечатление тихой журчащей грусти, «как о воде протекшей будешь вспоминать» (Бунин), но в одну воду не войти дважды, потому каждое новое прочтение даёт иной ракурс восприятия текста. Нарушение фабульного течения, как камень, брошенный в тихую заводь. (Это ретроспекция//лирическое отступление , где идёт речь о…)
Композиция(трёхчастная//четырёхчастная…). Такое деление отражает идейно-семантическое своеобразие произведения: (человек жил обычно - прошёл испытание красотой – вышел преображённым из горнила истинного чувства- стал достоин звания Человека естественного)
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Волшебной властию созвучий дойдёт до сердца твоего.
И.Аксаков
В рассказе не найти на поверхности ярких тропов, зато обнаруживается гармония реальной картины с тонко подмеченными подробностями…. Фоника передаёт ритм повествования….Нельзя не отметить, насколько точно и умело построен семантический ряд, намеченный переливами ключевых слов:…..(Доброта – зов – вечность – тоска – счастье…)Редкие средства выразительности подобны драгоценным камням, удачно оттенённым изысканной дорогой оправой идеи (обыграть интересные ИВС)На морфологическом уровне можно отметить преобладание(сущи прил – статичность мира, глаголов – динамика сюжета). Синтаксическое строение текста оттеняет( простоту и естественность героев//глубокие философские раздумья героев…)
Вспоминаются(прозревший в предсмертный час Андрей Болконский, излечившийся от болезни сверхличности Родион Раскольников, жаждущий послужить Отечеству Иван Флягин, герои других произведений), которые тоже мучились над проблемой( истинного чувства, смысла жизни). Такая рефлексия – признак «диалектики души». Автор, пробуждая в сознании читателей систему ассоциативных связей, пытается сказать¸ что вечны (ПРОСТОТА, ДОБРО И ПРАВДА)
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Правда и красота… всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на Земле.
А.Чехов
Рассказ (Бунина»Холодная осень») можно назвать лирической новеллой). Доказательство тому – наличие перелома, поворотного момента, когда…
Автор хочет сказать: «,,,,»(ИДЕЯ: ЦИТАТА И КОММЕНТАРИИ)Такие произведения, помимо эстетического наслаждения, несут читателям очищающее причащение мудрости из целительного источника Истины….

Приложенные файлы

  • docx 10785745
    Размер файла: 18 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий