Крещение Руси и его влияние на развитие благотв..


Крещение Руси и его влияние на развитие благотворительностиПодлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства.С принятием в 988 г. христианства на Руси стала активнее развиваться традиция личной благотворительности русских князей, которая носила религиозный характер. Великий князь киевский Владимир Красное Солнышко уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, больниц.Особо следует отметить благотворительную деятельность Владимира, благодаря чему он заслужил безмерную любовь народа. Многие летописцы сообщают о щедрости князя как о чем-то небывалом. Владимир устраивал пиршества не только для бояр и знати, но и для бедноты. А после своего спасения в битве с печенегами под городом Василевом, всякий бедняк мог утолить свой голод на княжеском дворе и всякий нищий мог получить от князя немного денег Нестор объясняет такое человеколюбие Владимира действием христианского учения. Он говорит, что слова из Евангелия "блажены милостиви, яко тем помиловании будут" и Соломоновы "дая нищему, богу в земле даете" так подействовали на князя, что внушили ему необыкновенную любовь к благотворению и милосердию.Итак, Владимир, первый русский князь-христианин, начавший с убийства своего брата Ярополка, приняв христианство, стал ярким примером высочайшего покровительства над бедными, нищими и убогими. В его лице объединилась личная и государственная благотворительность. Жертвуя на богоугодные дела как частное лицо, он был, тем не менее, первым человеком в государстве, да и тратил деньги, поступающие в казну из налогов. Так что здесь мы видим государственную и частную благотворительность тесно сплетенной, вернее сказать еще не разделенной. Эта традиция долго продолжалась в России - руководствуясь христианскими заповедями, князья и цари оказывали благотворительную помощь вроде и личную, но на деньги их казны, которые они считали своими. Но даже такая благотворительность характеризует их с положительной стороны, ведь они могли потратить эти деньги и на свои личные нужды. первые века христианства на Руси были отмечены гуманностью, верой в силу добра, человеколюбием. На протяжении веков средоточием социальной помощи были церкви и монастыри. Под их руководством русские люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему. Любить ближнего - это прежде всего накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице, человеколюбие на деле значило нищелюбие. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше была нужна самому "нищелюбу", чем нищему.Нищенство на Руси считалось не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, практическим институтом благонравия, состоящим при церкви.
При подобном взгляде на нищенство вокруг церквей и монастырей сложились со временем целые слободки, где жили люди, основным источником существования которых стала милостыня. Люди иногда начинали нищенствовать не потому, что неожиданно впали в нужду, а потому, что, это было выгоднее, чем честным трудом зарабатывать свой хлеб. Нищих было несколько категорий: "блаженные" - раздавали все свое имущество и добровольно несли крест терпения и смирения "Христа ради"; "юродивые" - прорицатели, ясновидцы, вразрез с нынешними представлениями отнюдь не сумасшедшие. Чаще всего симулировали безумие; "немощные" - слепые, старые, "настоящие" душевнобольные, все те, кто не мог добывать на пропитание иначе; "гулящие" - те, кто бродяжничал в собственное удовольствие или скрывался от властей [1; 121].
Российское законодательство делило нищих на четыре категории. Здесь были: 1) те, которые не могут своим трудом добывать пропитание; 2) те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, но может работать; 3) те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению; 4) те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду. Борьба с профессиональным нищенством могла пойти только во благо общества. Первым российским самодержцем, решившим искоренить попрошайничество насильственными методами, был Петр I.
 По указу 1712 года всех "ленивых прошаков" без разбора били прилюдно на площадях, клеймили и ссылали на каторжные работы. С 1718 года карали и дающих милостыню - первый штраф 5 рублей, второй - 10. Петр не запрещал милостыню вообще. Хочешь - отдай деньги в богадельню, приют. Такая политика не могла, естественно, понравиться людям, которые привыкли к исторически сложившимся традициям Руси.
 Условно общественное призрение I четверти XVIII в. Можно классифицировать на 3 направления: социально-философское; социально-административное или реформистское; социально-медицинское [2;97].
Социально-философское направление представляло теоретические проекты общественного призрения.
Социально-административное (реформистское) направление указами, инструкциями обязало государственные органы управления заняться призрением вдов, попечением и опекой несовершеннолетних; созданием губернских органов защиты и помощи нуждающимся; открытием школ для детей.
Социально-медицинское направление занималось госпиталями, лазаретами, домами для душевнобольных.
Некоторой предтечей пенсионного законодательства являются указы о призрении "не имеющим чем жить" младших офицеров и солдат (1722 и 1723 г соответственно). Предполагалось, что они должны были идти жить в монастыри или богадельни, где офицерам даже полагалось жалование.
К эпохе царствования Екатерины II относится становление системы общественного призрения. Так, указ от 7 ноября 1775 г. предписывал в каждой губернии открыть под "председательством граждански5й(губернаторов особые приказы Общественного призрения". На эти приказы были возложены обязанности - устраивать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, для психически больных, смирительные дома.
К концу XIX в. насчитывалось 14854 благотворительных учреждения, причем их условно можно было разделить на две группы - учреждения, которые относились к министерствам и ведомствам, преследующим только благотворительные цели, и ведомства, не имеющие специального благотворительного назначения. К числу первых относились: Ведомство учреждений Императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Императорское человеколюбивое общество и попечительство о домах трудолюбия и работных домах. Во вторую группу входил целый ряд учреждений - Ведомство православного исповедания и военного духовенства, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство народного образования и т.д.
Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижение доходов населения. В январе-июле 1992 года Федеральная служба занятости зафиксировала 1281,7 тыс. безработных, из них 71% составляли женщины. По оценке других экспертов, численность безработных составляла: в 1992 г. - 3594 тыс. человек, в 1993 г. - 4120 тыс., в 1994 г. - 5300 тыс. несмотря на существенное расхождение в цифрах, налицо динамика роста безработицы. В конце 80-х годов в России появляются беженцы - лица, которые вынуждены покинуть места постоянного проживания вследствие совершенного в отношении них насилия или преследования по признаку национальной принадлежности, вероисповедания, политических убеждений. На территории Российской Федерации в 1992 году зарегистрировано 222 тыс. беженцев из стран Закавказья, Средней Азии, Балтии. Вынужденная миграция населения привела к осложнению социально-экономической и политической обстановки в регионах.
Сохраняется устойчивая тенденция роста рождения детей вне семьи, а также детей-отказников, т.е. детей, которых матери по тем или иным причинам оставили в родильных домах. В целом уровень рождаемости по России только в 1988-1992 гг. сократился на 38 %.
В условиях социально-экономической нестабильности происходит снижение инвестиций и в социальную сферу. В частности, по официальным данным к концу 1992 г. по сравнению с 1991 г снизился ввод в эксплуатацию домов-интернатов для инвалидов и престарелых - до 69%, детских дошкольных учреждений - до 76%, общеобразовательных школ - до 80% [6; 132].
Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента РФ и постановление Правительства РФ об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Распределение же этих средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социального страхования.
С принятием Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации (август 1993 г.), по сути, произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись:- материальная помощь;- помощь на дому;- обслуживание в условиях стационара;- предоставление временного приюта;- консультативная помощь;- социальный патронаж.
В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, инвалидам, малообеспеченным. В области пенсионного обеспечения предусматривались индексации пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства - совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. На региональном уровне разрешалось помимо федеральных социальных пособий оказывать и другие виды социальных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.
В 1994 г. в составе Министерства социальной защиты решением Правительства РФ был создан Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и доставкой государственных пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и другими вопросами [6;201].
Система помощи молодежи реализуется в рамках федеральной программы "Молодежь России", где среди прочих направлений деятельности существуют и такие, как поддержка молодой семьи и социально незащищенных категорий молодых людей, поддержка деятельности детских и молодежных организаций и их программ.
Мотивация благотворительной деятельности достаточно разнообразна. Прежде всего она зависит от социальной активности предпринимателя. Спектр мнений широк - от понимания благотворительности как милосердного акта до понимания этой деятельности как вложения определенных инвестиций в будущее. Такой разброс мнений воспроизводит, с одной стороны, довольно устаревшую концепцию социальной милостыни, с другой - европейский, цивилизационный подход, когда экономическая и социальная стабильность рассматриваются не как дополняющие факторы, а как взаимосвязанные процессы, где благотворительность - один из показателей экономической стабилизации.
На современном этапе социальной помощи в дело благотворительности включилась и Русская православная церковь. Свою деятельность она осуществляет в приходах через верующих прихожан или непосредственно через своих служителей. Церковь ведет работу по нескольким направлениям. Среди них важнейшими являются: материальная помощь, социальный патронаж (в домах ребенка, детских отделениях психиатрических больниц, хосписах), досуговая работа (с престарелыми, с осужденными, нищими).Благотворительность сегодня представляет собой сложный комплекс многопрофильных учреждений, организаций, фондов, которые оказывают социальную помощь по многим направлениям - от материальной до психолого-педагогической. С 1996 г. в результате принятия Закона о благотворительности наступает новый этап развития данного направления.

Приложенные файлы

  • docx 10944686
    Размер файла: 21 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий