Авангард_каталог


Министерство культуры Ростовской области
ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека»
Центр по работе с книжными памятниками Ростовской области

Русский Книжный Авангард
ХХ – ХХI веков
В начале ХХ века сложилось такое исключительное явление в мировой культуре как русский авангард. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов. Авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества.
Выставка книг из фондов Донского государственной публичной библиотеки призвана представить не только редкие издания произведений представителей самых разных направлений русского авангарда ХХ- начала XXI в., но и продемонстрировать новый тип оформления книг и журналов эпохи перемен.
Футуризм – авангардистское направление в искусстве Европы 1910-1920 гг., преимущественно в России и Италии. Футуристы стремились создать так называемое "искусство будущего", выдвигали идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и будущего
ЭГОФУТУРИЗМ – родившееся в рамках футуризма литературное течение 1910-х гг., представителями которого были Игорь Северянин, Игнатьев, Олимпов, Василиск Гнедов и др. Для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Стихи их отличались новыми словообразованиями и адаптацией к русскому языку иностранной лексики.

Гнедов В. Эгофутурналия без смертного колпака: стихотворения и рисунки / В. Гнедов. — [Ейск] : Меотида, 1991. – 23 с.
Р.3159218
Предисловие, подготовка текста и примечание Сергея Сигея, фоторепродукции А. Б. Висневский.
Первая после 1918 г. публикация стихов эгофутуриста В. Гедова, сопровождается его рисунками.

***
«Все что видим только сон
Что случилось с нами
Я Великий Эдисон
Со своими снами!»
Василиск Гнедов одним из первых в русской поэзии создает абсурдистские стихотворения. В 1913 году (год расцвета футуризма в России) о Гнедове писали все газеты, без его имени не обходились литературные критики в своих статьях, он был гораздо более знаменит, чем Маяковский. Для большинства Гнедов был автором одного произведения – знаменитой «Поэмой конца»: в ней не было ни одного слова и во время публичных выступлений Гнедов исполнял ее ритмичным движением руки. В литературных кругах ходили слухи о готовящейся к изданию его книги абсолютно пустых страниц под названием «Эго футурналия».
Единственный из поэтов-футуристов служил с первых дней первой мировой войны в действующей армии под командованием генерала Брусилова, в 1917 году в Москве был комендантом Арсеналов Кремля и с оружием в руках устанавливал Советскую власть.
Северянин И. Златолира : поэзы. Книга вторая / И. Северянин. — 1-е издание — Москва : Гриф, 1914. – 138 с.
Прижизненное издание. Игорь Северянин (Лотарев) занимал лидирующие позиции в кругу эгофутуристов. Его называли «королем поэтов».
ЭГОПОЛОНЕЗ
«Живи, Живое! Под солнца бубны
Смелее, люди, в свой полонез!
Как плодоносны, как златотрубныСнопы ржаные моих поэз!
В ни х водопадят Любовь и Нега,
И Настажденье и Красота!
Все жертвы мира во имя Эго!
Живи, Живое! – поют уста.
Во всей вселенной нас только двое,
И это двое – всегда одно:
Я и Желанье! Живи, Живое! –
Тебе бессмертье предрешено!»
Северянин И. Поэзоантракт : пятая книга поэз / И. Северянин. — Москва : Наши дни, 1916. – 169 с.
В сборник вошли циклы «Зарницы мысли», «Это было так недавно», «Лироирония».
I.II. «Лирика» и «Центрифуга»
«Центрифуга» - московская литературная группа, сложилась в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее ассоциировавшихся с издательством «Лирика». Особенностью теории участников «Центрифуги» стало то, что при создании лирического произведения центром внимания становилось не само слово, а интонационно-ритмические и синтаксические структур. Основными её участниками стали С. Бобров, Б. Пастернак и Н. Асеев.
Бобров С. Спецификация идитола: прозроман ускоренного типа / С. Бобров. — Берлин : Книгоиздательство Геликон, 1923. – 198 с.
Р.29215
Оформление Э. Лисицкого. Отпечатана в Берлине в 1923 году в типографии Макс Маттисон.
Из предисловия: «Темой романа является история одного изобретения, не личная, так сказать, данной научной конструкции, а история взаимоотношений меж изобретением и обществом, которому оно должно служить. Изобретение это представляет собой род сильного взрывчатого вещества, где используется субатомная энергия. Имя вещества – Идитол. Сюжет романа составляет борьба трех изобретателей и ряда финансовых объединений (синдикатов, банков и др.) за обладание секретом Идитола».
Социально-утопический «Прозроман ускоренного типа» «раскадрован» на короткие сцены наподобие киноленты и соревнуется с искусством фильма в калейдоскопическом изображении погонь, чудесных спасений, заговоров, катастроф, массовых волнений, техномагических средств.
I.III. КубофутуристыКубофутуризм («Гилея») — течение в русском искусстве 1910-х годов. Поэты-футуристы выступали в тесном контакте с художниками-кубистами. Для последователей течения характерно полное игнорирование существовавших литературных норм и создание необычных слов и абсолютно нетрадиционных способов оформления текста.
Каменский В. В. Емельян Пугачев: поэма / В. В. Каменский. — Москва : Федерация, 1932. – 157 с.
Р.64592
Прижизненное издание.
Рисунки художника–графика Бориса Титова.
Каменский В. В. Сочинения / В. В. Каменский. – Репринтное воспроизведение изданий 1914, 1916, 1918 гг. с приложением. — Москва : Книга, 1990. – 591 с.
В сборник включены репринтные воспроизведения сборника «Танго с коровами» (1914), романа «Степан Разин» (1916 года); сборника «Звучаль веснянки» (1918), автобиографическая книга «Путь энтузиаста», а также фотографии, рисунки В. Каменского из фондов Государственного литературного музея, Центрального государственного архива литературы и искусства и семьи Каменских.
Из сборника «Звучаль веснянки»
«Кто Я.
Я-КТО-я-
Я-вроде утроветраПо в туманах долине
Будь березкой
И обниму – покачаю.
Я-КТО-Я-
Я-вроде небожаворонкаНад в тишине полями
СЛУШАЙ ЧУТКО
Я звеню солнцелучами.
Я_КТО я _
Я – вроде яркоплаткаНа с ягодами девушке
Пой со мной
Я ПЕСНЕПЬЯНСТВУЮ».
Каменский В. В. Танго с коровами / В. В. Каменский. – Факсимильное издание с приложением статей. — Москва : Книга, 1991. – 15 с.
Факсимильное воспроизведение издания Давида Бурлюка 1914 года. Рисунки Влад. и Давида Бурлюков. Тираж оригинала – 300 экз.
Издание относится к разряду экспериментальных. Отпечатано на желто-цветастых обоях, имеет обескураживающее название и выпущено в виде неправильного пятиугольника. Основным достоинством этой удивительной книги стали «железобетонные поэмы» Каменского, оригинально оформленные и отпечатанные в стиле дадаизма: обложка и весь текст набраны с использованием разнокалиберных типографских литер, хаотично расположенных на плоскости печатного листа.
Крученых А. Арабески из Гоголя / А. Крученых. — [Ейск], 1992. – 21 с. — (Альфа и Омега).
Р.3159217
Алексей Крученый среди всех русских футуристов выделялся своей любовью к традиционной – классической – литературе, но это была, конечно же странная любовь…
В цикле «Арабесок» Крученых вольно «пересказывает» Гоголя, сосредотачивая внимание читателя на наиболее важных эпизодах его повестей.
Предисловие, подготовка текста и шрифтовая аранжировка Сергея Сигея.
Маяковский В.В. Грозный смех / В. В. Маяковский. — Москва ; Ленинград : ГИХЛ, 1932. – 79 с.
Р.304960
Иллюстрации В. В. Маяковского. Оформление Варвары Степановой.
В издание вошли стихотворения и рисунки к плакатам, созданные Маяковским во время работы над Окнами РОСТА. Окна сатиры РОСТА — серия плакатов, разработанная в 1919—1921 гг. советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства.
« Это не только стихи.
Это иллюстрации не для графических украшений.
Это – протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов.
Это – моя часть огромнейшей агитработы – окон сатиры Роста».
В. Маяковский
Маяковский В. В. Для голоса. Хорошо / В. В. Маяковский. – Факсимильное воспроизведение изданий 1923, 1927 гг. — [Москва] : Изокомбинат Художник РСФСР, 1987. – 61 с.
Р.44698; Р.44699
Один из лучших образцов русского конструктивизма в книгоиздании. Цветные иллюстрации, монтаж и подбор шрифтов, необычная общая конструкция книги и цветная издательская обложка выполнены в стиле конструктивизма новатором-художником, архитектором, мастером фотографии Эль Лисицким (Лазарем Лисицким). Издание является примером оригинальных конструктивистских и композиционных решений Лисицкого в сочетании с ритмикой поэзии Владимира Маяковского.
Маяковский В. В. Летающий пролетарий / В. В. Маяковский. — Москва : Авиохим, 1925. – 64 с.
Р.33383
Рисованная мягкая обложка Г. С. Бершадского с монограммой художника.
Маяковский В. В. Маяковская галерея : (те кого я никогда не видел) : Пуанкаре, Муссолини, Керзон, Пилсудский, Стинес, Гомперс, Вандервельде / В. В. Маяковский. — Москва : Красная новь, 1923. – 63 с.
Р.33385
Первое издание.
Собрание политических памфлетов на известных деятелей современности. В книге В. Маяковский выступает не только как автор, но и как иллюстратор.
Маяковский В. В. Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается / В. В. Маяковский. — Москва ; Петербург : Круг, 1923. – 109 с.
Р.33387
Рисованная обложка А. М. Родченко.
Маяковский В. В. Париж / В. В. Маяковский. — Москва : Московский рабочий, 1925. – 40 с.
Р.33389
Обложка и монтаж А. Родченко.
Сборник включает восемь стихотворений.
Малевич К.С. Письма к Шутко / К. С. Малевич. — Ейск, 1992. – 17 с.
Книга издана отделом живописи и графики Ейского Историко-Краеведческого музея в 1992г. Оформление и подготовка к печати Сергей Сигей. Иллюстрирована шрифтовыми композициями по стихам Малевича.
В книге представлены два письма Казимира Малевича к Кириллу Ивановичу Шутко, своему близкому знакомому и референту по вопросам искусства при ЦК. Оба письма относятся к советскому времени и отлично передают атмосферу тех лет, в особенности то, что происходило тогда с настоящим новаторством в искусстве.
Фрагмент одного из писем: «Дайте дорогу анализу Искусства Проблем, дайте развернуть силу новаторам. Я и Татлин, Филонов и много других и с нами Молодежь, которая действительно хочет создать больше Искусство станут ударниками. Затребуйте от Сектерия ИЗО Сорабиса Ленинграда сведений о жизни ИЗО в Ленинграде. Ознакомьтесь с ней, ибо скоро объявят нас бродские кулаками».
Требник троих: сборник стихов и рисунков. — Москва : Издание Г. Л. Кузьмина и С. Д. Долинского, 1913. – 95 с.
Иллюстрации - литографии по рисункам В. В. Маяковского, Надежды Д. Бурлюк, В. Е. Татлина, Д. Д. и В. Д. Бурлюков. Тираж 1100 экз.
Знаменитый поэтический сборник «литературной компании» «Гилея», первое издание Д. Бурлюка, в котором изображение занимало место, почти равное тексту.
В издание включены стихи В. Маяковского, В. Хлебникова, Д. и Н. Бурлюков.
Турнир поэтов / Н. Асеев, Б. Пастернак, И. Терентьев [и др.]. — Москва : Издание «Группы лефовцев», 1929. – 18 с.
Р.36403
Редчайшее издание русского футуризма, написанное от руки и стеклографированное чёрной и красной краской. В издательской иллюстрированной обложке работы К. Зданевича. Издание с примечаниями Крученых. Автографы: Катаева, Клюна, Олеши, Пустынина, Толстой. Тираж 150 экз.
Книга представляет собой записи экспромтов поэтов, принявших вызов Валентина Катаева, который записал в альбоме Алексея Крученых, соревнуясь с Маяковским, следующую шутку:
"Утонувший в крюшонах
Алексей Елисеич Крученых.
Величайшая рифма! Величайшие зубры сломали себе на этом зубы. И так рифмовали и этак. А я просто зарифмовал и баста. Кто лучше?"
Дальнейшие записи-экспромты явились ответом на этот вызов.
***
«Балериньих икр ученых
Был не чужд и Крученых» (С. Третьяков. 1923)
***
«Если будешь печь стихи
Попадешь в Крученыхи» (Вера Инбер)
Хлебников в Баку. — Москва : Издание «Группы Друзей Хлебникова», 1930. – 18 с. – (Неизданный Хлебников. Вып. XVI). (Этот текст можно применить к показу всей серии)
Книги под маркой «Группа друзей Хлебникова» начали выходить примерно с 1928 года. Каждый выпуск состоял из пятнадцати-двадцати страниц и был напечатан тиражом от пятидесяти до ста пятидесяти экземпляров. Почти для каждого выпуска текст был написан от руки, (известны сборники «сделанные» Артемом Веселым, Юрием Олешей, Борисом Пастернаком, Михаилом Пустыниным) и затем воспроизведен на стеклографе. В выходных данных указывалось, что издание осуществляет «Группа друзей Хлебникова». На самом деле и замысел, и его воплощение почти целиком принадлежали поэту, теоретику футуризма, основателю «заумного языка», издателю и библиофилу Алексею Крученых (1886—1968). Этими книжечками он продолжал традицию футуристических литографированных изданий 1910-х годов. Всего Крученых издал 30 (по другим данным только 27) выпусков. Некоторые из них были даже не стеклографированы, а напечатаны на машинке в нескольких экземплярах. Последняя брошюрка вышла в 1935-м.

А это уже к конкретной книге «Хлебников в баку»
Из предисловия: «В настоящем выпуске собрано (далеко не всё) написанное Хлебниковым в 1920-21 г.г. в бытность его в Баку…. Отдельные вещи были раньше напечатаны в «Записной книжке В. Хлебникова» и в разных гекто и автографических книгах, изданных мною [А. Крученых] в Баку в 1920-21 г.г.»
***
«Замороженный Озирис
Зыбой мертвою уснул,
Голой воблой голос вырос,
В глухом городе блеснул.
ГолоштанныйГолоумныйГолоногий
Дышит небу диким садом,
Что восходит звука атом!»
(«Записная книжка Х-ва»)
Хлебников В. 1912 – 1914 гг. / В. Хлебников. — Москва : Издание «Группы Друзей Хлебникова», 1930. – 16 с. – (Неизданный Хлебников. Вып. XVIII).В сборнике: неизданные варианты поэмы «Игра в Аду», наброски для книги «Буква, как таковая», написанная А. Крученых совместно с В. Хлебниковым в 1913 г. (все, написанное В. Хлебниковым подчеркнуто дважды), а также 2 письма В. Хлебникова
Хлебников В. Зверинец / В. Хлебников. — Москва : Издание «Группы Друзей Хлебникова», 1930. – 17 с.
Редкация А. Крученых. Обложка работы К. Зданевича. Предисловие Ю. Олеши. Выход книги приурочен к двадцатилетию со дня напечатания. Тираж 130 экз.
«Зверинец» Хлебникова впервые был напечатан в сборнике «Садок судей», вышедшем в конце 1909 г. С тех пор он часто перепечатывался и цитировался. Но всегда не полностью. Между тем «Зверинец» лучшее из прозы Хлебникова, послужившее образцом многим подлинным мастерам слова… В настоящем издании «Зверинец» впервые перепечатан полностью». А. Крученых
Хлебников В. Морской берег / В. Хлебников. — Москва : Издание «Группы Друзей Хлебникова», 1930. – 16 с. – (Неизданный Хлебников. Вып. XIХ).
Тираж– 150 экз.
Хлебников В. «Настоящее»: поэма. Альвэк. Стихи. Силлов. Библиография / В. Хлебников. — Москва : Издание В. В. Хлебниковой, 1926. – 39 с.
Р.36890
Первое издание. Тираж 2000 экз.
Сборник содержит тексты В. Хлебникова, поэта АЛЬВЭК и первую исчерпывающую библиографию публикаций Хлебникова, составленную Владимиром Силловым.
АЛЬВЭК – литературный псевдоним поэта Пинхуса-Иосифа Соломоновича Израилевича (1895-1943?).
Хлебников В. Отрывок из досок судьбы : лист 2-й / В. Хлебников. — [Москва : Главлит, 1922]. – 35 с. Р.230154
«Доски судьбы" — так называемые «скрижали» Велимира Хлебникова — это своеобразный трактат о «законах времени», в котором нашли отражения различные числовые соотношения между явлениями природы, событиями в истории общества и фактами отдельных человеческих судеб. «Доски судьбы» были подготовлены к печати самим В. Хлебниковым, но вышли уже после его смерти. Всего было издано три листа «Досок судьбы».
Тираж 500 экз.
Хлебников В. [Скуфья скифа] / В. Хлебников. — Москва : Издание «Группы Друзей Хлебникова», 1929. –20 с. – (Неизданный Хлебников. Вып. XIII).Тираж 130 экз.
Хлебников В. Творения / В. Хлебников; сост., подготовка текста и комментарии В. П. Григорьев, А. Е. Парнис. — Москва : Советский писатель, 1986. – 735 с.
Общая редакция и вступительная статья М. Я. Полякова. Составление, подготовка текста и комментарии В. П. Григорьева и А. Е. Парниса.
На обложке — монограмма Велимира Хлебникова по рисунку В.П. Ермилова; внутренние иллюстрации А. Томилина.
Сборник избранных сочинений Велимира Хлебникова: наиболее значительные произведения разных жанров – около 200 стихотворений, 26 поэм, большая часть его драм и прозы, статьи и декларации. Издание сопровождается обстоятельными комментариями и справочным аппаратом. В качестве иллюстративного материала используются редкий фотоматериал из жизни писателя.
Хлебников В. Царапина по небу / В. Хлебников. — Москва : Издание «Группы Друзей Хлебникова», 1930. – 18 с. – (Неизданный Хлебников. Вып. XIV).Р.36882
Тираж 130 экз.
Чесс Мих.И. Ёлоп. Страницы из жизни Старова / Чесс Мих.И. — Ленинград : Прибой, 1925. – 260 с.
Автор Михаил Исаакович Мительман — советский экономист, экономико-географ и писатель, Художественную прозу публиковал под псевдонимами «М. Чесс» и «Мих. И. Чесс».
Книга «Ёлоп. Страницы из жизни Старова» написана рублеными фразами и смонтирована как своего рода “кино-роман” – с перебивками, крупными документальными вставками (газетные объявления, копии документов и т.п.).
Роман написан от лица анархиста Старова, осужденного вместе с группой товарищей в начале 20-х годов. Подробно рассказывается об аресте, допросах в ГПУ, следственной тюрьме, высылке на Север, голодовке политических ссыльных.
II. БиокосмистыБиокосмизм — направление в российской философии и литературе начала 20-х годов ХХ века, основными принципами и целями которого были максимальная свобода личности и её творчества вплоть до свободы передвижения в космосе, распространения влияния деятельности человека на всю Вселенную, достижения физического бессмертия, способности создавать и пересоздавать Вселенную, управлять временем, воскрешать умерших людей и т. д. Основателями биокосмизма были А. Агиенко (выступал под псевдонимом А. Святогор) и А. Ярославский.
Биокосмисты. Десять штук: сборник. — Петроград : Комитет поэзии биокосмистов-имморталистов (Северная группа), 1923. – 14 с.
Самое известное собрание сочинений биокосмистов. В выходных данных сборника указано: Петроград, 1923, но фактически альманах напечатан в типографии «Труд» артели «Печатник» города Боровичи Новгородской губернии в январе 1923 г.
Специалисты отмечают, что сведения о физическом существовании авторов сборника И. Линкста, П. Логинова, О. Лор, К. Чекина, С. Кочета, Э. Эрна, Н. Рэма, А. Сергиенко и С. Тихонова противоречивы и незначительны. Они либо почти никак больше не проявили себя в литературе, либо изначально представляли собой фантомные инкарнации идеологов движения.
Отрывок из стихотворения одного из участников сборника Эрнста Эрна "Планетной Дульцинее":
«Женщины дальней планеты
Такие как здесь или нет?
Нужно ли к ним пешеходитьПо космоса лапам?
Может быть здесь попытаться
Затеплить сердца и граниты -
Может просто на Невском
Найти мне сегодня Альдонсу?
Нужны ли эти полеты
Ракетой в планетные страны,
Если так солнечно просто
Можно любить на земле!»
III. Имажинисты
Имажинизм — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Теоретики имажинизма провозгласили образность основным принципом поэзии. Образ и только образ, как единственное орудие на производстве у настоящего мастера. К имажинистам себя причисляли поэты С.А. Есенин, Р. Ивнев, А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич.
Имажинисты: Рюрик Ивнев, Анатолий Мариенгоф, Матвей Ройзман, Вадим Шершеневич. — Москва : Издание авторов, 1925. – 39 с.
Оформление обложки выполнено в стиле конструктивизма Георгием Стенбергом с фотографии Наппельбаума.
Тираж – 2000.
Плавильня слов: сборник. — Москва : Имажинисты, 1920. – 41 с.

Редкая книга трёх столпов-основателей "Верховного Совета Ордена Имажинистов " - Есенина, Мариенгофа и Шершеневича.
Сборник оформлен в оригинальной стилистике имажинизма: сочетание двух разных сортов бумаги, с различными вариантами цветности - грубой простой, так называемой обёрточной бумаге, серого цвета (по восемь книжных листов в начале и в конце издания) и обычной типографской, жёлтой (тоже восемь книжных листов, в середине). Отсутствует страничная пагинация. Нет и вступительной статьи, оглавления, не указан тираж. Стихотворения Есенина не помечены датой создания, тогда как у Шершеневича подробно указывается не только год, но даже месяц и место написания каждого из них и т.д.
***
«Не было часов мокрей,
Мокротою красней чем щебень –
Острогом заломленный набекрень
Месяц забыл о небе.
Вожжой не переломить хребты
Кореннику и шарахнувшимся пристяшкам-
Вдавленный пуп крестя
Нищие ждут лепты.
Опустится звезд жезл
Землю насквозь продырявить,
Прижечь раскаленным железом
Рваную рану яви». (А. Мариенгоф)
IV. Периодика русского авангарда
Леф: журнал левого фронта искусств / под ред. В.В. Маяковского. — Москва : Госиздат, 1923. – № 1-3
Р.66830
Леф: журнал левого фронта искусств / под ред. В.В. Маяковского. — Москва : Госиздат, 1924. — №1 – 3.
Р.66831
ЛЕФ. Журнал левого фронта искусств. М. ГИЗ. 1923-1925. Вышло 7 номеров. Редактор — В. Маяковский. Редколлегия: Б. Арватов, Н. Асеев, О. Брик, Б. Кушнер, С. Третьяков и Н. Чужак.
Обложки, иллюстрации и фотомонтажи А. Родченко, В. Степановой, Л. Поповой, братьев А. и В. Весниных, Г. Клуциса.
В журнале публиковались статьи о футуристическом “словотворчестве”, фотомонтаже, об обновлении поэтического языка, о связи между искусством и обществом, заумные стихи А. Крученых, В. Хлебникова, В. Маяковского, рассказы И. Бабеля и других. Среди авторов: Б. Арватов, Н. Тарабукин, Н. Чужак, Н. Асеев, Б. Пастернак, В. Каменский, А. Крученых, С. Третьяков, В. Шкловский, П. Незнамов и др.
Каждый номер журнала состоял из пяти разделов: 1) Программа; 2) Практика; 3) Теория; 4) Книга; 5) Факты.
Несмотря на публикацию ряда текстов по левому фронту, ставших классическими, журнал был закрыт из-за убыточности, т.к. не публиковал произведения для массового читателя.
Новый леф: журнал левого фронта искусств / под ред. В.В. Маяковского. — Москва : Госиздат, 1927. — № 1 – 12.
Р.70379
Новый леф: журнал левого фронта искусств / [под ред. В.В. Маяковского]. — Москва : Госиздат, 1928. — №1–6.
Р.70380
Новый леф: журнал левого фронта искусств / [под ред. С.М. Третьякова]. — Москва : Госиздат, 1928. — № 10.
Р.35250
НОВЫЙ ЛЕФ. Журнал левого фронта искусств. Москва, 1927-1928. Вышло 22 номера (2 из них - сдвоенные).
Ответственный редактор - В. Маяковский, с № 8 (август) 1928 г. — С. Третьяков.
Обложки - фотомонтажи и конструкции А. Родченко. Иллюстрации, фотографии и фотомонтажи А. Лавинского, В. Степановой, Д. Вертова, С. Эйзенштейна.
Литературно-художественный журнал-преемник “ЛЕФа”. В отличие от предшественника «Новый ЛЕФ» издавался регулярно (практически ежемесячно — с января 1927 по декабрь 1928), но имел меньший объем - 48 страниц. В журнале публиковались стихи и полемические статьи представителей ЛЕФа. «Новый ЛЕФ» пропагандировал “литературу факта” и теорию “социального заказа”, вел принципиальную полемику с журналами РАПП по многим вопросам писательского творчества в эпоху строительства новой социальной системы. Журнал выходил до конца 1928 г., когда ряды лефовцев покинул В. Маяковский.
V. Конструктивисты
Конструктивизм - направление в советском искусстве 1920-х гг., сторонники которого выдвинули задачу «конструирования» окружающей среды, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево.
Основные принципы конструктивизма в литературе были сформулированы И. Сельвинским в Программе 1924 г., которую вместе с ним подписали А. Чичерин и О. Чичагова. Программа объявляла все существующее современное искусство пассивным, а роль конструктивистов заключалась в том, чтобы «организовать новые формы бытия через воспитание нового конструктивного человека». В 1924 г. на основе небольшого кружка литераторов, собранных И. Сельвинским, был создан Литературный центр конструктивистов. Туда входили Э. Багрицкий, В. Асмус, Е. Габрилович, В. Инбер, В. Луговской, Н. Огнев и др. Литературное направление конструктивистов декларировало установку на современную тематику, рационализм, предельную уплотнённость поэтической речи. На первое место выдвигался принцип понимания литературного произведения как конструкции. Конструктивисты-писатели провозглашали близость поэзии «производственной» тематике, очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией. Основные представители И. Л. Сельвинский, К. Л. Зелинский – теоретик группы, А. Н. Чичерин.
Зелинский К.Л. Мена всех: Конструктивисты-поэты / К. Зелинский, А.Н. Чичерин, Э.-К. Сельвинский. — Москва, 1924. – 83 с.
Конструктор А. Н. Чичерин.
Сборник включает декларацию поэтов-конструктивистов «Знаем», статью К. Зелинского «Конструктивизм и поэзия», стихотворения поэтов-конструктивистов А. Чичерина и Э.-К. Сельвинского
***
«И когда города разорутся в плакатах
И под вьюгу закар’ркает барабан –
Загоню я свой смокинг и коробку перчаток
И айда с каникул на фронт, на руба.» (Э.-К. Сельвинский)
Сельвинский И. Записки поэта: повесть. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1928. – 94 с.
Прижизненное издание.
Одна из самых ярких работ, написанных в стиле конструктивизма, Ее главный герой, поэт Евгений Ней, наделен автобиографическими чертами. Первые четыре главы сборника - рассказ о его становлении. Заключительная, пятая часть - цикл «Шелковая луна» - преподнесен как посмертное собрание безвременно скончавшегося в 1926 г. Евгения Нея. Постраничные примечания и критико-биографический очерк о вымышленном поэте составлены от лица другого лирического героя - Н. Галинского, провинциального критика, «пушкиниста по дяде», поэта-акмеиста со склонностью подражания Б. Пастернаку.
В тексте и оформлении сборника наиболее ярко отразились эстетические предпочтения И. Сельвинского. Обложку для книги «Записки поэта» в технике фотомонтажа выполнил Эль Лисицкий. Полугротесковый образ на обложке Лисицкого представлен "зыбкодвоящимся" фотописным изображением немецкого и французского поэта, художника, графика и скульптора Ганса Арпа.
Из Дега
«Я со счастьем знаком на ты
(Это моя любимая тема),
Ты светишь обоями комнаты
Нарядная, как хризантема.
Нет, я хочу в это ввериться. Я – а не, скажем, Онегин,
Вижу тебя без версий
В оранжерейной неге,
Опущенною звездою
В холодную воду зеркала,
Которое тихо меркло
От счастья сиять тобою».
.
Безыменский А. Комсомолия: страницы эпопеи / А. Безыменский. — Москва : Государственное издательство, 1924. – 40 с.
Р.2966820
Одна из самых известных книг, оформленных в стиле конструктивизма! Книга набрана, отпечатана и переплетена учениками школы ФЗУ 1-и Образцовой типографии Госиздата, Москва. Тираж 2000 экз.
Издание поэмы Александра Безыменского «Комсомолия» была приурочено к 10-летию ВЛКСМ. Это была совместная работа 1-й Образцовой типографии Госиздата и 1-й кинофабрики Совкино. Книга имела не только специального режиссера иллюстраций (Е. Коханова), фотографа (Сафонова), но и автора монтажа всей книги (в этой роли здесь выступал С. Телингатер).
Книга состоит из нарезки фотографий, кадров, слов и строк, в ней перемешаны рифма, лозунг, песня. С. Телингатер повторил в графике принцип поэтического смешения, в котором написано само произведение. Такая книга была рассчитана не на индивидуального читателя, а на коллективное воздействие.
Безыменский А. Комсомолия: страницы эпопеи / А. Безыменский. — Москва ; Ленинград, 1928. – 52 с.
Р.32018
Обложка работы Бориса Ефимова. Первое прижизненное издание.
Щуклин Н.К. Авио-стихи / Н. К. Щуклин. — Ростов-на-Дону : Общество друзей воздушного флота Донской области, 1924. – 56 с.
Р.194691
Первая и единственная книга поэта. Обложка выполнена в стиле конструктивизма автором сборника Николаем Щуклиным. Очень редкий сборник, изданный в провинции.
Николай Кузьмич Щуклин (род. в 1894 г.) - ростовский инженер-железнодорожник, художник, поэт.
«Людям умеющим летать эти стихи. Их бесстрашная удаль и полеты над нашим городом помогли мне написать эту книгу, которую я возвращаю по принадлежности» Н. Щуклин***
Инженеры Воздушного Флота!
Летчики Звездной страны,
Выше вздымайте полеты
В ваши полетные дни.
Стройте скорей авионы,
К зениту порыв на земле,
Спешите моторами тронуть
Волны воздушных полей.
Вычертить новую карту,
Дерзкий планетный разрез,
И бросить по синим мансардам
Свой голубой неборез.
VI. Авангард конца XX– начала XXI вв.
Книга художника (арт-объект) – произведение искусства, в котором автор прорабатывает не только содержание и иллюстрации, но и все остальные элементы книги. Книга художника может быть уникальной, сделанной автором полностью вручную, или выпускаться ограниченным тиражом, с использованием печатной графики, принтера, цифровой печати и других малотиражных техник. Это своеобразный творческий метод, в котором автор использует книжную форму в качестве основополагающего инструмента для самовыражения. В отличие от писателя он создаёт книгу как целостный организм, в котором текст становится лишь одной из составляющих комплексного арт-месседжа.
Библиотека утопий / Авт. проекта Б. Бергер, С. Шумейкин. Москва : Орден пятой масти; ИМА-пресс, 2000. – 286 с.
Р.2985332
Автор текста, старший брат: С. ШумейкинДизайн: Игорь Гурович, Анна Наумова.
Художник Борис БергерКнига с металлической коробке, на коробке офорт А. Аксинина "Притча о жизни и смерти". Тираж 1000 экз.
«Библиотека утопий» - проект ИМА-пресс, загадочного Ордена Пятой Масти, художника и дизайнера Бориса Бергера и философа и продюсера Сергея Шумейкина - образец любви к искусству книги.
Один из авторов Борис Бергер утверждает, что его проект, подчеркивая «телесные» параметры книги, стремительно дематериализующейся и перекочевывающей на дисплеи персональных компьютеров, нацелен на то, чтобы возвратить ее в обиход современников, все более предпочитающих ей путешествия в виртуальной реальности.
На форзаце дарственная надпись: «Донской государственной публичной библиотеке с уважением и наилучшими пожеланиями от авторов Б. Бергер. С. Б. Шумейкин. Москва, 1999»
Охота на снарка = The Hunting of the Snark : в 2 книгах, 58 репродукциях, с компакт-диском. — Челябинск : РАБИН, 2010.
Проект включает в себя две книги: репринтное воспроизведение первого прижизненного (1876г.) издания поэмы абсурда Льюиса Кэрролла «Охота на нарка» с рисунками Генри Холидея, книги текстов Л. Тишкова и Л. Гутовского с предисловием издателя Павла Рабина, пятьдесят восемь рисунков художника Леонида Тишкова к книге Л. Кэррола «Охота на Снарка», большинство из которых находятся в частных коллекциях и ранее не публиковались, и компакт-диск с музыкальными интерпретациями Льва Гутовского (Новый Художественный Ансамбль).
Тираж 500 экз.
Слуцкий А. Повесть о потерянных словах и предметах / А. Слуцкий. — [Краснодар], 2008. – 24 с.
Р.3247964
Совместный проект поэта Аркадия Слуцкого и краснодарского художника Павла Мартыненко. Книга изготовлена вручную с использованием бумаги авторского литья в 10 экземплярах.
Янечек Дж. Современная заумь / Дж. Янечек. — [Ейск],1993. – 16 с. — (Альфа и Омега).
Р.3159219
Подготовка текста и шрифтовая аранжировка Сергея Сигея.
Джеральд Янечек — профессор русской литературы в университете Лексингтона (Кентукки, США), автор книги «Визуальное в русской литературе: эксперименты 1900-1930-х годов» и ряда статей, анализирующих особенности произведений Ильи Зданевича, Алексая Крученых и современных русских поэтов (И. Бродский, Ры Никонова, Всеволод Некрасов).
Сергей Всеволодович Сигей (настоящая фамилия Сигов 1947-2014) – российский поэт, филолог. В 1990-х годах издал серию книг, связанных с историей русского авангарда (А. Крученых, Дж. Янечек, К. Малевич, В. Гнедов), в том числе при Ейском историко-краеведческом музее.
VII. Об авангардистах
А. М. Родченко, В. Ф. Степанова : [альбом] / автор вступит. текста и составитель А.Н. Лаврентьев. — Москва : Книга, 1989. – 158 с. — (Мастера советского книжного искусства).
Р.2807803
Карасик М. Ударная книга советской детворы: фотоиллюстрация и фотомонтаж в книге для детей и юношества 1920–1930-х годов / М. Карасик. — Москва : Контакт-культура, 2010. – 280 с.
И.3209370
Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга / Е. Ф. Ковтун. — Москва : Книга, 1989. – 247 с.
Р.2843509

1461770804481500

Приложенные файлы

  • docx 10862697
    Размер файла: 479 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий