Валерий Коршиков Рыцарь Архангела Михаила

Валерий Коршиков

РЫЦАРЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

ПАМЯТИ ДРУГА





ИСТИННЫЙ АНТРОПОСОФ КАК ПОДВИЖНИК ДУХА ВРЕМЕНИ

Духовная наука, родившаяся в эпоху водительства Архангела Михаила и синтезировавшая в себе всю мудрость дохристианских мистерий, ведет нас сегодня к действенному познанию силами души сознательной великой Мистерии Голгофы. Само рождение в ХХ веке и дальнейшее развитие антропософски ориентированной духовной науки стало возможно благодаря тому, что Рудольф Штайнер смог не только сам пройти все ступени христианско-розенкрейцерского пути посвящения, но также основать на Земле Новые Христианские Мистерии, несущие духовные импульсы во все сферы жизни.
Значительным вкладом в изучении поистине подвижнической жизни и деятельности Рудольфа Штайнера, как современного христианского Посвящённого, явилось издание книги Сергея Олеговича Прокофьева: «Рудольф Штайнер и краеугольные мистерии нашего времени» (Изд. «НОЙ» 1992 г.). Особое внимание здесь автор уделяет рассмотрению Рождественского Собрания 1923/24 года, на котором свершилась закладка Камня Основы Новых Христианских Мистерий Мистерий Грааля. Это событие явилось кульминацией всей жизненной миссии Рудольфа Штайнера. Для самого же автора столь значительного исследования эзотерической стороны жизненного пути основателя Новых Мистерий выход в свет его книги это итог огромной духовной работы и кропотливой проработки обширного материала. Знакомство с книгой Сергея Прокофьева позволяет читателю глубоко погрузиться в саму суть мистериальной жизни, скрыто протекающей за многообразием тех внешних фактов и событий, которые сопровождают Рудольфа Штайнера на пути его посвящения. Внимательное знакомство с этой книгой, позволяет также проследить и весь процесс становления самого автора публикации, очень тщательно, с глубоким уважением и любовью рассматривающего каждое событие из жизни своего Учителя. Неоднократное издание за рубежом столь солидного произведения естественно вызвало большой интерес у читателей к личности самого автора Сергея Прокофьева. И затем, когда в 1986 году штутгартское издательство «Свободная духовная жизнь» обратилось к нему с пожеланием опубликовать небольшую статью для альманаха, в котором бы автор поделился своим внутренним опытом, который привёл его к рождению этого значительного произведения, Сергей Олегович, – после вполне обоснованных колебаний, – написал статью под названием «Как возникла книга «Рудольф Штайнер и краеугольные мистерии нашего времени». Эту статью невозможно читать равнодушно! В наше время необходимо обладать незаурядным мужеством, чтобы решиться так широко распахнуть свою душу перед читателями, чтобы искренно и честно поведать им свои самые сокровенные, самые интимные мысли и переживания. Совершенно очевидно, что на такой шаг способен лишь тот, кто не только глубоко уважает и любит Антропософию, как реальное живое существо, и кто не только горячо любит своего Учителя, Рудольфа Штайнера, через которого Антропософия вошла в мир людей. Так же совершенно очевидно, что этот человек глубоко уважает и любит своих читателей и слушателей, для которых он годами самоотверженно трудится, щедро одаряя их плодами своей духовно-научной деятельности. Уже первое знакомство с произведениями Сергея Олеговича Прокофьева приводит к убеждению, что этот человек и сам таков, как он пишет, как он излагает свои мысли, свои чувства.
Духовная наука стремится к достижению максимальной объективности в познании, а, следовательно к постоянной готовности жертвовать своим «личным» мнением. Поэтому, Сергей Прокофьев излагает в своей автобиографической статье именно то, что может выступить как «нечто объективное, заложенное в духовном водительстве каждой человеческой судьбы» Таким образом, эта статья помогает увидеть общие закономерности, проявляющиеся в судьбе каждого человека, идущего по пути духовного ученичества и преобразующего всю свою жизнь в путь посвящения.
Интенсивная работа над книгой «Рудольф Штайнер и краеугольные мистерии нашего времени» проходила в течение трёх лет, настолько сблизив души ученика и Учителя, что это обрело форму их реального духовного общения и сотрудничества. Вот как об этом пишет Сергей Олегович: «...Никогда не чувствовал я духовное присутствие, душевную поддержку и внутреннюю близость Рудольфа Штайнера, как оккультного Учителя и как старшего Друга, так интенсивно и так реально, как в то время, когда я думал и работал над темами прямо или косвенно связанными с Рождественским cобранием».
Такое внутреннее сближение и глубоко интимное взаимоотношение духовного ученика со своим Учителем, постепенно ведет к отождествлению также и их жизненных судеб. На эту закономерность указывает своим ученикам Сам Христос в известных словах: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Так весь жизненный путь Иисуса Христа является высоким прообразом для Его учеников, идущих к Нему путём подражания.
Сергей Прокофьев рассматривает в своей книге судьбу Рудольфа Штайнера, видя в ней доказательство того, как можно в современном мире проходить новый христианский путь посвящения в полном соответствии с его макрокосмическим прообразом. Он говорит о том, что в жизни Рудольфа Штайнера «впервые в эпоху души сознательной был полностью осуществлён человеческой индивидуальностью, действовавшей открыто на виду у всего человечества, весь христианско-розенкрейцерский путь посвящения в его современной форме, благодаря чему в среду человечества была внесена реальная возможность в дальнейшем каждому отдельному человеку индивидуально, исходя лишь из свободной воли, следовать этому пути»1.
И здесь мы должны отметить очень важный аспект современного христианского посвящения: духовный ученик, продвигающийся по пути посвящения, проходит мистериальный путь «подражания Христу», исполненный глубочайшего драматизма и завершающийся главной мистерией человечества Мистерией Голгофы. Рудольф Штайнер обращает наше внимание на этот драматизм, объясняя, что во всех мистериях древности «повсюду мы видим, как в сумраке храма разыгрывается Мистерия, а затем её импульс высылается в мир. Кто действительно понимает Мистерию Голгофы, а её не понять, если ограничиться только тем, что как предание сохранилось исторически, тот в то же время понял в ней предшествующие Мистерии. Мистерии, предшествовавшие Мистерии Голгофы и находящие в Ней свою вершину все они в отношении их действия на чувства обладали одной особенностью: в Мистериях многое совершалось трагически. И кто достигал в Мистериях посвящения, должен был проходить через страдания и боль... Но в целом можно, всё же, сказать, что до Мистерии Голгофы внимание того, кто проходил через посвящение, при подготовке обращалось на необходимость многообразного преодоления боли, страдания, преодоления трагического» (GA 232).
Знакомясь с жизненной судьбой Рудольфа Штайнера, мы неоднократно встречаем в ней периоды, исполненные глубочайшего драматизма и даже трагизма. Уже в детстве и отрочестве он вынужден был постоянно наталкиваться на глухую стену непонимания со стороны взрослых, которых пугали его духовные прозрения, не укладывающиеся в круг их привычных представлений. И всю последующую жизнь, не смотря на столь многочисленное окружение друзей, Рудольфу Штайнеру нередко приходилось страдать от глубокого внутреннего одиночества.
О своём внутреннем одиночестве рассказывает и Сергей Прокофьев, вспоминая об этом в своей автобиографической статье. С ранней юности он испытывал внутреннюю потребность в эзотерическом христианстве, которое постепенно открывалось его душе, благодаря мудрому водительству судьбы: от знакомства с удивительными музыкально-драматическими произведениями Рихарда Вагнера и особенно его «Парсифалем», до первой книги Рудольфа Штайнера «Как достигнуть познания высших миров?». Изучение «Очерка тайноведения» Рудольфа Штайнера способствовало углублению понимания того, что уже жило в глубине души Сергея Прокофьева и лишь теперь обрело завершённые мыслительные формы.
Он вспоминает: «...в период от 14 до 19 лет (до моего первого лунного узла) я имел возможность ознакомиться с основными трудами Рудольфа Штайнера, а также с сочинениями других духовных и оккультных авторов, представителей различных восточных, теософских и мистико-церковных течений.
Эти пять лет я провёл, в сущности, в полном духовном одиночестве, ибо в моём тогдашнем окружении никто Антропософией не интересовался. А я о своих новых интересах никому не рассказывал. Тем не менее, именно это время явилось для меня важным жизненным испытанием».
Так в его душе созрело решение «избрать для себя Антропософию, пишет Сергей Прокофьев, или, как я говорил себе тогда: духовное течение, представляемое Рудольфом Штайнером, как дело всей жизни, как свою высшую судьбу в этом мире»
И далее мы узнаём о таинственном родстве того внутреннего обета, который принял Сергей Прокофьев, с тем «обещанием» по отношению к духовному миру и ведущим его в нём Духовным силам, который был дан Рудольфом Штайнером.
С полным доверием и искренностью, описывая свои глубокие душевные переживания, Сергей Олегович обращает наше внимание к главной теме Христологии Мистерии Голгофы: «Обращаясь внутренне к центральному Событию Поворота Времён, к Мистерии Голгофы, мы видим у подножия креста «любимого ученика Господа», единственного сознательного свидетеля этого величайшего События всей земной истории. Если же в наше время нового сверхчувственного явления Христа в эфирном теле, которому, по свидетельству духовной науки, предшествовало повторение Мистерии Голгофы в высших мирах (См. GA 152, 25. 1913), мы будем искать того, кто по отношению к этой сверхчувственной Мистерии Голгофы и к новому Явлению Христа является подобным же сознательным свидетелем и возвестителем на Земле этого главного духовного События современности, то таким человеком является Рудольф Штайнер.
Так, подобно двум Стражам у врат двух важнейших Событий в развитии человечества стоят эти два великих Учителя эзотерического христианства. И они стоят рядом друг с другом в духовных мирах также и в наше время, как ведущие Руководители современной христианско-розенкрейцерской эзотерики».
Рассматривая разные аспекты Рождественского собрания 1923/24 года, на котором осуществилось деяние Новых Христианских Мистерий, Сергей Прокофьев указывает на великий жертвенный подвиг Рудольфа Штайнера, взявшего на себя карму Антропософского общества. А когда Ита Вегман задала Рудольфу Штайнеру вопрос о его отношении к Христиану Розенкрейцу, после свершившегося на Рождественском собрании, то Рудольф Штайнер в качестве ответа привёл ей образ жертвенного Алтаря. Сергей Прокофьев говорит об этом в своей лекции «Рудольф Штайнер и карма Антропософского общества» (18.01.1997): «Он указал на то, что в духовном мире существует Алтарь и перед этим Алтарём стоят две фигуры: Христиан Розенкрейц в голубом одеянии и Рудольф Штайнер в красном одеянии».
Что же это за Алтарь?.. И далее Сергей Прокофьев указывает на встречу посвящённого со Стражем Порога: «...Все те, кто переживают в духовном мире встречу с Великим Стражем Порога, и мы знаем в «Очерке тайноведения», что через Великого Стража Порога современному человеку говорит Христос, т.е. Христос встречает нас в духовном мире в образе Великого Стража Порога. Так вот, всякий посвящённый, который в своём развитии достиг возможности встретить сознательно Христа в духовном мире в образе Великого Стража Порога, этот посвящённый не имеет в своей жизни никакой иной задачи, как только следовать за Христом, подражая Христу: как сказано в «Как достигнуть познания высших миров?», нести всё, что он имеет на этот жертвенный Алтарь человечества; на тот Алтарь, перед которым стоят сегодня те две фигуры, о которых я только что сказал».
Нам следует осознавать, что путь христианского посвящения это путь подражания Христу, вплоть до жертвенного восхождения на Крест. И как Христос через Мистерию Голгофы взял на себя грехи мира, взял на себя Карму человечества, так и всякий, кто действительно идёт по Его пути, поступает так же. И здесь выступает перед нами весь драматизм жертвенного пути Рудольфа Штайнера, как ученика Христиана Розенкрейца. Говоря о поистине «крестном пути» Христиана Розенкрейца и Рудольфа Штайнера, Сергей Прокофьев обращает наше внимание на ту меру ответственности, какую должен нести каждый, прикасающийся сегодня к Антропософии. Так, например, в лекциях «Изучение духовной науки, как встреча с живым существом Антропософия» (29.09.1996) он говорит: «Следует задуматься о том, что через Рудольфа Штайнера человечеству была дана огромная сумма эзотерических знаний, опубликованных в печати. Сегодня люди могут свободно покупать эти книги и поступать с этими знаниями так, как они хотят. Именно это и требует осознания глубокой ответственности, ибо здесь возникает возможность злоупотребления духовной свободой и высшими знаниями, которые могут быть использованы для частных интересов и целей»
Он продолжает развивать эту тему в другой своей лекции: «Рудольф Штайнер и карма Антропософского Общества» (18.01.1997). Здесь снова говорится о жертвенном несении креста негативной кармы, порождаемой злоупотреблениями свободой в обращении с знаниями эзотерического христианства: «Вы знаете, что Антропософия является в наше время той эзотерикой, которая полностью считается с человеческой свободой в нашу эпоху души сознательной. Естественно, такая эзотерика не упала сразу с неба на Землю, но она развивалась постепенно в течение столетий в узких кругах, которые Рудольф Штайнер характеризует как истинных розенкрейцеров. Но в истинном розенкрейцерстве, уже начиная с ХIII века, постепенно подготавливалась наша современная эпоха свободы, эпоха души сознательной, постепенно подготавливалась возможность передать свободному человеку плоды эзотерики. А что это, собственно значит? Что значит тот факт, что в нашей стране и за рубежом книги Рудольфа Штайнера могут быть куплены в любом магазине. Не значит ли это, что мы можем отнестись к этим книгам сознательно, с ответственностью и серьёзностью, или же, наоборот, отнестись к ним легкомысленно, почитать из любопытства, смешать, сравнить, исказить, как хочется нашей свободе. Ведь каждый человек свободен, а свобода это всегда обоюдоострый меч, ибо свобода предполагает возможность и искажения, злоупотребления этой свободой.
Но, с другой стороны, в мире правит закон кармы. Это значит, что если что-то дается людям в человеческой свободе, с опасностью того, что люди непониманием, из отсутствия ответственности, из недостатка зрелости этим злоупотребят, значит должен быть кто-то в духовном мире, в сокровенных эзотерических подосновах бытия, кто, давая людям новую эзотерику в полной свободе, готов решиться взять на себя плоды возможного злоупотребления этой эзотерикой и нести эти плоды так долго, пока люди сами, из своей свободы, из своего сознания не пробудятся к серьёзному и ответственному отношению к тому, что притекает к современному свободному человечеству из духовного мира. Ибо, как только речь идёт о человеческой свободе, то возникают две стороны этой свободы: с одной стороны, свобода что хочу, то и делаю. С другой стороны проблема ответственности. Если один, имея свободу, не берёт на себя ответственность, то кто-то должен взять на себя эту ответственность за него, чтобы закон кармы в мире мог быть исполнен Рудольф Штайнер в глубоко потрясающих душу словах говорит о том, что именно основатель истинного розенкрейцерства, т.е. христианской эзотерики, полностью считающейся с человеческой свободой, Христиан Розенкрейц будет величайшим мучеником в человечестве после Христа, с той основной разницей, что Христос страдал как сверхчеловеческое, как Божественное Существо, Христиан Розенкрейц будет страдать, как существо человеческое, как именно тот Посвящённый, который в первую очередь был готов взять на себя вот эту негативную карму человеческой свободы».
Таким образом, Сергей Прокофьев неоднократно напоминает и всем нам о той мере глубокой ответственности, какую должны брать на себя антропософы, занимающиеся изучением и дальнейшим развитием духовной науки. Ибо каждое неосторожное слово, каждый неверный поступок, проистекающие от недостатка нашей чуткости и ответственности, наносят ничем не измеримое страдание Великим Мастерам мудрости и созвучия ощущений, которые претерпевают сегодня подлинное распятие у того жертвенного Алтаря, о котором упоминалось выше.
Совершенно потрясающе звучит рассказ Сергея Олеговича Прокофьева в его автобиографической статье, где он описывает собственные переживания, вызванные первым знакомством с материалами Рождественского собрания и теми трагическими событиями в Антропософском обществе, которые сразу же последовали за ним. Он говорит: «...Ибо, благодаря особому стечению обстоятельств, прочитанное смогло до некоторой степени стать для меня личным переживанием, позволяя, пусть лишь в совсем слабом предчувствии, но, тем не менее, уже из собственного опыта, познать глубокую трагическую реальность, стоящую за словами Марии Штайнер: «Исход (Рождественского собрания) показал всё значение для д-ра Штайнера того факта, что он взял на себя нашу карму»; и далее: «Наша человеческая карма и карма Общества легла на него».
Сергей Прокофьев осознал этот факт не интеллектуально-умозрительно, но углубившись в познание всей сущности этой трагедии, он пережил её всем своим существом, вплоть до физического тела. Вот как он описывает это в статье: «Вскоре после моего первого знакомства с материалами Рождественского собрания, в мои руки попала другая книга, где подробно, шаг за шагом и во всех деталях, была изложена история всех трудностей и конфликтов, наступивших в Антропософском обществе после ухода Рудольфа Штайнера с физического плана и завершившихся трагедией 1935 года (первого раскола в Обществе). Содержание этой книги произвело на меня такое сильное впечатление, что в течение нескольких дней я был физически болен. Из этого тяжёлого опыта я, как сказано, лишь в совсем слабом предчувствии, тем не менее, вынес более реальное представление о том, что значило тогда, в 1923 году, для Рудольфа Штайнера взять на себя карму Общества». И далее он как бы подчёркивает необходимость глубочайшего осознавания того факта, что значит стать поистине учеником Рудольфа Штайнера как Великого Христианского Посвящённого: «Так, в результате моего собственного переживания, я узнал, что это означает в действительности стать учеником Рудольфа Штайнера так же и в этой сфере пережив это однажды вплоть до физического тела».
Да, действительность происходящего на земном плане лежит гораздо глубже и её следует реально выстрадать! Только так постигается сама сущность посвящения, ибо вся жизнь духовного ученика обретает мистериально-драматическое течение. В пространстве время здесь, а значит «Там, где время стало пространством, событие Голгофы может раскрыться как непрерывно длящееся в земном бытии жертвоприношение»2.
Что же вынес сам Сергей Олегович из этого, потрясающего душу переживания, из этой мучительной сердечной боли?
Пережитый им удар не поверг его в отчаяние, не породил в нём чувство безысходности, но ещё более укрепил непоколебимую верность данному им обету духовному миру. Из глубины душевной боли рождаются силы мужества и ещё большего желания отдать всего себя на жертвенное служение Антропософскому обществу, как главному делу всей жизни. Вот как он сам пишет об этом: «Из этой боли, отголосок которой я теперь тоже нёс в своей душе, должна была родиться тем большая сила бороться за осуществление импульса Рождественского собрания, как самого значительного духовного импульса нашего времени. «И эта боль должна побудить нас к тому, чтобы с ещё большей волей исполнить наши задачи», эти слова Марии Штайнер стали для меня своего рода жизненным лейтмотивом, призывом приложить все силы к тому, чтобы действительно «исполнить наши задачи», которые были не чем иным, как задачами, поставленными Рудольфом Штайнером перед членами Всеобщего Антропософского общества на Рождественском собрании». Как призыв работать дальше над осуществлением целей и задач Рождественского собрания, воспринял я тогда эти слова. Так понимаю я их и сегодня».
Раскрывая перед читателем весь процесс создания своей книги «Рудольф Штайнер и краеугольные мистерии нашего времени», Сергей Прокофьев рассказывает о тех открытиях и прозрениях, которые он переживал в это время. Он обращает наше внимание на исполненные глубочайшего значения слова Рудольфа Штайнера о сущности самого Рождественского собрания, как Великой Мистерии, которая должна стать для нас «Началом Мирового поворота времён». И далее звучит удивительное высказывание Рудольфа Штайнера: «Поэтому всё заключается в том, будет ли это Рождественское собрание для антропософского дела ничем или всем» (6.02.1924). Эти слова подтвердили убеждение самого Сергея Прокофьева, что «для самого Рудольфа Штайнера Рождественское собрание, в смысле приведенных слов, было всем!». Рудольф Штайнер указал на то, что со времени Рождественского собрания значительно усилились сверхчувственные откровения из духовного мира и непосредственное участие Духовных Сил в дальнейшем развитии Антропософского движения.
Таким образом, мы должны глубоко осознать тот мистический факт, что Мистерии Святого Грааля, свершившиеся на Рождественском собрании 1923/24 года это поистине «Начало Мирового Поворота времён». Мы должны осознать также, что рассмотрение жизненного пути Рудольфа Штайнера «с точки зрения самого Рождественского собрания, то есть с точки зрения, как говорит Сергей Прокофьев, в определённом смысле лежащей по ту сторону Порога» это «глубочайшая Христианская Мистерия ХХ века».
Всей своей жизнью и деятельностью Сергей Прокофьев доказывает, что эта Мистерия для него стала всем Как истинный ученик Рудольфа Штайнера, он остаётся верен взятому на себя обету идти путём, проложенным Учителем. А это, по сути, и есть «путь подражания Христу», как современный Путь Посвящения. «Быть в мире истинным представителем Антропософского движения» и «представлять Антропософию в мире всей своей личностью» основное требование, неоднократно высказанное Рудольфом Штайнером, которому должен следовать каждый из нас. Как уже отмечалось, это «требование в действительности исходит не от Рудольфа Штайнера, но через Рудольфа Штайнера от Самого Михаэля».
Для честного и непредвзятого читателя автобиографическая статья Сергея Олеговича Прокофьева может стать побуждением к усилению собственной внутренней работы, ибо он здесь обнаружит то объективное, что заложено «в духовном водительстве каждой человеческой судьбы». Такой человек убедится на личном опыте в том, что его встреча с Антропософией не случайна, но является нисходящей из Высших миров благодатью, а также тем «таинственным зовом Грааля», который способствует восхождению души в ту сферу духовного мира, где в подлинном «Замке Святого Грааля» и свершается мистерия.
Завершая упомянутую статью, Сергей Прокофьев делится с нами также и тем сокровенным опытом, который он вынес из глубокой медитативной работы над темой «Краеугольных мистерий нашего времени» и затем отразил в содержании заключительной главы своей книги: «Ибо то мгновение, когда, в ходе работы над книгой, мне впервые открылась в действительном духовном переживании глубочайшая сущность «додекаэдрического Камня Любви», как имагинации современного Михаилического Грааля, это мгновение принадлежит к самым возвышенным в моей жизни. В седьмой главе я попытался затем не только описать эту имагинацию, но также наметить путь, который может помочь каждому антропософу прийти к подобному переживанию».
Этот сверхчувственный опыт живой встречи с «Камнем Любви» продолжает действовать преображающе на всю остальную жизнь человека, внося в неё откровения из сферы вечности, лежащей за Порогом времени и пространства.
«Рудольф Штайнер в одной из своих лекций обозначил Грааль «как самое святое во всём человеческом развитии», пишет Сергей Олегович, Кто однажды пережил его в имагинативном образе Камня Основы, для того навсегда отпадут все интеллектуальные сомнения в отношении эзотерического значения Рождественского собрания для нашего времени, и он будет исполнен лишь величайшим благоговением и благодарностью, а также стремлением отдать все свои силы жертвенному служению этому самому святому «предмету» (выражение Вольфрама фон Эшенбаха) в мире и готовностью в своём служении быть ему «верным вплоть до самой смерти» (выражение Новалиса).
Основание Всеобщего Антропософского общества на Рождественском собрании это основание того подлинного ядра общечеловеческого Братства, которое созидается на «Камне Основы» «Камне Любви», т.е. «том самом, который сделался главою угла», по утверждению Самого Христа. Именно этим настроением пронизано всё творчество Сергея Прокофьева, начинающего свою первую книгу эпиграфом: «Антропософское движение не есть земное служение, Антропософское движение в целом со всеми его отдельностями есть служение Богам, Божественное служение» (Из речи Рудольфа Штайнера при открытии Рождественского Собрания 24.12.1923 г. в Дорнахе). И далее он объясняет в своей статье: «Ибо сама тема, связанная с духовно-оккультной историей основания Всеобщего Антропософского общества, направляла мой внутренний взор в особенности на судьбы всего Антропософского движения в мире. Всеми силами души я чувствовал себя связанным с этим Движением и его земными судьбами. Создание на Земле современной Михаилической Общины, призванной в наше время стать новым Братством духовных рыцарей хранителей Святого Грааля, такой представлялась мне основная задача Всеобщего Антропософского общества в эзотерическом плане. Такое понимание его внутренней задачи живёт во мне и по сей день»
Мы должны осознать свою ответственность за судьбу Антропософского движения в мире, как современного «течения Грааля», призванного вести людей по пути христианского посвящения, которое служит главной общечеловеческой и космической цели преобразованию Земли в Планету Любви. А это возможно осуществить лишь путём подражания Христу, жертвенно нисшедшему в сферу Земли и излившему в её ауру Божественную Субстанцию Любви.

РЫЦАРЬ ВРЕМЕНИ АПОКАЛИПСИСА

Обращая сегодня свой душевный взор к индивидуальности нашего соотечественника, Сергея Олеговича Прокофьева, мы вполне естественно испытываем глубокие чувства благодарности и уважения перед столь значительной индивидуальностью. Если оставаться до конца честным, то невозможно не признать, что в этом человеке во всей полноте воплотился подлинный эзотерический ученик Рудольфа Штайнера, отдавший все свои силы и всю свою жизнь делу духовного Учителя как Великого Христианского Посвящённого. Сознательное вступление на путь современного эзотерического ученичества Сергея Олеговича Прокофьева началось с 14 лет, с того момента, когда он впервые взял в руки книгу д-ра Рудольфа Штайнера «Как достигнуть познания высших миров?» в библиотеке Максимилиана Волошина. С тех пор он честно и последовательно приступил к выполнению данных в этой книге душевно-духовных упражнений, ведущих ученика по пути современного христианского посвящения. Поэтому рассматривать жизненный путь Сергея Прокофьева следует как путь действительного эзотерического ученика Рудольфа Штайнера, идущего по пути современного пути посвящения эпохи Архангела Михаила, который не на словах, а на деле, реально подготовил свою душу к встрече с Малым, а затем и с Великим Стражем Порога. Следствием этого сверхчувственного опыта и является всё духовное творчество Сергея Олеговича, столь ярко выраженное во всех его многочисленных лекциях, беседах, статьях и книгах. Все, кто мог проследить и непредвзято оценить жизненный путь этого современного христианского посвящённого, констатируют насколько точно и последовательно он следовал в своём духовном становлении известному «Золотому правилу»: делая один шаг в оккультном развитии, одновременно делать три шага в преобразовании своего характера, всей своей нравственной жизни. В этом отношении Сергей Олегович Прокофьев является самым ярким и убедительным примером для подражания каждому эзотерическому ученику нашего времени. Это уподобляет его тому «возлюбленному ученику» Христа Иисуса, который открыл человечеству плоды своего христианского посвящения в «Откровении» или «Апокалипсисе Иоанна Богослова». Нечто пророческое и апокалиптическое выступает также в жизненном пути и духовном творчестве Сергея Прокофьева, как реальном и сознательном участнике Драмы-Мистерии нашего времени.
Уже первое знакомство с биографией д-ра Рудольфа Штайнера вызывает впечатление удивительной точности и последовательности в формировании всего его жизненного пути. Именно в этом мы можем увидеть те закономерности, которые действуют в биографии современного христианского посвящённого, сознательно следующего по всем ступеням посвящения. Поскольку Рудольф Штайнер стал основателем нового пути посвящения, соответствующего нынешней эпохе духовного водительства человечеством ведущего Духа Времени, Архангела Михаила, постольку весь путь современного посвящения является путём формирования и развития истинного рыцаря Архангела Михаила. Именно так мы можем понимать весь жизненный путь Рудольфа Штайнера, который может восприниматься каждым антропософом как величественный прообраз для подражания эзотерического ученика. Этот путь современного михаилического посвящения описан Рудольфом Штайнером в ряде его книг и циклов лекций, первой из которых стала самая популярная книга «Как достигнуть познания высших миров?» Именно в ней человечеству впервые открыто изложены все закономерности и последовательность упражнений для ученика, желающего вступить на путь христианского посвящения, соответствующего современной эпохе Михаила.
С самого начала здесь говорится о сознательном развитии определённого основного настроя души, заключающегося в уважении, почитании, благоговении перед истиной и познанием. Только тот, кто обладает этим настроем души, может действительно стать учеником тайноведения или антропософии. Так что каждый, кто стремится стать на путь антропософского духовного познания, должен осознать, что он вступает на путь современного христианского посвящения.
А что значит встать на путь современного христианского посвящения?
Это значит совершенно свободно и сознательно приступить к регулярным упражнениям в развитии конкретных душевно-духовных качеств и добродетелей, подробно описанных Рудольфом Штайнером в книге «Как достигнуть познания высших миров?» Он говорит здесь о том, что посвящение возможно лишь тогда, когда всю жизнь человека просветляет основное настроение благоговейного чувства ко всему истинно достойному. Подобно тому, как Солнце оживляет своими лучами всё живущее, также оживотворяются и все внутренние переживания человека этим основным настроением. В этом едином основном чувстве, как в центре, должна сходиться вся душевная жизнь эзотерического ученика. Сегодня развить такие чувства очень трудно в условиях современной материалистической цивилизации, пронизанной критикой и цинизмом. Но чем больше мы будем прилагать усилий, тем успешней будет наше продвижение по пути посвящения, на котором не следует искать лёгких путей и комфортных условий. Рудольф Штайнер говорит, что каждый из нас несёт в себе наряду со своим «обыденным человеком» ещё и другого «высшего человека», «духовного человека», который начнёт пробуждаться в нас только тогда, когда мы будем сознательно стремиться к этому, постоянно упражняясь в развитии тех душевных качеств, которые описаны в этом учебнике эзотерического ученичества.
Для современного посвящения ученику не нужно уезжать в пустыню или монастырь и изолировать себя от той социальной жизни, в которой он поставлен мудрыми силами своей кармы. Более того, он должен добросовестно исполнять свои повседневные обязанности и при этом находить время и силы для медитативной работы и эзотерических упражнений. Воспитывая свою волю, чувства и мышление, эзотерик развивает в своей душе особую чуткость к окружению, ко всем существам и явлениям внешнего мира, открывая при этом для себя глубокую внутреннюю сущность всего происходящего в окружающем его мире. Преодолевая в себе слабости и эгоистические склонности, мы развиваем способность самоотверженно слушать и слышать душой других существ, слышать обращённую к нам духовную речь. Только проходя эту трудную школу самоотрешения, человек открывает для себя способность к восприятию высших сверхчувственных, духовных миров. Это делает его сознательным соучастником формирования, как собственной судьбы, так и судьбы всего социального окружения. Рудольф Штайнер подчёркивает, что, делая эзотерические упражнения, ученик не должен терять ничего из своих хороших свойств характера, которые делают его благородным, добрым и восприимчивым ко всякой физической действительности. Он должен развивать в себе свою нравственную силу и внутреннюю чистоту, усиливая своё сочувствие и сострадание ко всему живому, свою чуткость к людям и к красоте природы. Наблюдение за душевной жизнью людей не должно приводить эзотерического ученика к холодному и бессердечному отношению, но постоянное самовоспитание ведёт к признанию высокой ценности каждой человеческой души.
Думая о людях с уважением к их человеческому достоинству и человеческой свободе, ученик посвящения начинает испытывать чувство священного трепета перед всем человеческим. Для него всё, что живёт внутри другого человека, становится неприкосновенной святыней. При этом ученик обретает в себе не только сердечную мягкость, тонкое чувство такта и истинное терпение, но и внутреннюю уверенность, мужество и бесстрашие, которые должны быть присущи настоящему рыцарю Архангела Михаила, призванному к борьбе с демоническими силами зла, противоборствующими всей человеческой эволюции. Не во внешнем одобрении и общепризнанном понимании ученик видит истинность своих поступков, своего поведения. Рудольф Штайнер говорит: «Признания истинности своих поступков надо искать только в голосе своей очищенной, честно стремящейся к познанию души» (GA 10). Эзотерик должен развить в себе «духовные весы», на одной чашке которых лежит «открытое для нужд внешнего мира сердце», на другой «внутренняя твёрдость и непоколебимая выдержка». Истинный ученик михаилического посвящения призван стать рыцарем Архангела Михаила. Поэтому в одном из медитативных обращений к Архангелу Михаилу звучат слова просьбы михаилитов:
«Охраняя, благослови их труд,
Укрепи мужеством их сердца,
Да исполнятся цели,
Которые ставит Карма Миров!
Позволь Истины защитником стать,
Служение в смирение обратить,
Духа лжи силой мужества победить»
Таким образом, вступая на путь антропософского познания, человек вступает на путь истинного христианского посвящения, на котором его неизбежно ожидают всё более и более усиливающиеся испытания, только преодолевая которые он сможет идти дальше по ступеням посвящения. «Новый Завет» завершается самой сложной для восприятия и понимания книгой Апокалипсисом или Откровением Иоанна Богослова. Эта книга является Откровением божественно-космического Существа Христа, открывшего своему «возлюбленному ученику» Иоанну величайшие тайны эзотерического христианства, понять которые без антропософии невозможно. Открывая Апокалипсис Иоанна, мы как бы проникаем в сферу Христианских Мистерий, где в имагинативно-инспиративной форме перед нами предстают духовные картины посвящения, проходимого Апостолом Иоанном, который ещё до Мистерии Голгофы прошёл через ступень посвящения – «мистерию смерти и воскресения» как Лазарь.
В процессе посвящения человек сначала проходит период очищения («катарсис»), в ходе которого происходит очищение астрального тела ученика и развитие органов сверхчувственного познания. После этого наступает период просветления («фотисмос»), в ходе которого начинают функционировать органы душевно-духовного восприятия и познания высших миров. Когда ученик христианских мистерий достаточно созрел в своём развитии, то наступает момент, когда спадает завеса, скрывавшая до этого истинную картину духовного мира, и он вступает в него как сознательный соучастник жизни этого мира. Посвящённый отныне воспринимает сам духовный мир и существ духовного мира. В своём цикле лекций «Апокалипсис Иоанна» Рудольф Штайнер говорит об этом следующее: «Прежде всего, мы воспринимаем образы, затем звуки, потом существ, и, наконец, жизнь этих существ. То, что в виде образов находится в так называемом имагинативном мире, можно только отдалённо представить, пользуясь образами чувственного мира как символами. Только некоторое представление о гармонии сфер можно дать через сравнение с чувственно воспринимаемой музыкой. Что же можно сравнить с основным переживанием на третьей ступени? С этим может сравниться только то, что составляет самое сокровеннейшее в человеке: его действие в духе Божественной Мировой Воли. Если человек действует в соответствии с волей духовных существ, которые двигают наш мир вперёд, тогда сущность в нём будет подобна этим существам, тогда он будет воспринимать в этой сфере. То, что в нём противодействует мировой эволюции, что задерживает мир в его развитии, он воспринимает как то, что должно быть исключено из этого мира, что должно отпасть как последний покров» (GA 104).
Великим образом борьбы сил Добра и Зла является битва на небесах Архангела Михаила, сражающегося во главе небесного воинства с воинством демонического дракона. Архангел Михаил впервые появляется в момент кульминации всей драматической картины Апокалипсиса Иоанна в 12-й главе, то есть в середине Откровения Иоанна. Здесь перед нами открывается сущность солнечного героизма, ибо Архангел Михаил это Лик Солнечного Гения, Христа, которому противостоит Солнечный демон, именуемый в Апокалипсисе «Зверем», число которого «666» и о котором мы говорим как об Антихристе главном противнике Христа в духовном Космосе. Вот что об этом говорит Эмиль Бок: «Сущность солнечного героизма определяет те разделы Апокалипсиса, которые можно было бы назвать его душой в полном смысле этого слова. Ведь с началом 7-й трубы возникает образ жены в солнечном облачении, перед которой Архангел Солнца, Михаил, одерживает победу над драконом. Архангел Михаил, принадлежащий к окружению Солнца, не будучи назван по имени, неоднократно выступает в качестве действующего лица в мистериальной драме Апокалипсиса и в других местах. Но здесь, когда Апокалипсис прямо его называет, это оказывается кульминацией всей книги. Ведь тем самым Апокалипсис выражает также и часть собственного существа. Поскольку это – михаилическая книга, с последними звуками трубы она в наибольшей степени переходит к раскрытию себя».3
Рассматривая праобразную форму Апокалипсиса, мы находим отражение этой картины в наше время, когда обращаем свой внутренний взор на центральное событие ХХ столетия Второе явление Христа, происходящее с 1909 года в эфирном мире. Именно в конце ХХ века исполнилось третье повторение апокалиптического «числа Зверя»: 666+666+666=1998 год. Это и есть то время, когда против Солнечного Гения с наибольшей силой выступил Сонечный демон, Сорат. Для того чтобы подготовить человечество к переживанию этого величайшего испытания и пришёл на Землю наш Учитель, Великий Христианский Посвящённый, создавший антропософию как духовную науку, ведущую людей нашего времени к духовному познанию и пониманию глубочайшего содержания Откровения Иоанна.
Рассматривая природу тех сил, которые противостоят Солнечному Гению, Рудольф Штайнер отмечает, что в образе демона, описываемого как зверь, выходящий из земли, имеющий рога, подобные агнчим, и говорящий как дракон, выступает Супостат, Солнечный демон. «Итак, мы видим, что автор Апокалипсиса указывает на врага Агнца. Когда Земля перейдёт в духовное, внизу явятся образы людей, получившие свою старую животную форму. Является зверь с семью головами и десятью рогами, но является и искуситель, имеющий великую силу не допускать вернуться к Солнцу, враг Христа. Сами люди не могут быть врагами Христа, они могут только вследствие того, что является в них ложной силой, опоздать с принятием в себя Христова начала. Но такой враг существует: это Солнечный демон. Он появляется тотчас же, как только есть нечто, могущее быть его добычей» (GA 104). Этот зверь льнёт к людям, обладая ужасной властью, способной низвергнуть их в бездну. Обращаясь к эгоизму человека, этот демон толкает его к духовному предательству, к склонности обратить подаренную человеку спиритуальную мудрость в свою противоположность, извратить её. Рудольф Штайнер говорит следующее: «Это чудовище, являющееся как Солнечный демон, не нуждается в том, чтобы люди пришли только к безнравственности, к тому, что им уже известно как нормальным людям. Только тогда, когда то, что в добром смысле отличает существ, приносящих спасение человеческому роду, то есть когда спиритуальное возвышение обращается в свою противоположность, когда спиритуальная сила обращается на служение принципу низшего «Я» тогда она сможет настолько далеко завести человечество, что зверь, представленный с двумя рогами, получит над ними власть. Злоупотребление спиритуальными силами связано с этой искушающей силой зверя с двумя рогами. И мы называем это злоупотребление спиритуальной силой «чёрной магией» в противоположность истинному употреблению, которое мы называем «магией белой» (GA 104).
Таким образом, Сорат соблазняет человека к тому, чтобы он вступил на путь человеко-зверя, чтобы этим он предал истинный путь духовной эволюции, а значит и предал Солнечного Гения, отрёкся в глубине своей души от Христа. И ведь это происходит уже в наше время, а не только в отдалённом будущем, о котором говорит Апокалипсис, когда человечество разделится на добрую и злую расы, как два полярно противоположные направления человеческой эволюции.
В своём комментарии к Апокалипсису Рудольф Штайнер указывает на следующее: «В конце концов, человечество разделится на существ, развивающих белую магию, и существ, развивающих чёрную магию. Таким образом, в тайне 666 или Сората скрыта тайна чёрной магии; и искуситель чёрной магии, этого самого ужасного преступления в земном развитии, с которым не может сравниться ни одно преступление, представлен автором Апокалипсиса двурогим зверем» (GA 104). В противоположность тем людям, которые, не смотря на все испытания, сохранили свою верность Христу, уже сегодня есть те люди, которые не могут отрешиться от материи. В диком, ужасном браке с падшей материей совершается духовный разврат людьми, развивающими чёрную магию. Этим они отрекаются от Христа и служат своими действиями Антихристу.
Царящий в современной цивилизации материализм является следствием той первой атаки Сората, как Солнечного демона, который с появлением «числа Зверя» (666) выступил в арабизме академии Гондишапур. «Этот Солнечный демон проявляется в том, что человек, отдавшись ему, не желает достичь единения с Божественностью Христа, а предпочитает остаться недочеловеком. «Люди, преданные по складу своей души Солнечному демону», – так автор Апокалипсиса, если бы его спросили, назвал бы представителей арабизма в Европе. И ему было ясно, что именно из этого арабизма происходит всё то, что приводит человека к животности, сначала в воззрениях, а затем, постепенно, и в волевых импульсах» (GA 346). Этой разрушительной тенденции противостоит михаилический солнечный импульс. Вступление Архангела Михаила с конца семидесятых годов ХIХ века в ранг Духа Времени способствовало появлению нового михаилического духовного течения, выступившего с начала ХХ века как антропософски ориентированная духовная наука. В сентябре 1924 года Рудольф Штайнер указал на пророческую роль мистериальной мудрости, из которой «следует, что люди, воспринимающие, так сказать, внутреннее христианство, христианство, проникнутое духом, люди, взирающие на Христа как на Солнечного Гения, вследствие ускорения их эволюции вновь появятся в конце ХХ столетия» (GA 346). При этом он отмечал, что эти люди придут для того, чтобы привести начатое им антропософское дело до его высшей кульминации. Он тогда говорил следующее: «Всё, что мы делаем сегодня, является фундаментом для того, что должно совершиться в конце столетия в великих, всеохватывающих, пронизанных мощью духовных деяниях. Должно совершиться после того, как будет преодолено всё то, что противится спиритуализации современной цивилизации» (GA 346). И далее Рудольф Штайнер указал на те силы, которые противостоят подлинному развитию человечества. Эти силы противодействия Солнечного демона будут выступать далее всё более и более интенсивно, они будут противостоять всему, что исходит от Солнечного Гения и что стремится действовать в человечестве во имя истинного христианства. Третья атака Сората связана с третьим повторением апокалиптического «числа Зверя» в 1998 году.
Сегодня мы видим осуществление тех пророческих слов, которые были высказаны Великим Христианским Посвящённым, предупреждавшим человечество о наступлении тяжелейших грядущих испытаний, о появлении в ХХ веке людей, инспирированных самим Солнечным демоном. Следует ещё и ещё раз обратить внимание на сказанное им: «Всё больше и больше будет людей, о которых невозможно будет сказать, что они являются настоящими людьми. Также и внешне они будут развиваться совершенно особенным образом. Внешне они выступят как очень сильные натуры со злобным характером, в их эмоциях будет царить ярость разрушения. В их внешнем облике будет проявляться звероподобие. Людей Сората можно будет распознать также и внешне. Они будут враждебно относиться ко всему духовному, отвратительным образом издеваться над всем духовным и поливать его грязью» (GA 346). Эта характеристика людей Сората получила своё наиболее яркое проявление в облике и поведении лидеров большевизма, нацизма, а впоследствии также в лице всё более распространяющегося во всём мире терроризма. Противодействие дальнейшему духовному развитию людей будет и далее нарастать с ещё большей мощью, ибо с наступлением ХХI века Солнечный демон вырвался на свободу. Рудольф Штайнер предупреждал об этих испытаниях, отмечая, что «в намерениях большого числа земных душ будет жить стремление смести всё духовное с лица земли. Автор Апокалипсиса пророчески предвидит это, говоря о зверином лике и звериной силе, с которой совершаются деяния Супостата против всего духовного. Уже сегодня очевидны поистине злобные, неистовые проявления против духовности. Но это лишь первые ростки» (GA 346). Эти слова высказывались в 1924 году, а сегодня они звучат ещё более актуально!
Если мы действительно хотим идти по пути современного христианского посвящения, то мы должны развивать в себе настоящее апокалиптическое мышление, позволяющее охватывать события во всей их глобальной взаимосвязи и прозревать за внешним покровом происходящего подлинную духовную реальность. Поэтому, когда к антропософскому пути познания и посвящения подходят со всей серьёзностью, искренностью, честностью и жертвенной самоотдачей, тогда постепенно начинают осознавать поистине драматическое разворачивание событий собственной жизни, ибо судьба подлинного ученика эзотерического христианства обретает мистериально-драматическое течение. Такой человек сознательно соединяет свою личную жизнь, свою личную судьбу с жизнью и судьбой того высокого Архангельского существа в духовном мире, который является духовным водителем или Душой Народа. В древних школах посвящения, когда ученик мистерий поднимался на эту ступень, то он становился сознательным представителем Души Народа, жертвенно служащим делу исполнения миссии этого народа в общечеловеческой эволюции. В ходе дальнейшего посвящения эзотерический ученик поднимался на ступень, на которой он сознательно соединял свою судьбу с судьбой более высокого иерархического существа, которое исполняло роль духовного водителя всего человечества, то есть Архая или Духа Времени. В этом человеку помогает его Ангел-Хранитель, выстраивающий наиболее благоприятные условия для реализации тех задач, которые были поставлены душой ученика мистериальной мудрости задолго до его рождения в данной инкарнации. Антропософия отмечает три рода этих существ духовных иерархий, которые непосредственно принимают участие в судьбах отдельных людей, народов и всего человечества: Ангелов, Архангелов и Архаев. Поэтому эти три рода духовных существ также именуются как «Духи-Душ», которые наиболее близко стоят к человеку и человечеству в целом.
Если попытаться объективно взглянуть на ту поистине драматическую картину, которая сегодня сложилась как в жизни Антропософского общества в России, так и в жизни Всеобщего Антропософского общества, то среди тех антропософов, которые действительно сознательно соединили свою судьбу с судьбой Антропософского общества, мы обнаружим ряд наиболее ярких индивидуальностей. Эти люди отличаются, в первую очередь, глубокой верностью нашему Учителю, д-ру Рудольфу Штайнеру и преданностью основанному им антропософскому делу. Вся их жизнь и деятельность является примером высокого жертвенного служения Миссии Архангела Михаила на Земле, поэтому их деятельность – это деятельность истинных рыцарей Архангела Михаила, мужественно выступающих навстречу всё возрастающему ныне противоборству сил зла, которые стремятся дискредитировать, погубить всё Антропософское движение, нанося ему жестокие удары как извне, так и изнутри. Среди этих, верных Антропософии михаилитов, особое место занимает наш соотечественник Сергей Олегович Прокофьев. Мы уже могли убедиться в том, насколько органично выстраивалась вся его судьба, в которой каждый шаг свидетельствовал о реальном и последовательном прохождении через определённые ступени современного христианского посвящения, отвечающего Духу Времени, Михаилу.
Первое знакомство Сергея Прокофьева с Антропософией началось с 14 лет, как результат удачного завершения второго семилетия, когда в доме Максимилиана Волошина в Коктебеле он впервые взял в руки главную книгу-учебник современного посвящения книгу Рудольфа Штайнера «Как достигнуть познания высших миров?» С этого значительного момента в его жизни начинается практическая реализация тех душевно-духовных упражнений, которые изложены в этом учебнике эзотерического ученичества. Многие антропософы начинали своё знакомство с антропософским путём познания и посвящения именно с этой книги, но много ли тех, кто действительно сделал этот учебник посвящения содержанием всей своей жизни?.. Здесь следует быть честным и не обманывать самих себя. Ведь если бы это было так, если бы каждый из нас с такой же честностью и верностью, как и Сергей Прокофьев, следовал бы описанному в этой книге пути духовного ученичества, то не было бы тех проблем, тех кричащих противоречий и конфликтов, которые сопровождают всю жизнь нашего сообщества, как в России, так и за рубежом. Помимо усиления внешней враждебности к Антропософскому движению со стороны разного рода религиозных и оккультно-политических кругов, многие антропософы недостаточно уделяют внимания работе с теми силами противодействия, которые выступают из глубин их собственной души. Если эзотерический ученик утрачивает должный контроль над основными силами своей душевной жизни, недостаточно упражняется в нравственном преобразовании своего характера, в гармонизации своего мышления, чувствования и воления, то из глубин бездны выступают «демонические звери», являющиеся карикатурой, противообразом этих здоровых душевных сил. В результате этого в социальной жизни антропософского сообщества слишком часто происходит столкновение между люциферическими и ариманическими двойниками отдельных людей или различных клик и эгоистических группировок. Совершенно очевидно, что в нынешнее время всё Антропософское общество вынуждено переживать глубочайший кризис, от разрешения которого зависит его дальнейшая судьба. К сожалению, сегодня не так уж и много тех членов Антропософского общества, которые бы подобно Сергею Прокофьеву с такой же искренностью, честностью и мужеством открыто выступили бы в защиту Рудольфа Штайнера и его главного детища Антропософского общества, созданного на Рождественском собрании 1923/24 года. Радует, что одним из близких и верных друзей Сергея Олеговича Прокофьва стал талантливый антропософский врач, писатель и лектор Петер Зельг, который ныне вместе с ним, совершенно откровенно поднимает наиболее актуальные вопросы жизни нашего Общества, остро нуждающегося в коренных преобразованиях. В их лице выступают истинные и бескомпромиссные ученики Рудольфа Штайнера, как Великого Христианского Посвящённого. Являясь подлинными рыцарями Архангела Михаила, они сознательно участвуют в апокалиптической битве небесного воинства Михаила с ариманическим драконом, угрожающим поглотить духовного младенца Антропос-Софии.
После перехода Порога духовного мира 26 июля 2014 года, высокая индивидуальность Сергея Олеговича Прокофьева стала ещё ближе ко всем многочисленным его друзьям, помогая им из высших сфер духовного мира. Так что он не покинул нас, но ещё реальней участвует в жизни всего Антропософского движения в мире.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 С. Прокофьева «Рудольф Штайнер и краеугольные мистерии нашего времени» (Изд. «НОЙ» 1992 г.)
2 Рудольф Майер «В пространстве время здесь... История Грааля», Энигма, М. 1997.
3 Эмиль Бок «Новый Завет в свете духовной науки», «Новалис», Москва 2007.










Рисунок 5

Приложенные файлы

  • doc 11004342
    Размер файла: 375 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий