Хари-канта д.д. Что значит быть вайшнави


Хари-канта деви даси





Что значит
быть вайшнави


















2014 г.


Посвящается Е.С. Шриле Бхакти Вигьяне Госвами Махараджу, который указал мне верное направление для поисков, а также помогал и поддерживал в составлении этой книги.
Глубоко признательна Авадатте Матаджи за многочисленные дополнения, Ананга-Гопи Матаджи и Татьяне Анатольевне за редактуру, а также еще нескольким преданным, которые по скромности и смирению пожелали остаться неназванными, за отзывы и комментарии. Отдельная благодарность Говинда-канте Матаджи за помощь в переводах с английского.









«Книга Хари-канты дд "Что значит быть вайшнави", в числе прочих, затрагивает очень важную и вызывающую жаркие споры тему о соотношении материальной обусловленности и практики преданного служения. Часто Шрилу Прабхупаду обвиняют в том, что в его книгах (и индуизме в целом) положение женщины принижено. Хари-канта проделала огромную работу, показав, насколько отличается эта точка зрения от реальности. Глубоко размышляя над словами Шрилы Прабхупады и над примерами из жизни великих вайшнави прошлого и учениц Шрилы Прабхупады, наших современниц, она попыталась показать, как нужно следовать его наставлениям в нашей современной, далекой от ведического идеала жизни, чтобы достичь высшей цели жизни - любви к Богу. Я рекомендую всем прочесть эту книгу и еще раз задуматься над поставленными в ней вопросами».
Бхакти Вигьяна Госвами


«Очень рад, что есть эта книга. Кришна в «Бхагавад-гите» дважды настойчиво повторяет, что нужно действовать, исполняя свой долг в этом мире. Очень важно, чтобы у женщин в нашем Движении была своя санга, чтобы они могли встречаться и обсуждать, что значит быть женщиной и при этом развиваться как преданной. В книге «Что значит быть вайшнави» очень много материала, который может быть очень полезен для таких встреч. Также я уверен, что каждая женщина-преданная найдет много полезного и лично изучая эту книгу. Особенно ценно, что в книге широко представлен взгляд Шрилы Прабхупады на роль женщины. И меня очень порадовали многочисленные истории о женщинах-вайшнави, которые приведены в книге. Помимо теоретических объяснений, они наглядно показывают, что значить быть вайшнави. Хочу выразить благодарность матаджи Хари-канте  дд  за проделанную ей работу».
Говардхан Гопал дас

"Мне очень по душе эта книга. Я ее всем матаджи рекомендую прочесть. Это единственный труд, на мое мнение, который четко дает понимание духовного и материального в жизни преданной и женщины одновременно. Так как они очень сильно запутались в этом понимании. У нас время от времени происходит перекос то в одну сторону, то в другую: либо их убеждают, что они женщины и им нужно то-то и то-то, либо они становятся только преданными и забывают, что они все же еще и женщины... Спасибо большое за ясное изложение темы в отношении женщины и вайшнави".
Гаурачандрика д.д.


«Я думаю, что своим трудом «Что значит быть вайшнави» Хари-канта дд смогла порадовать не только всех вайшнави, просто девушек, которые тоже с удовольствием будут изучать эту замечательную книгу, но и порадовала также Гуру и Шрилу Прабхупаду. Потому что это серьезный труд с таким вниманием и тщательностью проработать все наставления и истории, в которых, так или иначе, проявлялось видение Шрилы Прабхупады касательно матаджи. Только такие вайшнави способны будут дарить миру и воспитывать детей, которым предстоит воплотить Золотой Век. Я с удовольствием буду рекомендовать эту книгу для чтения всем своим близким людям».
Маллика-мала дд

"В наше время двойственности, то мужчины то женщины пытаются доказать свою исключительность и превосходство друг над другом. В действительности и у мужчин и у женщин есть единая задача - достичь уровня чистой и бескорыстной любви к Богу! Именно эта задача и становится основой мира и взаимопонимания между полами, которого в наше время осталось так не много. Я уверен что эта книга наконец то утвердит раз и навсегда важность духовного восприятия цели человеческой жизни и тогда и мужчины и женщины станут действительно счастливыми. Огромное спасибо за этот труд! Это действительно ценный вклад в мир во всем мире!"

Патита Павана дас


"Наконец-то!" - такими словами отозвалось у меня появление этой работы Хари-канты деви даси. Познакомившись с культурой вайшнавов, мы и не догадывались, что она для каждого своего члена отвела важную роль. Женщины не исключение. Однако в течение долгого времени никто не подчеркивал эту важную женскую роль используя цитаты писаний. Поэтому данная работа поможет женщинам-вайшнави увидеть свое уникальное место в служении Господу, и, будучи авторитетно убежденными в своих действиях, достичь успеха на пути духовного развития".

Апрамеятма дас, автор семинара "Важность мужской и женской санги в общинах вайшнавов".
















Вместо предисловия

В Ведах есть удачная аналогия. Четырех слепых мудрецов подвели к слону и попросили описать, что он из себя представляет. Первый нащупал хобот и сказал, что слон это большая труба. Второй взялся за ногу и определил слона как колонну. Третьего подвели к туловищу, и он заключил, что слон это большое туловище. А четвертому достался хвост, и его выводы также не оказались верными.
Точно так же, не имея целостного представления о той части учения Шрилы Прабхупады, которая относится к слабой половине человечества, а руководствуясь только отдельными высказываниями, можно сделать не совсем точные выводы. Поэтому цель данной книги показать главные приоритеты учения Шрилы Прабхупады касательно вайшнави. В одной работе невозможно описать все детали и ответить на все вопросы, поэтому я надеюсь, что мне простят возможные огрехи, принимая во внимание больше саму суть, чем детали, которые могут различаться в каждом отдельном случае.


















Содержание:
Важность следования социальному этикету...5
Что значит быть вайшнави...8
Достойна доверия......9
Разумна во всех отношениях......10
Духовное равенство между мужчиной и женщиной...11
Кришна должен быть в центре ее жизни .........11
Кришна - ее главный защитник.....12
Может преодолеть невежество......12
Лучший друг и философ.....13
Приветствуется в обществе преданных................................13
Достойна брахманского посвящения....13
Поклоняется Божествам ........15
Может духовно расти не только через служение мужу......16
Может быть социально активной в связи с миссией Господа Чайтаньи..19
Ведические женщины получали духовное посвящение..23
Вайшнави должны получать духовное образование...23
Ведическая женщина может иметь свою точку зрения...25
В женском теле можно вернуться к Богу..26
Шрила Прабхупада проповедовал на основе священных писаний....27
3. Духовное развитие..28
4. Истории жизни гаудия-вайшнави..32
Мадхави-деви, сестра Шикхи Махити.32
Шачи-деви, мать Господа Чайтаньи.34
Малини, супруга Шривасы Пандита35
Сита Тхакурани, супруга Адвайты Ачарьи.37
Джангали, ученица Ситы Тхакурани...39
Лакшмиприя, первая супруга Господа Чайтаньи40
Вишнуприя, вторая супруга Господа Чайтаньи..43
Джахнави-мата, супруга Нитьянанды Прабху48
Ганга-деви, дочь Нитьянанды Прабху..54
Нараяни, мать Вриндавана даса Тхакура..55
Хемалата Тхакурани, дочь Шриниваса Ачарьи...55
Вишнуприя и Кришнаприя Тхакурани.56
Гангамата Госвамини..57
Пишима Госвамини.61
Шримати-деви.62
Хладини, ученица Шрилы Прабхупады...63
Ямуна, ученица Шрилы Прабхупады...66

Источники70
Список сокращений70
Цитаты на английском71
Глоссарий.82
Послесловие.85

1. Важность следования социальному этикету

Смиренные люди, которые выражают всем почтение и уважение, всегда ценились в обществе. Обычные люди ожидают от своих духовных собратьев, что те будут образцом поведения для всех. Так и должно быть. Шрила Прабхупада и Бхактисиддханта Сарасвати создали проповедническое движение, а это значит, что их последователи должны проповедовать, не только произнося речи с трибуны, но и своей жизнью и поступками.
Когда мы слышим слова «духовно продвинутая матаджи», у кого-то перед глазами может встать образ женщины, которая разрывает все родственные связи, действует вопреки социальным нормам и отвергает все авторитеты. Такой пример оказывает не самое лучшее влияние и на других преданных; следовательно, подобного рода «духовность» вызывает у многих отторжение.
Зачастую, видя такой неправильный пример, преданные начинают считать, что духовность женщины должна проявляться исключительно в том, как она исполняет свою дхарму, то есть в служении мужу и родственникам.
Это две крайности неправильного понимания духовного развития души, воплотившейся в женском теле. Хотя справедливости ради следует признать, что внешнее следование социальным нормам до какой-то степени и указывает на верное понимание женщиной смысла духовной практики.
В этом разделе книги я попытаюсь объяснить, ссылаясь на шастры, почему следование социальному этикету и моральным принципам даже для возвышенной вайшнави имеет большое значение. Я поместила эту тему в самое начало, потому что если первый шаг ошибочный, то все остальные действия тоже будут неверными и не приведут к намеченной цели.
Так как в книге речь пойдет прежде всего о духовном развитии, нужно понять, с чего оно начинается. Это самое первое условие, и важно знать, в чем оно заключается. Шрила Прабхупада в предисловии к "Нектару наставлений" пишет: "Необходимо подняться на уровень гуны благости, саттва-гуны, следуя наставлениям Рупы Госвами, - тогда перед нами откроется путь к дальнейшему совершенствованию". Начальным условием для духовного развития является уровень гуны благости. В страсти или невежестве можно лишь поддерживать свою веру, но по-настоящему духовно расти возможно лишь с уровня гуны благости.
Как человек под влиянием гуны благости следует социальному этикету? Если женщина пренебрегает социальными нормами и отвергает авторитеты, то этим она только привносит беспокойство и разлад в общество, что не является признаком этой гуны. С другой стороны, если она честно исполняет свои обязанности перед семьей и обществом, никого не беспокоит словами или поступками, помогает не только себе, но и остальным поддерживать атмосферу благости, в которой становится возможным жить духовной жизнью и развиваться, она действительно находится на уровне саттва-гуны. Вот несколько цитат Шрилы Прабхупады, подтверждающие важность этого:
"Человек, стремящийся к совершенству, обязан следовать правилам, которым следовали великие наставники" (Б.-г., 3.21, комм.).
"Чтобы в обществе царили мир и порядок, необходимые для духовного совершенствования людей, существуют семейные традиции, следовать которым должен каждый цивилизованный человек" (Б.-г., 3.23, комм.).
"Чтобы сохранить порядок в обществе, люди должны подчиняться определенным правилам, приведенным в шастрах, - тогда они смогут жить в мире и духовно совершенствоваться" (Б.-г., 3.24, комм.).
Из слов Шрилы Прабхупады можно понять, насколько важно для духовного развития следовать социальному этикету и принципам уважения и почтительности в любой из сфер нашей деятельности.
Как же ведут себя возвышенные женщины, упомянутые в «Шримад-Бхагаватам»? Какой пример они подают?
Кунти-деви прославленная возвышенная преданная, ее молитвы составляют целую главу в «Шримад-Бхагаватам». Шрила Прабхупада написал отдельную книгу, посвященную ее учению. В комментарии к стиху из «Шримад-Бхагаватам» (1.8.18) Шрила Прабхупада пишет: «Шримати Кунти-деви прекрасно знала, что Кришна, хотя и играет роль ее племянника, является изначальной Личностью Бога. Столь просвещенная женщина не могла допустить такой ошибки – выразить почтение своему племяннику». Тем не менее, она следует социальному этикету, так как ее поведение может стать примером для подражания (Бхаг., 1.8.22, комм.): «Приходясь Господу теткой, Шримати Кунти вначале посмотрела не на лотосные стопы Кришны, чтобы не смутить Его. Не желая поставить Господа в неловкое положение, Кунти-деви сразу подняла глаза выше Его лотосных стоп - на талию, постепенно переведя взгляд на Его лицо, а затем опустив на лотосные стопы. Так в этом замкнутом круге был соблюден надлежащий порядок».
Другой пример женщины, достигшей высокого духовного уровня Гандхари. Шрила Прабхупада пишет: «Она была идеальной матерью, идеальной женой и идеальной подвижницей (аскетом)» (Бхаг., 1.1.39, комм.). И все же, несмотря на свои способности, она всегда вела себя согласно своему общественному положению.
В ведических писаниях упоминается много женщин-подвижниц, и одна из них – Гарги-деви. Шрила Бхакти Вигьяна Госвами пересказывает один интересный эпизод из ее жизни: «В своих комментариях к “Веданта-сутре” Шрила Баладева Видьябхушана приводит Дхруву Махараджу как пример каништха-адхикари, а как пример уттама-адхикари – Гарги, женщину-странницу ведических времен. Он рассказывает историю о Гарги, которая была великой преданной, великим проповедником, вела образ жизни санньясини. Однажды при дворе царя Джанаки состоялось соревнование пандитов. Там был Вишвамитра Муни и также была Гарги. Вишвамитра Муни победил остальных, он знал все разделы Вед назубок. Потом в диспут вступила Гарги. Она стала задавать ему вопросы о трансцендентном. Вишвамитра Муни почувствовал себя неловко, он понял, что не может ответить на многие вопросы. А она продолжала их задавать, и все почувствовали, что Вишвамитра, бывший царь, начинает гневаться. Гнев, кродха, искрами посыпался из его глаз. Тогда Гарги вышла вперед со словами: “Шрипада Вишвамитра Муни победил, он самый мудрый из всех, кто собрался здесь”. На этом все кончилось» (из семинара «Основы ведической культуры», 1999 г.).
Смысл в том, что хотя женщина и может находиться на гораздо более высоком уровне, чем мужчина – например, быть более разумной, что вполне возможно – тем не менее, существует определенный социальный этикет. Согласно ведической традиции у женщины свое место, у мужчины – свое. Женщина, даже если она мудрее, как в случае с Гарги, все же должна находиться на своем месте. Гарги просто вышла и сказала, что Вишвамитра победил, что он выше – и не возникло никаких сложностей.
С точки зрения «Бхагавад-гиты» Гарги поступила так потому, что для большинства людей, которые еще не находятся на трансцендентном уровне, существует необходимость придерживаться социальных традиций и норм, благодаря которым они смогут постепенно развиваться: «Что бы ни делал великий человек, обычные люди следуют его примеру» (3.21). Если бы Гарги нарушила социальный этикет, то нашлось бы немало легковерных последователей, которые стали бы вести себя так же - как дома с мужьями, так и в обществе. Поэтому Гарги поступила в высшей степени разумно.
С другой стороны, если женщина заявляет, что находится на высоком духовном уровне, но при этом действует вопреки всем нормам поведения, не считая нужным обуздывать свои речь и поведение, если она переполнена множеством желаний, то даже выглядеть она будет не слишком духовной. А если кто-то и будет принимать ее как возвышенную личность, то такая женщина будет закладывать в своих последователях губительные для духовной жизни стереотипы. Ее почитатели будут считать критику и оскорбительное поведение естественным для духовно развитых личностей, а это еще никого не сделало счастливее... Поэтому настоящая вайшнави, которая действительно обладает всеми качествами преданной, никогда не станет требовать к себе никакого почтения, она не будет ожидать, что ее станут уважать как духовно возвышенную личность или требовать себе места на вьясасане, признания в качестве гуру или т.п.
Достойную вайшнави должны признать другие авторитетные преданные. Таков в целом этикет для всех вайшнавов, не только для женщин. В нашей сампрадае Джахнави-деви, супруга/вдова Господа Нитьянанды Прабху, после Его ухода фактически была лидером и ачарьей движения, но не заявляла об этом сама – так решили сведущие вайшнавы того времени. Шрила Прабхупада говорит: «Это не так, что женщина не может быть ачарьей. Обычно они не становятся. Только в очень особом случае. Джахнави-деви признали ачарьей, – но сама она об этом не заявляла» (беседа в комнате, 29 июня 1972 г., Сан-Диего)1.
Подводя итог, можно сказать, что, независимо от своего духовного уровня, вайшнави являет собой пример для окружающих, будь то обычные миряне, которые судят по ней обо всем обществе вайшнавов, либо ее собственные дети или младшее поколение преданных, которые берут с нее пример, либо преданные, которые принимают ее духовное руководство. Каждый преданный несет ответственность за свое поведение, за пример, который он подает окружающим.











2. Что значит быть вайшнави

Существует два вида предписанных обязанностей: варнашрама-дхарма, или обязанности согласно рождению и общественному положению в материальном мире, и санатана-дхарма, или деятельность, соответствующая изначальному, вечному положению души. Когда обе дхармы выполняются, тогда и духовная, и материальная стороны жизни будут гармоничными. Но из этих двух видов деятельности санатана-дхарма важнее, что следует учитывать в первую очередь, говоря о вайшнави, которая стремится вернуться домой к Богу. Следование варнашрама-дхарме не является обязательным условием для того, чтобы идти путем санатана-дхармы; ее роль – вспомогательная, призванная облегчить попытки следовать изначальному предназначению души.
В высказываниях Шрилы Прабхупады, ачарьи-основателя Международного Общества сознания Кришны, подчас можно встретить на первый взгляд противоречивые высказывания, которые с одной стороны принижают положение женщин или даже указывают на их многочисленные материальные недостатки, а с другой – призывают стремиться к самому высокому идеалу, который только может поставить себе человек. Если тщательно изучить высказывания Шрилы Прабхупады о женщинах, можно понять, как совместить эти, на первый взгляд, противоречивые высказывания.
Первая категория цитат говорит о тех материальных качествах, которые учитывает варнашрама-дхарма, для того, чтобы постепенно возвысить человека, на каком бы низком уровне он ни находился вначале.
Вторая категория цитат относится к санатана-дхарме, духовной деятельности, к которой человек может приступить на любом этапе своего развития.
Характеризуя женщин с негативной стороны, Прабхупада говорил об их обусловленной природе, но не о вайшнави. В данном разделе читатель сможет найти множество высказываний А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады о том, что значит быть вайшнави и как понятие санатана-дхармы относится к женщинам в сознании Кришны, а также некоторые намеки, как можно преодолеть свою женскую обусловленность. Также эта глава раскрывает правильное понимание роли женщины в ведическом обществе, рассказывает о правильном поведении женщины и возможностях, которые она имеет в системе варнашрама-дхармы.
Духовное знание и духовная практика должны возвышать сознание человека, а не фокусировать внимание на его недостатках, так как принцип медитации один для всех: на что медитирую, такие качества я и обретаю. Сосредоточенность на принадлежности вайшнава к определенному классу, национальности или полу может увести далеко от истинной цели, тогда как дживера сварупа хайа – кришнера нитйа даса, природа каждого живого существа – быть вечным слугой Кришны.
Хорошо, если в результате чрезмерного отождествления с полом женщина получает позитивный опыт, однако последствия могут быть и негативными. Я хочу привести один из крайних примеров такого неблагоприятного воздействия.
Моя подруга стала практиковать сознание Кришны в юности, не имея опыта близких отношений с противоположным полом. Случилось так, что однажды на улице ее изнасиловал незнакомец, который затем, чтобы скрыть преступление, попытался ее убить, но так или иначе ей удалось спастись. Однако морально она была действительно убита. При этом, несмотря на все случившееся, она сохранила веру в Кришну. Каким-то образом это происшествие стало известно нескольким преданным, и одна из «начитанных» матаджи процитировала отрывок, где Шрила Прабхупада говорит, что женщинам нравится быть изнасилованными: «Мужчины славятся тем, что всегда осаждают красивых женщин; иногда они даже силой овладевают ими. Изнасилование запрещено законом, но на самом деле женщинам нравятся мужчины, которые могут изнасиловать их» (Бхаг., 4.25.41, комм.)2. Что бы вы почувствовали на месте этой преданной? Она потеряла веру в сознание Кришны как в метод духовного совершенствования.
В своей книге «Пытаясь оценить личность Шрилы Прабхупады» Сатсварупа дас Госвами пишет: «Еще одно предупреждение относительно того, как обходиться со встречающимися противоречиями: не злорадствуйте по поводу тем, деликатность которых вы сами не осознаёте. К примеру, женщинам в сознании Кришны приходится сталкиваться со следующим утверждением: женщинам нравится, когда их насилуют. Злорадствовать значит смеяться над затруднительным положением женщин, в которое они попадают, услышав это высказывание. Каждый из нас встречается с фразой, требующей объяснений.
Так что же с женщинами и изнасилованиями? Похоже, что под этим словом Прабхупада имеет в виду не грубое сексуальное насилие, вызывающее отвращение у всех благочестивых граждан, а что-то другое. Скорее всего, он использует это слово для обозначения сексуальной агрессивности по отношению к женщине со стороны ее мужа или возлюбленного»3.
Духовное знание должно возвышать человека над его материальными недостатками, вдохновлять несмотря ни на что продолжать развивать в себе сознание Кришны, а не разрушать на корню все попытки духовно расти. Полагаю, роль подобных негативных с точки зрения общественного мнения цитат о женщинах скорее историческая: для объяснения препятствий, которые могут встать на духовном пути. Не стоит возводить их в положение абсолютного и универсального описания женской природы.
Меня долгое время интересовало и удивляло, почему даже некоторые женщины-преданные поддерживают и, более того, отстаивают высказывания Шрилы Прабхупады о духовной дисквалификации женщин. Но подумайте: что делает человек, который не хочет выполнять какую-то тяжелую для него работу или не хочет выходить из зоны своего комфорта? Он, как правило, находит тысячу оправданий. То же самое и в духовной жизни: чтобы не брать на себя ответственность за свой личный духовный рост и за необходимость совершать определенные усилия, преданная может переложить эту ответственность на плечи кого-то еще, будь то муж, отец, гуру или просто старшие.
Так что же говорит Шрила Прабхупада о духовной природе женщин и о материальной женской обусловленности?
«Подобные естественные наклонности женщин или мужчин проявляются только в тех из них, кто находится во власти телесных представлений о жизни. Однако, возвышаясь духовно, и мужчина, и женщина способны полностью избавиться от отождествления себя с телом. Мы должны видеть в женщинах лишь вечные души (ахам брахмасми), чье единственное предназначение приносить радость Кришне» (Бхаг., 6.18.42, комм.)4.
«Иногда мы думаем: «Я счастлив» или: «Я мужчина», «Я женщина», «Я кошка», «Я собака». Так знающий тело отождествляет себя с телом, хотя на самом деле отличен от него. Мы пользуемся разными вещами, например, одеждой и т.д., но при этом никогда не путаем себя с ними. По аналогии с этим, немного поразмыслив, мы сможем также увидеть разницу между собой и материальным телом. Я, вы и каждый, кто владеет телом, являются знающими поле деятельности (кшетра-гья), а само тело - это кшетра, поле деятельности» (Б.-г., 13.1, комм.)5.
«Мы вайшнавы. Мы не заинтересованы в мужской или женской позиции в жизни. Это просто телесная концепция. Это не духовно. Мужчина вы или женщина, это не имеет значения, просто повторяйте Харе Кришна и следуйте четырем регулирующим принципам, и ваша жизнь будет успешной» (Письмо Дженифер, 15 февраля 1975 г.)6.


Вайшнави достойна доверия

«Никогда не доверяй политику и женщине. Конечно, когда женщина приходит в сознание Кришны, это положение меняется. Мы говорим об обычной женщине. () Таким образом, когда мы изучаем вещи с материальной точки зрения, эти вещи должны быть приняты во внимание. Но когда мужчина или женщина становятся сознающими Кришну, он или она становятся ответственными» (лекция по Бхагавад-гите, 1.40, Лондон, 28 июля 1973г.)7.

«Я четырежды была свидетелем одного необычного события, когда Шрила Прабхупада цитировал изречение Чанакьи Пандита: “Никогда не доверяй женщине и политику”. При этом каждый раз он смотрел мне прямо в глаза, чтобы увидеть мою реакцию. Последний, четвертый раз в Бомбее в 1973 году, произнося уже известную мне фразу, Прабхупада искренне рассмеялся, сидя перед небольшой группой прабху. А затем обернулся ко мне и спросил:
– Что ты об этом думаешь, Ямуна?
Я парировала незамедлительно:
– Конечно же, Шрила Прабхупада, это правда!
После этого Прабхупада посерьезнел и, посмотрев на меня, с большим чувством ответил:
– Но ты ведь не женщина, ты – вайшнави!»
(Из презентации Е.М. Ямуны Матаджи “Женщины в ИСККОНе”, март, 2000. Опубликовано в журнале “Журнал ИСККОН”, No. 8, июнь, 2000.)8


Разумна во всех отношениях
«Хотя Кунти родилась в женском теле, она была предана Господу, поэтому ее нельзя сравнивать с обыкновенными неразумными женщинами. Напротив, она была самой разумной, ибо признавала Кришну Верховным Господом» («Молитвы царицы Кунти», 3. Самая разумная из женщин)9.
«Нам требуется личность, обладающая знанием о Кришне, такова единственная квалификация лектора. Не имеет значения, кто он. С материальной точки зрения женщина может быть менее разумной, чем мужчина, но в духовном отношении таких различий нет, потому что с духовной точки зрения каждый является чистой душой. На абсолютном плане нет такой градации: кто-то выше, а кто-то ниже» (письмо Джая Говинде, 8 февраля 1968 г.)10.

«Теперь я вижу, что в нашем Движении девушки более разумны, чем парни» (письмо Кришнадеви, 17 февраля 1970 г.)11.

«Наши девушки могут быть заняты в преподавании и в храмовом поклонении» (письмо Бхавананде, 14 апреля 1972 г.)12.

«Я уже на практике убедился, что многие американские юноши и девушки достаточно разумны и обладают необходимыми качествами, чтобы вступить в наше возвышенное Движение» (письмо Шилавати, 14 июня 1969 г.)13.

«Я хочу, чтобы все мои духовные сыновья и дочери, а также следующие за ними поколения преданных унаследовали этот титул – Бхактиведанта. Обладающие этой степенью будут вправе инициировать учеников» (Письмо Хамсадуте, 3 января 1969 г.)14.

«Я привез в Бомбей свою жену и спросил у Шрилы Прабхупады в ее присутствии: «Шрила Прабхупада, брахмачари годами осуждают женщин, говоря, что те менее разумны, что их мозг меньше, что у них больше вожделения. Это правда?» Шрила Прабхупада ответил: «Ты повторяешь Харе Кришна, и твоя жена повторяет Харе Кришна. Как может идти речь о том, что кто-то менее разумен?» Я вспомнил прочитанное в комментарии Прабхупады к «Чайтанья-чаритамрите»: «Женщины в нашем движении проповедуют, поэтому они ни в чем не уступают своим братьям».
Потом я спросил: «Шрила Прабхупада, насколько я понимаю, муж это представитель духовного учителя, а жена представитель своего мужа. Должна ли она делать все, что я говорю?» И Шрила Прабхупада сказал: «И у тебя хватит наглости претендовать на это?» («По стопам Шрилы Прабхупады», март апрель 1974 г., Джуху, Бомбей, Индия. Вишала дас)15


Духовное равенство между мужчиной и женщиной

«Люди говорят, что все равны. Но как можно сказать, что все равны? Даже в царстве животных и птиц нет равенства. Тогда каким образом можно создать равенство? На материальном уровне это невозможно. Вы должны возвыситься до духовного уровня, тогда равенство возможно» (лекция по «Бхагавад-гите», 2.26, Лос-Анджелес, 6 декабря 1968 г.)16.

«Прабхупада: Она может стать равной с мужчиной. Духовно развитые мужчина и женщина равны между собой. Но до тех пор, пока человек скован материей, это невозможно» (беседа в комнате после пресс-конференции, Чикаго, 9 июля 1975 г.)17.

«Прабхупада: Кришна не делает никаких различий. Кришна не делает. Какие бы ни были различия – они телесны. Но с точки зрения души есть равенство. Для того, кто превосходит телесные представления о жизни, различий нет. Почему [только] женщина? Даже кошки и собаки. Женщина - это человек. Даже кошки и собаки имеют такую же духовную душу. Сведущий зрит это равенство очами духовными» (беседа в комнате, Сан-Диего, 29 июня 1972 г.)18.

Главная ошибка в применении принципа равенства между полами, как мне кажется, состоит в попытке применить его только на внешнем уровне в погоне за чувственными наслаждениями. Например, женщина занимает высокое положение ради славы и почета, пренебрегает мнением или советами мужчины ради утверждения собственной правоты ради самой правоты, работает в ущерб семье и т.п. Однако не зазорно пользоваться дополнительными возможностями, если это ускоряет духовный рост. Например, равные права на образование позволяют вайшнави обрести духовный разум и заботиться не только себе, но и достойно поддерживать близких в трудную минуту. Поэтому нужно руководствоваться критерием: помогает это духовной жизни или нет.
Равноправие в высшем понимании этого слова, как применяет его Шрила Прабхупада, означает духовное равноправие на бхакти и возвращение домой к Богу. Это не материальное равноправие, которое может иметь место, а может и не иметь, в зависимости от обстоятельств. На духовной жизни такое равноправие или неравноправие отражаться не должно.


Кришна должен быть в центре ее жизни
«Господь Капила утверждает: “Никакая другая привязанность не способна так ослепить и подчинить себе человека, как привязанность к женщине или к общению с людьми, неравнодушными к женщинам” (Бхаг., 3.31.35). Это утверждение о женщинах не следует считать осуждением женщин как класса в целом. Как женщина зачастую является символом майи для мужчины, так и привязанность к мужчине - главная причина запутанности для женщины. Как говорит Господь Капила: «Женщина должна считать своего мужа, дом и детей западней внешней энергии Господа, которая таит в себе смерть, подобно призывным песням охотника, таящим в себе смерть для оленя» (Бхаг., 3.31.42). Конечно же, невозможно полностью избежать общения с противоположным полом, поэтому позитивным методом будет поставить Кришну в центр собственной жизни. Если мужчина и женщина живут в браке, наполненном сознанием Кришны, переводя свою главную привязанность на Кришну, тогда их взаимоотношения могут стать источником духовного здоровья» («Нарада-бхакти-сутра», глава 3: Средства достижения успеха, сутра 43)19.
Кришна - ее главный защитник
«Если женщина становится сознающей Кришну, тогда она не нуждается в муже. Она не нуждается Она знает: «Кришна мой защитник. Зачем мне нужно искусственно искать защиту у отца или?» И какую защиту, всего на несколько дней, может дать отец, сын или муж? Настоящая защита - это Кришна. Это все временно, но поскольку мы получили материальное тело, мы нуждаемся в материальной защите» (беседа в комнате, Бомбей, 7 января 1977 г.)20.
То, что сознающая Кришну вайшнави не нуждается в защите, не означает, что она отвергает любую помощь. Иначе может получиться, как в известной истории: началось наводнение, и к пуждари пришли преданные с предложением сесть в автобус, чтобы уехать, но он отказался: «Мне не нужна защита – Кришна меня защитит». Когда вода поднялась на метр, приплыла лодка, и люди в ней прокричали: «Садись, мы увезем тебя». «Нет, меня Бог защитит». Когда вода затопила все вокруг, пуджари забрался на крышу храма. Прилетел вертолет, и люди с вертолета спустили вниз лестницу, но он опять отказался: «Мой единственный защитник – Кришна». В итоге пуджари утонул. На Вайкунтхе он спросил Нараяну: «Почему же Ты меня не спас?» «Как не спас? А кто тебе три раза преданных посылал? Но ты ведь сам отказался!»
Смысл в том, что Кришна, скорее всего, будет помогать через Своих преданных, а не Сам лично. Но если, так или иначе, вайшнави утрачивает поддержку и защиту (а такое, мы видим, случается), то это не лишает ее возможности идти путем бхакти и духовно развиваться. Напротив, подобные трудности могут способствовать ее духовному росту. Кришна берется опекать Своих преданных. Например, когда Кауравы пытались оскорбить Драупади, раздев ее донага, Кришна лично пришел ей на помощь, сделав ее сари бесконечным.


Может преодолеть невежество

«Шримад Бхагаватам» (3.24.18):
«Затем Господь Брахма обратился к Девахути: О дочь Ману, тот самый Господь, Верховная Личность Бога, который убил демона Кайтабху, находится сейчас в твоем чреве. Он разрубит все узлы твоего невежества и сомнений, а затем обойдет весь мир.
Комментарий: Получив по цепи ученической преемственности знание, содержащееся в священных писаниях, и правильно применив его на практике, человек получает возможность развязать узел материи и духа. Брахма заверяет Девахути, что родившийся у нее сын даст ей такое знание, а затем обойдет весь мир с проповедью учения санкхьи»21.

«Шримад Бхагаватам» (7.7.54, Наставления Прахлады Махараджи):
«Друзья мои, и вы (якши и ракшасы), и неразумные женщины, и шудры, и пастухи, и птицы, и низшие животные, и даже самые грешные существа – все могут возродить свою изначальную, вечную духовную жизнь; для этого нужно просто встать на путь бхакти-йоги.
Комментарий: Мать Прахлады находилась в обусловленном состоянии и была женой демона, однако и якши, и ракшасы, и женщины, и шудры, и даже птицы и другие низшие существа - все могут войти в ачьюта-готру, семью Верховной Личности Бога. Это и есть высшее совершенство. Кришна никогда не падает, и мы, возродив свое духовное сознание, сознание Кришны, тоже никогда больше не упадем в материальный мир»23.

«Учение Господа Капилы, сына Девахути» (13. Идеальное знание через предание, Текст 30):
«Мой дорогой сын Капила, я всего лишь женщина. Мой разум слаб, и потому мне трудно постичь Абсолютную Истину. Но если Ты соблаговолишь рассказать мне о ней, то даже я, женщина, смогу постичь Ее и обрести трансцендентное счастье.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Обыкновенному, не слишком разумному человеку трудно постичь Абсолютную Истину, но божественная милость духовного учителя может открыть доступ к сокровенному знанию даже самому ограниченному и недалекому ученику. Поэтому Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: йасйа прасадад - по милости духовного учителя ученик получает милость Верховной Личности Бога, бхагават-прасадах. Девахути просит здесь своего великого сына о снисхождении, ссылаясь на то, что она, как и всякая женщина, не отличается большим разумом, и к тому же является Его матерью. И по милости Капиладевы она получит возможность осознать Абсолютную Истину, которую так трудно постичь обыкновенным людям, особенно женщинам.
Здесь Девахути подает нам пример того, как нужно постигать трансцендентную науку. Только смирение открывает человеку путь к духовному знанию. Смирение является сутью бхакти»24.


Лучший друг и философ

«Если жена помогает духовно расти, она - лучший друг и философ. Так что в сознании Кришны жена никогда не бывает обузой; напротив, она совершенным образом дополняет мужа» (письмо Вриндаваначандре, 24 июня 1970 г.)25.

«Женщины, как правило, не обладают философским складом ума, но получают благословение Господа, так как способны сразу поверить в Его превосходство и всемогущество и искренне склониться перед Ним. Господь необычайно добр: Он оказывает особую милость не только великим философам. Он видит, насколько искренен человек в своих стремлениях» («Учение Царицы Кунти», 3.Самая разумная из женщин)26.


Приветствуется в обществе преданных

«Девушки не должны приниматься как низкосортные. Видите? Иногда Конечно же, иногда в писаниях говорится: “Женщина является причиной рабства”, но не нужно зацикливаться на этом. С девушками, которые приходят, нужно обращаться как минимум хорошо. Я слышал, что после того, как Гаргамуни бросила жена, он стал женоненавистником. Это нехорошо. В конечном счете, приветствуется каждый, кто приходит в сознание Кришны, будь то мужчина или женщина, парень или девушка. Каждому из них выпала редкая удача» (беседа в комнате о браке, Сиэтл, 24 сентября 1968 г.)27.


Достойна брахманского посвящения

В комментарии к «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила 24.331) Шрила Прабхупада приводит стих из «Хари-бхакти-виласы»:

«В “Хари-бхакти-виласе” (1.194) даются следующие наставления относительно мантра-адхикари, квалификации, необходимой для посвящения в мантру:
тантрикешу ча мантрешу д“кшайам йошитам апи садхв“нам адхикаро ’сти шџдрад“нам ча сад-дхийам
«Шудры и женщины, если они целомудренны и серьезно настроены на понимание Абсолютной Истины, могут получить посвящение в панчаратрика-мантры»
Главное по-настоящему хотеть служить Кришне, неважно, пробуждается ли это желание в сердце шудры, вайшьи или женщины. Если человек искренне стремится повторять мантру Харе Кришна или дикша-мантру, он достоин получить посвящение по системе панчаратрики. Однако, согласно ведическим принципам, получить посвящение может только брахман, целиком поглощенный исполнением своих обязанностей. Ни шудры, ни женщины не допускаются к посвящению в рамках системы вайдика. Пока духовный учитель не решил, что ученик обладает необходимыми качествами, получить мантру невозможно ни в панчаратрика-видхи, ни в вайдика-видхи. Когда же ученик становится достойным посвящения, он получит его либо по системе панчаратрика-видхи, либо вайдика-видхи. В обоих случаях результат будет одним и тем же»28.

Иногда, в подтверждение того, что женщины не должны получать брахманское посвящение, приводят цитату, которая в русских переводах зачастую почему-то теряет несколько важных слов (выделены мной – прим. составителя):

«Большинству женщин свойственны качества страсти и невежества. Мужчинам эти качества тоже могут быть присущи, но мужчина может возвыситься к благости. Женщина не может. Женщина не может. Поэтому, если муж подходящий и женщина следует за ним, становится верной и целомудренной женой, тогда жизни обоих супругов становятся успешными. Есть три качества материальной природы: саттва, раджас и тамас. И раджас, и тамас преимущественно являются качествами женщины. А мужчина способен подняться к благости. Поэтому в брахманы посвящают мужчин, не женщин. Такова теория» (лекция по «Шримад-Бхагаватам», 1.3.17, Лос-Анджелес, 22 сентября 1972 г.)29.
Можно заметить, что Шрила Прабхупада имеет в виду женщин в своем большинстве. Он не говорит: «Абсолютно все, даже женщины-преданные».

Еще один аргумент: Шрила Прабхупада не давал женщинам брахманский шнур, поэтому их инициация как бы не является полной или действительной. Сам Шрила Прабхупада объясняет это так: «Согласно Ведам жизнь женщины делится на три периода. Вначале она находится при отце, затем – при муже. Поэтому, когда женщина получает инициацию, ей нет необходимости в священном шнуре, ибо она считается половиной тела своего мужа. Она совладелица всего, чем обладает ее муж. Если вы посмотрите на изображение Рамачандры и Ситы, у Рамачандры есть священный шнур, а у Ситы нет. Такова традиция. Поэтому согласно ведической традиции женщина получает мантру, но не священный шнур. Даже если она дочь брахмана» (лекция на инициации, Бостон, 21 мая 1968 г.)30.
Шрила Прабхупада говорит, что для женщины нет необходимости в священном шнуре, а не в самом посвящении. Объясняя это на примере Ситы и Рамы, он упоминает, что женщина получает мантру (но не шнур). Шнур - это своего рода отличительный знак, по которому можно узнать дваждырожденного. А так как для женщины в ведическом обществе не было нужды быть социально активной, необходимость в подобных отличительных знаках отпадала, - такая женщина всегда следовала за мужем.
«Это все отличительные знаки. Так же и этот шнур, священный шнур – это знак того, что человек принял духовного учителя. Он получил священный шнур Точно так же, как красная краска обозначает замужество, священный шнур – знак того, что у человека есть духовный учитель» (лекция по «Бхагавад-гите» 2.7-11, Нью-Йорк, 2 марта 1966 г.)31.
Точно так же нельзя сказать, что если преданный читает мантру не на четках (даже инициированный), то мантра не работает или его инициация не является истинной. Или что если преданная не носит бинди или обручальное кольцо, она наверняка не замужем. Согласно панчаратрика-шастрам, женщины могут получать гаятри-мантры.

«Я также принял в брахманы преданных, которых ты порекомендовал: Сукалини деви даси, Ведаприю деви даси и Аравинду даса. К письму приложен начитанный священный шнур; пожалуйста, наденьте его на Аравинду даса. После этого он может прослушать записанную на пленку гаятри-мантру. Слушать нужно правым ухом. Так как женщинам священные шнуры не полагаются, они могут прослушать мантру сразу же. К письму прилагаются три листа бумаги с мантрами на них, по одному на каждого преданного. Обучай их, как быть хорошими брахманами: сохранять внутреннюю чистоту, воспевая Харе Кришна, и внешнюю чистоту, принимая омовения» (письмо Куладри дасу, 28 апреля 1977 г.)32.

«Индиец (6): Шрила Прабхупада, так как нет разницы между “мужчиной” и “женщиной” - оба эти слова являются обозначениями, – то возможно ли для женщины стать брахманом?
Брахмананда: Возможно ли для женщины стать брахманом?
Прабхупада: Он Женщина – это жена брахмана. Тогда она естественно становится брахманом.
Индиец (6): Предположим, она не хочет выходить замуж до конца своей жизни и просто хочет служить Богу?
Прабхупада: По своему духовному положению каждый является брахманом.
Брахмананда: Но вы даете брахманское посвящение незамужним девушкам.
Прабхупада: Да. Но с духовной точки зрения она брахман. На духовном уровне нет такого разграничения» (утренняя прогулка, Найроби, 2 ноября 1975 г.)33.

«Махамса дас (о нескольких молодых индийских девушках, готовящихся принять посвящение у Шрилы Прабхупады): Мне неизвестно положение девушек, которые принимают посвящение. Они юные девушки. Они могут выйти замуж за кого-то вне нашего Общества.
Прабхупада: В любом случае девушка может воспевать и следовать правилам и предписаниям.
Махамса дас: Даже если муж не следует?
Прабхупада: Это не имеет значения. Это индивидуально
Когда моя сестра вышла замуж, в доме ее свекра все ели рыбу. Она была совсем девочкой, ей было десять или одиннадцать лет. Она подавала эти рыбные и тому подобные блюда и плакала. Свекровь спросила ее: “Почему ты плачешь?” “Мы не прикасаемся к таким продуктам”. Тогда свекровь немедленно устроила, чтобы ей готовили отдельно. Так что ее муж и другие члены семьи ели рыбу, но она - никогда. Она не знала, какова она на вкус. Тот, кто намерен блюсти собственную чистоту, может делать это при любых обстоятельствах» (беседа в комнате, Хайдерабад, 22 августа 1976 г.)34.



Полный вариант книги можно заказать на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13PAGE 15


13PAGE 14215





Приложенные файлы

  • doc 10956969
    Размер файла: 176 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий