bible_rus


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Íàõîäÿñü íà ñìåðòíîì îäðå, Âàëüòåð Ñêîòò, âåëèêèé øîòëàíäñêèé ïîýò è ïèñàòåëü, ïîïðîñèë ñâîåãî äðóãà, íå îòõîäèâøåãî îò ïîñòåëè óìèðàþùåãî: Ïîæàëóéñòà, ïî÷èòàé ìíå Êíèãó Êàêóþ êíèãó? » – ñïðîñèë òîò ñ Ðàçâå òû íå çíàåøü? áûë îò- Речь шла о Книге. О Книге, которая единствен- но и может называться книгою, потому что в том смысле, в каком эта Книга является книгою, ни- какая другая книгою не является. Более того, все остальные книги мы имеем лишь потому, что су- ществует Книга. Именно для ее распространения Ян Гуттенберг изобрел 500 лет назад печатный станок. Спустя сотню лет в России Иван Федоров создает печатный пресс, опять же, чтобы печатать Более того, большинство народов, живущих на Земле, имеют свою письменность лишь пото- му, что те, кто уже читал Книгу, хотели, чтоб и другие прочли ее. В положении таких народов находимся и мы с вами. Именно для распростра- нения Книги среди вос- точноевропейских племен иностранцы-миссионеры Кирилл и Мефодий созда- ли алфавит – «кириллицу», ставший основой единой славянской письменности; а вокруг единой письмен- ности сформировалась единая культура. Так воз- никла славянская нация. И Позже было напечатано множество других книжек, в том числе критикующих Книгу. Но уже то, что они вышли в свет, свидетельс- твует о значении Книги. Если бы не Книга, не су- ществовало бы созданного специально для нее пе- чатного станка, и эти книжки не на чем было бы печатать. К тому же, как ни была бы популярна та или иная книжка в то или иное время, не было слу- чая, чтобы какой-нибудь бестселлер превысил ти- раж, которым ежегодно расходится Книга. Эта Книга занимает настолько особенное по- ложение, что у нее даже нет нужды в названии – она так и называется: «Книга», или, по-гречес- ки, – «Библия». Но что она собой представляет? Спрашивая об этом, можно получить самые раз- ные ответы. Одни скажут, что это самая читаемая книга в мире. Другие, что Библия – собрание ев- Îñòðîæñêàÿ Áèáëèÿ - ïåðâàÿ ïå÷àòíàÿ ïîëíàÿ Áèáëèÿ íà íîì Ôåäîðîâûì â ã. Îñòðîã рейского фольклора. Третьи будут утверждать, что это – Слово Божие. Иные заявят, что Библия напи- сана одними людьми, чтобы дурачить других. А кто-то, наоборот, скажет, что это сборник мудрых мыслей, собранных по всему свету в назидание потомкам. Иные же, что в Библии зашифрована тайная мудрость людей, достигших особого про- светления, и непросветленные не в состоянии по- нимать ее. Найдутся и те, кто будет настаивать, что Библия – это послание космического разума. Давайте же попробуем разобраться, что такое Прежде всего, стоит обратить внимание, что Библия, по большому счету, – не одна книга, а целая библиотека, собрание книг. Первым, что вы увидите, открыв Библию, будет оглавление – список книг, которые в нее входят. Как минимум, там будут перечислены 66 книг. В этом случае на титульном листе будет написано «канонические книги». Это значит, что ваше издание Библии со- держит абсолютный канон – те 66 книг, которые признаны стандартом (каноном) всеми христиан- скими церквями. Если же такой надписи нет – не пугайтесь, у вас ничего не отнято, просто добав- лен ряд еврейских текстов, имевших хождение в первом веке на греческом языке. Ранние хрис- тиане заимствовали эти тексты у иудеев еще до того, как те определились со своим каноном, ко- торый мы теперь называем каноном Ветхого Заве- та. Позднее, в средние века, христианский канон Ветхого Завета сравнили с каноном иудейским, и оказалось, что эти книги в него не входят. По- этому многие церкви не признают эти книги как канонические, и для них существует особое назва- Во всякой библиотеке книги расставлены по стеллажам и полкам не случайным образом, а систематизированы по разным критериям: по жанрам, по авторам, по хронологии, в конце концов – по размеру книг (на одной полке стоят книги в твердом переплете, а на другой тонкие брошюрки). Так же и в Библии. Почему, скажем, Послание Римлянам стоит раньше Послания Га- латам? По этой самой причине – обе книги рас- положены на одной полке «Переписка апостола Павла», но сперва идут книжки потолще, затем – потоньше. Так же и на стеллаже «Пророческие книги»: небольшие по объему (так называемые «малые пророки») стоят на одной полке, увесис- Книги, составляющие Библию, весьма раз- личны по жанрам: это и исторические хроники, и законодательные кодексы, и собрания мудрых изречений, и поэзия, и переписка, и описание таинственных видений, и поучительные истории. В большинстве своем они написаны разными людьми. Трудно даже представить себе это раз- нообразие: Библию создавали около сорока раз- личных авторов, которые писали на трех разных языках (древнееврейском, арамейском и гречес- ком) и жили на трех континентах (в Европе, Азии и Африке). Это были цари, вельможи, пастухи, военнопленные, военачальники, ремесленники, виночерпии, раввины, врачи, историки, чинов- ники, налоговые инспектора. Люди разных про- фессий, разного культурного уровня, живущие в разных странах, говорящие на разных языках. Большин ство из них не знало и никогда не виде- ло, а зачастую и не подозревало о существовании друг друга. Более того, они жили в разное время: период их жизни составляет 1500–2000 лет, то есть самые ранние тексты Библии были написаны, как минимум, за полторы тысячи лет до написания Но есть нечто особенное, что отличает эту биб- лиотеку от других. Несмотря на то, что ее тексты писали 40 разных человек на протяжении двух тысячелетий, в разных странах, на разных языках, это – единая Книга, единое и цельное произведе- У нее есть единая тема: грешное человечество получило спасение милостью Божией. Эта тема У нее есть и единая композиция. Библия по- добна музыкальному произведению. Возьмите, например, первую часть Второго фортепианного концерта Рахманинова. Вы увидите как много в нем общего с композицией Библии. Подобно му- зыкальному произведению, Библия имеет вступ- ление, в котором вводятся все затрагиваемые в ней темы. Начало книги Бытия и впрямь звучит, как мощные тяжелые аккорды одинокого рояля в Рахманиновском концерте. Рояль здесь – Бог. Ни- кого нет кроме Него. Он произносит слово – и все сущее, все созвучия взрывоподобно врываются из небытия в бытие. И во всей Библии нет ни одной важной темы, основание которой не было бы за- ложено в скупых и величественных стихах первых Последующие части Ветхого Завета звучат как экспозиция, развитие темы, после чего наступает кульминация – Евангелия. Мощное тутти всего оркестра достигает наивысшего подъема в повест- вовании о Страданиях и Воскресении Христовых. Наступает реприза, завершение всех тем – Де- яния Апостолов и Послания. В конце же звучит мощная кода, финал – книга Откровения Иоанна Богослова. И как разнообразно и многозвучно ни было бы все это грандиозное произведение, каж- дая его деталь работает на главную идею, состав- Далее, во всей Книге одно главное Действую- щее Лицо. Во Втором фортепианном концерте Рахманинова главный инструмент – рояль. Он царствует во всем пространстве произведения. Все в произведении подчинено только ему и фор- мируется им, для него и через него. Остальные ин- струменты лишь указывают на его положение: на сцене царя «играет» окружение. Главное Действу- ющее Лицо Библии – Христос. Он Сам убеждает нас в этом: « Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельству- ют о Мне » (От Иоанна 5:39). Вся Библия – о Хрис- те, начиная с самых первых стихов – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит Итак, Библия имеет единую тему, единую композицию и одно главное Действующее Лицо. Представьте себе какое-нибудь другое произведе- ние, состоящее из деталей, которые сделали раз- ные люди, в разное время, в разных местах. И, тем Кто бывал на Выставке Достижений Народного Хо- зяйства в Москве, видел там «любимый лунный трактор» Луноход. Представьте: вы под- ходите к экспонату, и вам рас- сказывают: вот такие колеса оригинальной формы получились где-то под Са- ратовом, когда специалисты по металлообработ- ке развлекались, экспериментируя в свободное от работы время над технологическими процессами. Одновременно в НПО «Энергия» кто-то подумал: а почему бы ни наштамповать кварцевых пластинок вот такого размера. Еще в одном месте, скажем, где-нибудь в Кургане, кому-то захотелось сделать кремнеорганические сочленения – вдруг приго- дятся? И так далее… Потом все это совершенно случайно свезли в одно место, свалили в одну кучу, и глядь – получился луноход. Все детали точно по- догнаны друг к другу, и всё служит единой цели. Конечно же вы, скорее всего, скажете, что все это сказки, и такого быть не может: наверняка изна- чально существовал общий замысел, был единый проект. Потому-то все эти детали, созданные в раз- ное время, в разных местах, разными людьми, так точно подходят одна к другой и составляют единое целое – у конструкции есть единый автор. Кто бы, где бы потом ни проектировал и ни изготавливал каждую деталь или узел, все они заранее задуманы и предусмотрены генеральным конструктором. Так и Библия, несмотря на то, что написана разными людьми, в разное время, на разных язы- ках, имеет Единого Автора, Единого Генерального Конструктора, который вложил, вдохнул в сердца этих людей желание – вдохновил их – изготовить эти детали, написать эти книги, служащие единой цели. Именно об этом пишет апостол Павел: « Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в правед- ности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» Даже в специализированной библиотеке, мы обычно не читаем все книги подряд, а начинаем с того, что представляется наиболее интересным или важным. В Библии тоже не обязательно чи- тать все книги подряд, можно начать с любой. Но с чего бы вы ни начали, помните – вы читаете то же произведение, того же Автора, на ту же тему, под- чиненное единому замыслу, выражающее единую мысль. Как во всей Книге, так и в каждой ее части отображен Божий план спасения человечества. Впрочем, утверждениями самой Библии, что она – богодухновенная Книга, сейчас трудно кого- нибудь удивить. В наши дни развелось множество книг, в которых утверждается, что они вдохновлены Высшим Разумом, если вообще не спущены непо- средственно с Небес. И чем дальше, тем таких книг становится все больше и больше (и, между прочим, в Библии давно предсказывалось, что так и будет происходить в Последние Времена). Можем ли мы как-либо определить – действительно Книга бого- духновенна, или нет? В частности, каким критериям богодухновенная Книга должна соответствовать? В первую очередь, от богодухновенного про- изведения стоило бы ожидать достоверности и точности. Бог Всеведущ, Его откровение должно быть точным во всех деталях. Не менее важно и то, насколько искажены дошедшие до нас тексты в сравнении с их оригиналами. Стоит ли на них полагаться? Выяснять, насколько достоверна та или иная древняя книга, можно, сравнивая ее с другими письменными произведениями того же исторического периода. Это довольно интересная задача. Самый «молодой» текст Библии написан примерно 1900 лет назад, самому древнему – око- ло 4000 лет. Но давайте для краткости остановимся лишь на Новом Завете, которому «всего» 1900–1950 лет. Эти тексты написаны на протяжении второй половины I века н.э. и, соответственно, относятся к античному периоду истории. Что мешает нам сравнить их с другими произведениями античной литературы и посмотреть, насколько достоверен текст, которым мы располагаем сегодня, спустя Выясняется, что такие произведения античной литературы, как, например, «История» Геродота или «Иудейские древности» Флавия дошли до нас в количестве лишь около одного десятка списков. Ведь до того, как был изобретен печатный ста- нок, книги переписывались от руки. Когда свиток приходил в негодность, его переписывали – толь- ко так он мог дойти до нас – а изветшалый ори- гинал выбрасывали. Не сохранилось оригиналов ни одного из древних текстов – только списки! Так вот, практически от всех античных текстов до нас дошло лишь около десятка списков, не бо- лее. Неимоверно рекордное положение по этому показателю занимает «Илиада» Гомера – около шестисот экземпляров. Число же древних спис- ков Нового завета, дошедших до нас, превыша- ет двадцать пять тысяч экземпляров!!! И все эти списки совпадают один с другим на уровне опи- сок переписчиков, не влияющих на значение тек- ста – точек, запятых, черточек, другого написания Но насколько эти списки удалены во времени от написания оригинала? Ведь списки могут быть выполнены через многие сотни лет. А чем более поздние версии мы имеем, тем меньше уверен- ности, что текст их близок к оригиналу. Для таких общепризнанных произведений античной исто- рии, как, скажем, «Анналы» Тацита или «Галль- ские войны» Юлия Цезаря, характерная разница между оригиналом и самым ранним дошедшим до нас фрагментом списка составляет 500 – 1600 лет. Что же касается книг Нового Завета, то для фрагмента этот промежуток составляет всего 25 лет, для почти полного текста – 100 лет, для аб- солютно полного текста – 250 лет. Обратите вни- мание – мы располагаем фрагментами списков, выполненных еще при жизни тех, кто лично знал авторов текста. Естественно, вряд ли они могут быть поддельными, потому что современники Далее, важным фактором является степень сохранности материалов. Древние произведения чаще всего доходят до нас в виде фрагментов. На- иболее часто бывают утеряны начало и конец – внешние края свитков и книг ветшают в первую очередь. Из 142 книг «Римской истории» Ливия сохранились лишь 35. От «Римской истории» Та- цита из 14 книг до нас дошли 4,5. «Анналы» Таци- та считаются фундаментальным произведением античной истории, но из 16 книг только две со- хранились полностью и еще две – частично. В то же время в Новом Завете нет ни одного утерян- ного фрагмента! Мы располагаем абсолютно пол- Мы также располагаем разнообразными вне- шними подтверждениями достоверности этих текстов. Первым типом такого внешнего под- тверждения являются переводы на другие языки. Как уже говорилось, люди, читавшие Книгу, хоте- ли, чтобы и другие тоже прочли ее. И, не считаясь ни с какими затратами – ни времени, ни денег, ни труда, – они переводили ее на другие языки (за- частую создавая письменность для народов, не имевших таковой). Мы располагаем переводами Библии на латинский и сирийский, выполненны- ми уже к 150 г. н.э. (то есть всего через 50 лет, пос- ле завершения последней книги Библии), а позже – и на другие языки античного мира. И по всем этим переводам можно убедиться, что они были сдела- ны с того же текста, которым мы Кроме того, Книгу часто ци- тируют. Ее цитируют сегодня, ее цитировали и раньше. И по древним небиблейским текстам (художественные произведе- ния, переписка, трактаты, поле- мика), датированным с 96-го по 400-й годы, мы можем составить âåòíîãî ìàíóñêðèïòà полный текст Нового завета только на основании приводимых там цитат. Даже если бы до нас не дошел Новый Завет в его оригинальном виде, мы все равно имели бы полный текст благодаря ци- татам, запечатленным как в трудах сторонников Писания, так и его врагов. Последние приводили обильные цитаты, желая опровергнуть учение христиан; Господь же использовал их рвение, за- готавливая для нас свидетельства достоверности Библейских текстов. Интересно получается: все, кто когда-либо сражался против Писания, лишь создавали шум, привлекающий внимание, и тем Вывод очень важен: мы располагаем достовер- ными и полными текстами Нового Завета – имен- но теми, что были написаны изначально. Богодух- новенность Библии признают многие. В частности, на авторитет Библии опирался основоположник ислама пророк Магомет, провозглашавший своей задачей восстановление мусульманства (по-араб- ски – «покорности Богу») в соответствии Торой и Инжилем, т.е. Библией – Ветхим и Новым Заве- том. Всякий может убедиться в этом, прочитав Коран. В частности, в суре Аль Бакара, аят 62, го- Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, и сабии, кото- рые уверовали в Аллаха и в последний день и творили благое, – им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны . Но многие совре- менные исламские деятели противопоставляют мусульманство христианству и, тем более – иуда- изму. Как же они обосновывают такое несоответ- ствие? Они заявляют, что у нас нет подлинных тек- стов Писания. Истинная Библия ранних христиан, дескать, еще имела хождение во времена Магоме- та, но после была утеряна, и нынешняя Библия – некий новый текст. Тем не менее, факты налицо: мы располагаем тем же самым текстом Нового Завета, что существовал и во время появления Ко- рана, и задолго до этого. После же обнаружения в 1947 году Свитков Мертвого Моря (речь о которых пойдет ниже) отпали и все сомнения относитель- но текстов Ветхого Завета. Мы обладаем полным текстом Писания, соответствующим оригиналу. Что ж, сохранность текстов – дело хорошее. Но является ли истинным то, что в них записано? Я, например, могу выдумать фантастический рассказ об инопланетянах, напечатать его миллионным тиражом, запаять каждый экземпляр в метал- лическую банку, закопать банки в разных частях света, и, не исключено, что спустя пару тысяч лет, хотя бы один экземпляр сохранится. Причем – в абсолютно точном виде, без каких-либо искаже- ний. Будет ли достоверность текста означать до- стоверность описываемых в нем событий? Конеч- но же, нет! Как же тогда мы можем быть уверены Тут нам приходят на помощь внешние под- тверждения иного рода. Несмотря на то, что евангельские события происходили в одной из наиболее удаленных провинций римской циви- лизации, нехристианские литературные и исто- рические произведения не оставили их без вни- мания. Среди еврейских, римских и сирийских источников, датируемых периодом с 50-го по 180-й годы, насчитывается семнадцать (!) небиб- лейских текстов, содержащих в общей сложности более 150 подробностей о жизни, учении, смерти и Воскресении Иисуса Христа, а также некоторые элементы вероучения ранних христиан. Римские источники принадлежат перу историков (Тацит, Светоний, Галл), государственных чиновников (например, отчеты Плиния Младшего о ситуации с христианами в подчиненной ему провинции) и даже цезарей (Траян, Адриан). Иудейские (Тал- муд, Иосиф Флавий) и гностические источники (фольклорные предания типа «Евангелия исти- ны», «Евангелия от Фомы», «Трактата о воскресе- нии») приводят свою точку зрения на факты, из- ложенные в Библии, и, хотя истолкование фактов в них порой весьма экзотично, сами факты этими текстами подтверждаются (не было бы фактов – Из нехристианских источников (в том числе – написанных врагами христианства) мы знаем об Иисусе; о совершаемых Им чудесах; об исполнив- шихся в Нем пророчествах Ветхого Завета; о том, что Сам Он не только был пророком, но и заявлял о Своей божественной природе. Кроме того, Он называется великим учителем и философом, при- зывавшим к отрицанию других Богов, проповедо- вавшим братство верующих в вечности. Далее, из нехристианских источников мы знаем, что по обвинению в богохульстве Он был казнен через распятие, а позже Его снова видели живым. Его ученики стали верными последовате- лями, проповедовавшими Его имя и Его учение. Даже если бы до нас не дошла Библия, очень мно- гое было бы известно нам из небиблейских источ- ников. Мы располагаем достоверным описанием Аналогично обстоят дела и с Ветхим Заветом. Взять хотя бы названия народов. Не так давно ут- верждалось, что многие народы, упомянутые в Ветхом Завете, вообще никогда не существовали. Например – хеттеи, жившие, согласно утвержде- ниям Библии, во втором тысячелетия до Р.Х. Дру- гих исторических текстов, упоминавших об этом народе, известно не было, и критики утверждали, что хеттеи выдумка библейских авторов. Так продолжалось до 1905 года, когда археологи рас- копали древнюю столицу хеттеев и нашли огром- ное количество текстов на глиняных табличках. Описываемая в них история оказалась полностью соответствующей тому, что было известно о хет- Стоит нам заглянуть в Библию, многие загад- ки истории разрешаются сами собой. Так, любой специалист по древней истории рас- скажет вам, что примерно за 1500 лет до Рождества Хрис- това Египет стреми- тельно становится великой процвета- ющей державой, а потом, вдруг, вне- запно, приходят дикие и плохо воо- руженные кочевые племена гиксосов и полностью порабо- щают всю страну. ãëèíÿíàÿ òàáëè÷êà ñ èñòîðèåé õåòòååâ огромную страну с многочислен- ной армией и самой совершенной военной тех- никой (колесницы были танками того времени) захватили разрозненные, неорганизованные пле- мена кочевников! Лишь добрую сотню лет спус- тя египтяне избавились от владычества гиксосов. Но в Библии мы находим то, чего не пожела- ли записывать египетские историки: рассвет раз- вития Египта совпадает со временем египетского пленения евреев. Египет процветал, потому что в нем было огромное количество даровой рабочей силы, к тому же принесшей с собой благослове- ние Божье. « И был Господь с Иосифом: он был ус- пешен в делах и жил в доме господина своего, Егип- » – говорит Писание (Бытие 39:2). Когда же народ Израиля выходил из Египта, армия со всеми колесницами и фараоном во главе погна- лась за ними и была потоплена в Красном море. Огромное государство остается без руководства и без армии! Потому-то оно становится легкой добычей для диких кочевых племен. Но если не принимать во внимание эти данные, записанные в Библии по вдохновению Господина истории, нам не понять истории, доставшейся нам во фраг- В Библии мы обнаруживаем всевозможные на- звания земель, имена царей, названия городов, опи- сание событий, что говорит о скрупулезности ее по- вествования. Более ста лет светские историки вели интенсивные исследования, желая опровергнуть Библию. Теперь же историки изучают Библию, что- бы проверить достоверность своих исследований. Мы живем в счастливое время, когда нас уже не атакуют постоянно вымыслами о ложности Биб- лии. Достоверность и точность Писания во всех деталях общепризнанна. Но, опять же, точность во всех деталях не является доказательством бого- духновенности. У меня есть телефонный справоч- ник, и он точен во всех деталях. Но является ли он богодухновенной книгой? Конечно же, нет. Изло- женные в нем данные были известны издателю и А не говорится ли в Библии о том, что людям тех лет не было известно? Это поразительно, но в текстах Библии мы находим данные естество- знания, о которых люди не имели представления во времена их написания! Лишь спустя тысячи лет, благодаря развитию науки и техники, в ре- зультате тщательных исследований и гениальных открытий люди узнали, о том, о чем в Библии было сказано изначально. Многие тысячи лет на- зад Библия утверждала, что Земля круглая (Иса- ия 40:22); что она свободно висит в пространстве (Иов 26:7); что звезд на небе бессчетное число (Бы- тие 22:17), хотя до изобретения телескопа были известны лишь около 1500 звезд – те, что видны В Библии сказано, что созвездия меняют свои очертания со временем (Иов 38:31); что воздух име- ет вес (Иов 28:25); что жизнь обеспечивается крово- обращением (Бытие 9:6); что Луна и Солнце имеют разный размер (Бытие 1:16); что земная кора нахо- дится в изостатическом (равновесном) состоянии (Исайя 40:12); что на Земле существуют разные ча- совые пояса (Матфей 24:27 ср. Лука 17:34–36); что существует круговорот воды в природе (Еклизиаст 1:7). Именно в Библии, за 3500 лет до того, как люди узнали о существовании бактерий, являющихся причиной инфекционных заболеваний, описаны основы гигиены и эпидемиологии (Второзаконие 23, Левит 15). Люди еще не знали, что такое мик- роб, но в Библии было описано, как не заразиться, как осуществлять противоэпидемические меро- Возьмите любую книгу по естествознанию, написанную 20–30 лет назад, и вы увидите, как безнадежно она устарела. И чем раньше она на- писана, тем наивнее она нам кажется теперь. Но лишь только сейчас, через тысячи лет, мы начи- наем понимать некоторые истины, записанные в Библии. Ни одна из научных идей, описанных в Библии, не устаревает. Тем не менее, с одной стороны, Библия – не учебник естествознания, с другой стороны, все эти научные знания получе- ны людьми. Мог же кто-нибудь просто узнать об Не менее значительным свидетельством бого- духновенности Библии являются записанные в ней пророчества. Бог властелин истории: « Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю » (Исаия 46:10). Никто еще и предполагать не мог, как будут развиваться события, а пророчества уже сотни и тысячи лет до того были записаны в Библии, «ибо никогда проро- чество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые божьи человеки, будучи движимы духом Святым Правда, сейчас такое время, что пророков – хоть отбавляй. Открываем любую газету – там горос- копчик: «Козерогам сегодня грозят неприятности, и необходимо особенно тщательно следить за со- бой». Очень хорошее предсказание, даже козеро- гам понятное: у кого не случается неприятностей, если не следить за собой? Такое пророчество абсо- лютно ни о чем не говорит. Далее: «Раки, будьте сегодня особенно внимательны, чтобы не пройти мимо своего счастья». Счастье не сложилось – зна- чит прошли мимо, потому что были невниматель- ны. Подобных пророчеств – огромное количество. Допустим, пророчества Нострадамуса. В них все настолько смутно – можно подогнать под них все, что угодно, было бы воображение. Библейские пророчества имеют совершенно другую природу. К ним предъявляются очень четкие требования. И ответственность за досто- верность пророчеств – немалая. Если бы кто из составителей гороскопов знал о ней, вряд бы ре- шился на этот сомнительный бизнес. « который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смер- ти. И если скажешь в сердце твоем: `как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?' Если пророк ска- жет именем Господа, но слово то не сбудется и не ис- полнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его » (Второ- Первое требование, предъявляемое к истин- ному пророчеству: оно должно говорить о людях и событиях, удаленных настолько, чтобы не воз- можна была простая догадка или прогноз. Когда мы говорим, какая погода будет через неделю, или кто победит на ближайших выборах – это про- гноз. В Библейских же пророчествах говорится о событиях, о которых в принципе еще никто знать не мог. Зачастую эти события вообще противоре- чили здравому смыслу. Например, в самый рас- цвет Вавилонского царства, когда, казалось, ничто не грозит его процветанию, было провозглашено, что пройдет такое-то количество лет, и это самое могущественное государство в мире будет разру- шено, причем вполне определенным образом. И все сбывается именно так, как было предречено. Во-вторых, пророчество должно быть ясным и конкретным; содержать легко распознаваемые детали, чтобы, когда оно исполнится, ни у кого не было сомнений, что это исполнилось именно оно. И третье требование – пророчество должно Приведем пример – пророчество об огромном городе-крепости Тире. Это был ключевой торговый порт восточного средиземноморья, и в его процве- тании были заинтересованы все существовавшие страны, обогащавшиеся за счет торговли с ним. Но вот некий еврей провозглашает от Божьего Име- ни: « ...Я – на тебя, Тир, и подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои. И разобьют стены Тира и разрушат башни его ... разрушат стены твои, и разобьют красивые домы твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду ... И сделаю тебя голою скалою, будешь местом для расстилания сетей; не будешь вновь построен: ибо Я, Господь, сказал это, говорит Господь Бог Пророчество это было произнесено, пример- но, в 588 г. до Р.Х. и, казалось, начало исполняться довольно быстро. Уже через год царь Навуходо- носор осаждает город. Тир был прекрасной кре- постью, и осада длилась три года. Через три года Тир пал, и Навуходоносор ушел, предварительно разрушив его укрепления. Можно было сказать: суровый прогноз в основном сбылся, детали же в нем – художественное преувеличение (многие народы; камни, брошенные в море; голая скала, и прочее). Но проходят 250 лет, и случается то, чего в принципе никто предвидеть не мог: небольшая ранее малоизвестная полудикая этническая груп- па македонян, тихо существовавшая в тени про- цветающей ахейской культуры, вдруг формирует сильнейшее государство и за какой-то десяток лет порабощает весь цивилизованный мир. Так воз- никает огромная, ранее не существовавшая Ма- кедонская империя во главе с Александром Вели- ким. Когда в 332 году многонациональное войско Александра Македонского подступило к Тиру, на- селение, укры- ваясь от за- воевателей, переправилось на остров, на- ходившийся в море напротив города, при- мерно в ста метрах от бере- га. Александр предлагает за- щитникам острова сдаться и, когда они отказы- ваются, он, никогда не слыхавший о каком-то там еврейском пророчестве, отдает гениально прос- той приказ: разобрать все здания города камень за камнем и, сбросив их в море, насыпать мол до са- мого острова. Армия в точности выполнила при- каз, защитники острова были схвачены, а на месте, где некогда стоял огромный город, осталась лишь голая скала, место для расстилания сетей. Точно так же, во всех мельчайших деталях и подробностях, сбылись пророчества о разруше- нии величайших городов древности Вавилона, Ниневии, Иерусалима. Но, разрушение чего-то существующего, насколько надежным оно не ка- залось бы, не самое невероятное событие. Как го- ворил герой Марка Захарова в фильме «Формула любви», то, что один человек построил, другой завсегда поломать сможет. Но возьмите обрат- ное пророчество: восстановление уничтоженно- го. Так, почти 2000 лет Израильское государство не существовало. Но еще за сотни лет до падения Иерусалима пророками было предсказано, что в последние дни Бог соберет Свой народ. Какой на- род? Евреи были рассеяны по всему лицу земли, их отовсюду гнали, уничтожали в погромах, сжи- гали в печах концлагерей. И вдруг, в 1948 году, возникает государство Израиль! Полная неожи- данность для всех – просто шок. По какой предви- димой причине такое может произойти? Ни по какой! Просто Бог – Властелин истории, и все, что Он сказал, – сбудется. И сбудется не благодаря ес- тественному ходу событий, а, наоборот, вопреки Мы упомянули лишь несколько историчес- ких пророчеств. В Библии таковых – десятки. Но стоит отметить особый тип библейский проро- честв – так называемые Мессианские пророче- ства. На протяжении последних трехсот лет до Рождества Христова, от Малахии вплоть до нача- ла проповеди Иоанна Крестителя, в Израиле во- обще не было пророков (1 Маккавейская 4:46). Но за многие сотни лет до предназначенного срока Писание предсказывало приход Христа-Пома- занника. Где и как Он родится; как будет жить; какие чудеса и знамения совершит; кем и за ка- кую сумму будет предан; по какому приговору и каким образом будет казнен, как восстанет из мертвых – многочисленные детали (всего – более трехсот) Его жизни, смерти и Воскресения описа- ны за сотни лет до Его рождения на земле. Ученые подсчитали вероятность случайного совпадения исполнения лишь тринадцати наиболее ясных и бесспорных мессианских пророчеств, и ока- залось, что она составляет один к 10 . Десять в 140-й степени – это единица со ста сорока нулями после нее! С чем можно сравнить такое число? Вы знаете, что вся наша вселенная состоит из атомов (в Библии, кстати, об этом написано за тысячи лет до открытия атома учеными – Притчи 8:26). Так вот, если бы каждый атом сам был целой все- ленной, то есть состоял бы из такого же числа частиц, как целая вселенная, тогда всех этих во- ображаемых частиц (атомов от атомов) было бы примерно 10 в 140-й степени. Так вот, вероятность исполнения всего лишь 13-и пророчеств такова же, как возможность случайно, наугад поймать одну заранее задуманную из таких частиц-от-час- Возьмем лишь один пример пророчества, ко- торое в принципе невозможно объяснить иначе, как откровением Божьим: « Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстанов- лении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена На самом деле это – двойное пророчество. Народ Израиля уже тогда был угнан в рабство и рассеян, и предположить, что евреи вернутся до- мой и вновь отстроят Иерусалим, было слишком бурной фантазией. Здесь же это предсказывается, а Исаия даже называет имя того, кто даст евреям приказ всем вернуться домой и отстроить Иеру- салим – царь Кир (не менее поразительно, что когда произносилось это пророчество, никого царя с таким именем еще не существовало). Но в рассматриваемом нами пророчестве Даниил за 600 лет до рождения Мессии не только предска- зывает Его пришествие, но и сообщает его дату. Седмина – это семь лет. Год тогда определял- ся по лунному календарю и составлял 360 дней. Если подсчитать величину указанного Даниилом периода времени, получится 173 880 дней. Нам известно, что указ о восстановлении Иерусалима, в пересчете на наше летоисчисление, вышел 14 марта 445 года до Р.Х. (Неемия 2:5–18). Добавляя 173 880 дней к указанной дате, то мы приходим к числу 6 апреля 32 г. н.э. Но, по мнению многих исследователей, это – не что иное, как дата входа Господня в Иерусалим! Это был единственный день в жизни Иисуса, когда Он явил Себя Влады- Может ли такое совпадение быть случайным? Отнюдь! Это очевидно каждому. Поэтому все, что могли утверждать противники Писания, это что данное пророчество – подделка, что, дескать, фана- тики-христиане позже вписали данный фрагмент в старинные тексты, чтобы подтвердить свою пра- воту. Вы можете найти эту точку зрения почти в любой книжке, написанной до 1947 года. Но в 1947 году было сделано фундаментальнейшее откры- тие: вблизи селения Хибет-Кумран были найдены так называемые Кумранские рукописи, или Свит- ки Мертвого моря. Мальчик-пастух пошел искать овцу потерявшуюся, увидел в скале пещеру и, ðàíà è îäèí бросив в нее камушек, услыхал звук разбитого гли- няного сосуда. Мальчик вскарабкался к пещере, и там оказалась «законсервированная библиотека» – огромное количество запечатанных глиняных кув- шинов с древними свитками. В античные времена в этих краях жила иудейская секта. При прибли- жении римлян члены общины ушли, предвари- тельно запечатав свитки в кувшины и спрятав их в пещерах. Так были найдены самые древние списки текстов Ветхого Завета. И они оказались абсолютно совпадающими с теми текстами, которыми поль- зуемся мы! В их числе был найден экземпляр спис- ка книги пророка Даниила, выполненного за 300 лет до Рождества Христова, и содержавшего то же самое пророчество – слово в слово! Любое подозре- ние о позднейшей вставке просто отпало. Осталось лишь одно объяснение: Бог, Властелин истории, знающий от начала, что будет в конце, вдохновил Совокупность текстуальных, исторических, на- учных и пророческих свидетельств убеждает нас: Библия – Слово Божье, открывающее людям Его волю. Но есть и такие, кто говорит: «Библия – дей- ствительно великая Книга, она послана с неба на Землю. Нам надо ее положить на почетное место, поклоняться ей, целовать ее, и ни в коем случае не читать. Это – откровение, данное святым Богом, и мы, грешные люди, в принципе не можем понять того, что там записано. Это – тайна». Тем не менее, Писание говорит обратное: Библия послана имен- но для нас, грешных людей, чтобы мы, читая ее, познавали Бога и Его волю относительно нас. Об этом заявляется однозначно и неоднократно: Исаия 34:16: « Отыщите в книге Господней и ; ни одно из сих не преминет придти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повеле- ли, и сам дух Его соберет их ». Обратите внимание: не призовите какого-нибудь жреца, оракула или тайновидца, который расшифровал бы написан- 2-е послание Петра 3:2: « чтобы вы сло- ва, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами ваши- ». Слова, реченные пророками, необходимо Откровение 1:3: « Блажен читающий и слуша- слова пророчества сего и соблюдающие напи- санное в нем; ибо время близко ». Блажен (т.е. абсо- лютно счастлив) не только читающий, но даже слушающий, если при этом еще и соблюдает на- писанное, а это подразумевает понимание читае- 2-е Тимофею 3:15: « Притом же ты из детства священные писания, которые могут умуд- рить тебя во спасение верою во Христа Иисуса ». С детства! То, чего Бог хочет от человека написано простым языком, и даже ребенок может пони- Нельзя не упомянуть еще одно свидетельство в пользу того, что Библия – слово Божие. Это – ее способность изменять жизни людей. Не много найдется таких, кто брался бы серьезно прочесть эту Книгу, и остался таким же, как и раньше.. Практически каждый верующий может расска- зать об этом свою собственную историю. Мы мо- жем добавить к этим свидетельствам и огромное количество таких известных имен, как Блажен- ный Августин или Франциск Ассизский; Блез Паскаль или Клайв Льюис, Чарльз Колсон или Джош МакДауэл. Всё это – люди, отвергавшие Писание, и начавшие читать его с чисто критичес- кой целью – опровергнуть выдумки религиозных фанатиков. В результате они стали самыми убеж- Чарльз Колсон, бывший советник президента США, а теперь президент Тюремного Братства, рассказывает: «Когда мой самый близкий друг впал в это безумие, я, как юрист, решил подойти к этому вопросу просто: взял недельный отпуск и уехал на дачу, прихватив Библию и блокнот для деловых заметок, в котором каждая страница была разделена на две колонки. В одну колонку я соби- рался записывать аргументы в пользу того, что Библия – слово Божие, во вторую – против этого. К концу отпуска первая колонка была исписана до конца тетради. Вторая осталась чистой. Как честный человек я должен был признать, что, нра- вится мне это или нет, Библия – слово Божие». Способность Библии менять людей к лучше- му признают даже атеисты. Они говорят: «Мы не верим в эти сказки, но нужно разрешать народу изучать их потому, что от этого люди становят- ся лучше». Доводилось вам слышать такую точку зрения? Так, может быть, это вовсе и не сказки, а предназначение человека? А сказки атеистов, от которых, как сами они признают, человек лучше не становится, не что иное, как наследие греха, того самого бунта против Бога, что заложен в пад- шем человеке. Библия полезна, потому что она – инструкция нашего Изготовителя, а Он знает наше предназначение как никто другой: « Все Пи- сание богодухновенно и полезно для научения, для об- личения, для исправления, для наставления в правед- ности, да будет совершен Божий человек, ко всякому Не полезность Библии определяет ее ценность! Не потому она истинна, что полезна, а полезна, потому что истинна! Потому что она – истинное Слово Божие; потому что дана нам с определен- ной целью: « Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его » (Евангелия от Иоанна 20:31). Встает вопрос, почему же, не смотря на столь очевидную достоверность этой Книги – и с точки зрения текстуальной, и с точки зрения пророчес- кой, и с точки зрения исторической, и с точки зре- ния нравственной – люди продолжают ее отвер- гать? Хотя людей постоянно обманывают и тем, что пишут в газетах, и тем, что обещают в пред- выборных программах кандидаты на различные посты, люди упорно продолжают верить и тому, что пишут в газетах, и предвыборным обещани- ям кандидатов. Но чем больше накапливается свидетельств истинности Библии, тем с большим сомнением к ней относятся, сильнее ее отвергают. Почему? Об этом тоже сказано в Библии. В каж- дом из нас живет грех – от рождения заложенный в нас бунт против Бога. Очевидное и ясное мы от- вергаем, а в явную ложь готовы верить, лишь бы она нам помогла не принимать истину. Об этом- то и пишет апостол Павел: « Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обе- Вся Книга имеет единую тему: грешное челове- чество получило спасение милостью Божией. Биб- лия – живое Божие Слово, Слово жизни. Ни одна историческая книга, ни одна философская книга, ни одна нравоучительная книга за всю историю человечества не подвергалась такой критике, как Библия. Самоуверенные интеллектуалы постоян- но расшибали свои лбы об эту Книгу, пытаясь до- казать ее ложность. Где эти люди? Кто их помнит? Чем больше люди искали свидетельств против нее, тем больше обнаруживали доказательств ее истинности. Ничем нельзя объяснить существова- В свое время Вольтер заявлял, что своими тру- дами он полностью подорвал веру в Книгу, и че- рез сотню лет уже никто не будет помнить, что такое Библия. Знаете, что сейчас находится в быв- шем доме Вольтера в Женеве? Европейский офис Объединенных Библейских обществ. Библия как существовала, так и существует. « Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господ- не пребывает вовек ; а это есть то слово, которое вам проповедано. Итак, отложив всякую злобу и вся- кое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое зло- как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко , дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь » (1 Вы когда-нибудь видели новорожденных мла- денцев? Очень любознательные существа! Сколь- ко для них всего интересного вокруг. Когда у меня родилась дочка, мне так нравилось смотреть, как она с первого дня познавала мир. Ей было инте- ресно, когда мама ходила по комнате; ей было ин- что это за бородатый мужик подходит с погремушкой, кто это такой? Солнечный лучик пробился через окно – она заулыбалась. Все вок- руг привлекало ее внимание. Но существовало не- что, без чего ее ничто уже не интересовало. Это – молоко матери. Если не было этого, все остальное теряло смысл. Об этом-то, и говорит Писание: как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко », потому что без него мы не мо- жем соответствовать своему предназначению. Без этого все остальное, чему мы могли бы радовать- ся, теряет смысл. Это – единственный фундамент, Мне судьба быть на ту наковальню поставленным,

Приложенные файлы

  • pdf 10987370
    Размер файла: 374 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий