Философия и культура общее и особенное.

Вопросы осмысления культуры как целого занимают одно из важнейших мест в ряду философских проблем. Традиции философского осмысления культуры были заложены еще в эпоху античности. На протяжении дальнейшего развития в Средние века. Новое время культура (просвещение, образованность, воспитание, цивилизация) оставалась ключевой в философском осмыслении. В XIX в. самостоятельной областью философской рефлексии становится философия культуры, позволившая поднять представления о культуре на высокий обобщающий уровень, сконцентрировать все существенное, относящееся к знанию о культуре. На протяжении XIX–XX вв. в ее рамках сложился ряд оригинальных школ и направлений, разрабатывавших проблематику культуры, духовной жизни, символотворчества. Философский анализ не только изучает культуру, но и дает свое понимание культуры. Философское осмысление культуры нередко оказывается оригинальным, открывает новые перспективы и возможности осмысления культурной реальности человека. Только с философских позиций осмысление культуры происходит в целостности, во всем многообразии способов ее бытия. Философия позволяет увидеть наиболее фундаментальные основания культуры. Философия ставит перед культурой ряд проблем, крайне значимых в социальном мире. Таковы, например, онтологические проблемы: вопросы о смысле культуры в перспективе человеческого бытия, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений и их общем векторе развития. В отношении человека философией культуры поднимается вопрос о том, в чем состоит специфика его культурной деятельности. В философии культуры исследуются и фундаментальные проблемы, соотношения культуры и природы, культуры и творчества. Следует также подчеркнуть, что философские интерпретации культуры не предполагают единообразия. Можно сказать, что философий культуры столько, сколько есть философий, философских принципов, способных взять на себя функцию осмысления феноменов культуры. С того времени, когда культура стала предметом философских рефлексий, возникла не одна философия культуры. Во многом именно тот угол зрения, который отражается в том или ином определении культуры, и является отправной точкой той или иной культур философской концепции. Каждая более или менее развитая философия включает в себя культуру как составную часть своего содержания. Более того, ход развития философской мысли последнего времени таков, что культура стала необходимым элементом всякой современной философии, составляя подчас сердцевину ее проблематики. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ (культурфилософия), общая теория культуры, касающаяся сущности и природы культуры, ее взаимоотношения с природой и обществом, классификации видов, форм и направлений, а также некоторых частных проблем, прежде всего связанных с цивилизацией. Ф.К. система метафизических утверждений о сущности, генезисе и наиболее общих законах культуры, прямо не опирающихся на эмпирические факты. Термин введен немецким романтиком А.Мюллером. Впервые о сущности культуры заговорили древнегреческие философы. Но они не употребляли термина «культура», а то, что мы относим сегодня к культуре, они относили к области нравственности. Софисты полагали, что обычаи, законы и нормы насилуют человеческую природу. Противопоставление природного и нравственного (культурного) представители другого направления древнегреческой киники довели до несовместимости и призывали человечество вернуть к природной простоте. Их считают первыми в истории критиками культуры. После них мысль об испорченности общественного состояния, т.е. о вредности культурных условностей, развивали стоики. В средние века Ф.К., благодаря усилиям христианских мыслителей, превращается в теологию культуры. Возникает новая антиномия: культуры и бога. Природа теряет право служить критерием оценки культуры, высшим судьей становится бог. В новое время возрождается античная версия Ф.К. То, что прежде утверждали античные киники, теперь можно услышать из уст французских философов-просветителей Руссо, Вольтера, Монтескье. Позже немецкие романтики, вчастности, Шеллинг, вновь повернули Ф.К. ктеологии культуры. Немецкие романтики повлияли на культурфилософские воззрения русских славянофилов, в особенности - на Хомякова.
На смену романтикам в Германии пришло представители философии жизни Ницше и Шопенгауэр), которые вернулись к античной концепции Ф.К. Специалисты полагают, что с них и славянофилов в берет начало Ф.К. в узком смысле как философское осмысление стадий эволюции культуры. Отныне в центре внимания новая дихотомия противопоставление культуры и цивилизации. Культура рассматривается как органическая целостность, а цивилизация как проявление механического и утилитарного отношения к миру. В том же духе позже рассуждают немецкие философы Зиммель и Шпенглер, русские философы Леонтьев, Данилевский, Бердяев. Если киники и французские просветители противопоставляли природе культуру, то современные мыслители заменили культуру цивилизацией. Сегодня философская природа культуры рассматривается в рамках экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии, марксизма, религиозных философских систем. Но она не затрагивается с позиций таких философских направлений, как позитивизм, субъективный идеализм и прагматизм. Каждое философское направление дает свое понимание культуры, ее влияния на общество и человека, законов развития культуры. Среди них выделяются два наиболее характерных и в то же время диаметрально противоположных течения марксизм и феноменология. Марксизм утверждает, что культура надстройка общества. Она включает идеологию, искусство, образование, религию, науку. Уровень развития и состояние культуры определяются протеканием базисных процессов, прежде всего экономики. Культура подразделяется на два вида культуру низов (народная) и культуру верхов (дворянская, буржуазная). Первая прогрессивная, вторая регрессивная. Смена способа производства обязательно влечет за собой изменение содержания культуры. Как только при социализме побеждает самая передовая культура пролетариата, государство берет ее под свою опеку и помогает материально. Оно определяет перспективы, ставит цели и задачи развития культуры. Направляющим принципом ее развития выступают принципы социалистического реализма (художник обязан показывать преимущества социализма) и партийности удожник должен выражать идеологию рабочего класса и коммунистической партии


Приложенные файлы

  • doc 10809594
    Размер файла: 36 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий