Культура Белоруссии в 1954-1985 гг.

Размещено на http://www.allbest.ru/ П лан Роль партии в уп равлении культурой Творчество писателей-ветеранов Великой Отечествен ной войны Белорусская драматургия Новые направления в белорусской музыке, архитектуре, искусстве Проблемы развития национального образования Заключение Список литературы Роль партии в управлении культурой После победы в Великой Отечественной войне, снова в р уководстве страной победила жестокая тоталитарная линия, и надежды шир оких кругов населения на демократизацию жизни были похоронены. Началис ь новые массовые аресты, расстрелы, ссылки в советские концентрационные лагеря. Любой человек, попавший на оккупированную территорию в военное в ремя, был под сомнением. Уже в 1947 г. по сценарию 30-х годов были проведены новы е сфабрикованные процессы против "националистических" белорусских орг анизаций. Победа в войне использовалась как важный козырь для укреплени я авторитет а партии, и её вождя - Сталина. В советском обществе, культура, наука, образование были подвержены сильн ому влиянию идеологии КПСС - КПБ. Уже с 1946 г. началась компания борьбы против "коленопреклонения перед Западом ", против "белорусского национализма" и "безродного космополитизма". Резко критиковались положения о государственности Беларуси в средневековье , о "золотом веке" в истории белорусской культуры и т.д. Ряд произведений бе лорусских писателей и поэтов были признаны "идеологически вредными". Нео боснованной критике подверглись Э. Огнецвет, К. Буйло, М. Лужанин и др. Так же и гуманитарные науки в большей степени зависели от общественно-по литической жизни, потому были весьма политизированы и идеализированы. Особенно ярко это проявлялось в общественных науках, в том числе истории . Под лозунгами борьбы с «проявлениями безыдейности, и аполитичности», « за чистоту марксистско-ленинского мировоззрения», за неуклонное следо вание «ленинским принципам классовости и партийности» уничтожались на учные отрасли и школы, укоренялся догматизм, подавлялись проявления ино мыслия. Партийно-государственными органами была создана, и поддерживал ась атмосфера, поставившая историческую, и другие общественные науки в ж ёсткие ограниченные рамки. Смерть Сталина (в 1953 г.) имела переломное значение для вс ех сфер жизни советского общества. В сентябре 1953 года первым секретарём К ПСС, а значит и главой государства, был избран Никита Хрущёв. Начался пери од относительной демократизации. Расширялись права Советов - в августе 1955 года Совет Министров БССР передал Советам право расходовать финансов ые средства на строительство и социально-культурную и бытовую сферы. Пре одолевалось репрессивное прошлое. В сентябре 1953 года были ликвидированы Особые совещания при Министерстве внутренних дел. А на ХХ съезде КПСС в 1956 г. был осуждён культ личности. Началась реабилитация жертв репрессий. А р ешением XXII съезда партии Сталин был удалён из Мавзолея, начался демонтаж многочисленных памятников - за ночь был демонтирован огромный памятник Сталину на Октябрьской площади в Минске. В 1956 году впервые с середины 20-х го дов ЦК компартии Беларуси возглавил белорус - К. Т. Мазуров. Правда, на разв итии национальной культуры это не сказалось - в течение 1960-1970 гг. белорусско- язычные школы переводились на русский язык обучения. В апреле 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбач ёв. Он быстро объявил курс реформ, получивших название "перестройка". Пере стройка в СССР была направлена на масштабные изменения сразу во всех сфе рах, включая демократизацию общества. Политика гласн ости предусматривала постепенный отказ о т контроля КПСС за идеологическими процессами в обществе. Цензура над пу бликациями была уменьшена, разрешены собрания для обсуждения политиче ских процессов. Кроме контролируемых коммунистической партией и прави тельством общественных организаций стали возникать самостоятельные д искуссионные клубы и неформальные объединения, в которых можно было про явить личную общественную инициативу. Первой темой для широкого обсуждения в прессе стали культ личности Стал ина и политические репрессии 30 - нач. 50-х гг. Разоблачение культа личности С талина в высших партийных органах середины 50-х гг. имела относительно огр аниченный характер. Возобновились процессы реабилитации безвинно репр ессированных. Но ещ ё не разрешало сь резко критиковать современную политику партии. Творчество писателей-ветеранов Великой Отечествен ной войны В послевоенные годы продолжалась творческая деятел ьность Я. Брыля, С. Дергая, И. Мележа, И. Шемякина и др. В числе лучших произвед ений тех лет - романы И. Шемякина "Глубокое течение", И. Мележа "Минское напра вление", М. Лынькова "Незабываемые дни", драматические произведения А. Мовз она "Константин Заслонов", К. Губаревича "Брестская крепость" и др. Приблизительно с 1953г. в белорусской литературе, как и в о всесоюзной, наметились новые тенденции, связанные с активизацией обще ственной жизни. Начался процесс преодоления описания, углубления во вну тренний мир героев, в частности конфликтов послевоенной эпохи. В сообщес тве писателей развернулась дискуссия о месте писателя в жизни общества, о необходимости пересмотра укоренившихся в литературе концепций беско нфликтности. На первый план постепенно выходят общечеловеческие морал ьно-этические ценности, борьба за моральную чистоту и светлое в человеке . Наиболее ярко это проявилось в повести Я. Бриля «На Быстранцы», и особенн о в романе И. Шемякина «Крын i цы». В первой половине 60-х гг. в результате внутреннего иде йно-художественного обогащения, белорусская проза пришла к значительн ым открытиям. Появляются романы: «Людз i на балоце» И. Мележа, «Птушк i i гнёз ды» Я. Бриля, «Сэрца на далон i » И. Шемякина, «Сасна пры дарозе» И. Науменко, «На парозе будучын i » М. Лобана, «Зсценак Мал i наука» А. Ч ернышевича. В. Короткевич открыл читателю поэзию, и философию истории («Каласы пад ся рпом тва i м», «Чорны замак Альшанск i »), а В. Быков с по зиции гуманизма и антимилитаризма анализирует и осмысливает человека на войне («Жураул i ны Крык », «Сотн i кау», «Воучая згр ая» и д.р.). Особенное внимание к морально-этичным проблемам современности, к образ у современника, к взаимоотношениям научно-техническ ой революции и судьбы человека, особенно характерно для И. Шемякина – ег о романы «Антланты i кары ятыды» (1974), «Вазьму твой боль» (1978), И. Пташникова «Мсц i жы» (1972), В. Адамчика «Чужая бацькауш чына», «Год нулявы» (1983). Белорусская драматургия После освобождения Беларуси на родину вернулись теа тры, которые были в эвакуации. Уже в 1945 г . работало 12 театров. Их деятельность регламентировалась известным п остановлением ЦК ВКП(б) "О репертуаре драматических театров и мерах по ег о улучшению" (1946 г.). На сценах театров с успехом шли пьесы о Великой Отечественной войне: "Молодая гвардия", "Конс тантин Заслонов", "Это было в Минске" и др. На исторические темы были постав лены спектакли "Нестерка" В. Вольского, "Павлинка", "Разбросанное гнездо" Я. К упалы, "Пинская шляхта" В. Дунина-Марцинкевича и др. Идеологический диктат не смог сдержать творчество таких известных актеров, как Г. Глебов. Б. Плат онов, С. Станюта и др. Мужеству народа посвящались оперы, симфонии и контаты Е. Тикоцкого, Н. Аладова, А. Богатырева. В послевоенные годы появились имена композиторов В. Оловникова. Ю. Семеняк и, Г. Вагнера и др. В 1951 г. начал выступл ения государственный народный хор БССР во главе с .Цитовичем. Активно ра ботала Государственная академическая хоровая капелла БССР под руковод ством Г. Ширмы. Очень продуктивными для белорусской драматургии бы ли конец 60 – 70 е гг. когда было создано множеств пьес, ко торым было суждено стать литературной классикой. Именно в это время театральное общество нашей и других республик бывшего СССР познакомил ись с оригинальными пьесами “Брама неўміручасці” К. Крапивы, “Трыбунал”, “ Зацюканы апостал”, “Таблетку пад язык”, “Кашмар” (“Святая прастата”) А. Макаёнка, “Вечар”, “Парог” А. Дударева”, “Соль”, “Трывога” А. Петрашкевича, с новыми произведениями М. Матуковского, К. Губарэвича, У. Караткевича, А. Делендика и многих других. Большой вклад в развитие белорусского театра сделали режиссёры Б. Луценко, В. Мазынский, В. Раевский, актёры З. Браварская, А. Клиова, Г. Макарова, С. Станюта, З. Стома, В. Тарасов, Ф. Шмаков, Г. Глебов, Р. Ржецкая, У. Дядюшко, Н. Радяловская, Г. Янковский, М. Ерёменко. Кадры актёров, режиссёров, сценографов, театроведов готовил все эти годы Белорусский государственный театрально-художественный институт. Из существовавших до 1985г. 17-и театров, 9 были драматические, 6 кукольных, 2 музыкальных. Огромную роль в культурной ж изни республики играл Большой театр оперы балета. Здесь работали талантливые артисты Л. А лександровская, З. Бабий, И. Сарокин, Н. Ткаченко, Т. Нижникова, Т. Шим ко, В. Чорнабаев, А. Корзенкова, Н. Довиденко, Р. Красовская, Л. Бр жазовская, Ю. Троян, В. Саркосян и другие . Явлениями культурной жизни стали балеты «Выбранн i ца», “Курган”, “Альпійска я балада”, “Тыль Уленшпігель”, “Маленькі прынц” Я. Глебова (последний был пос тавлен на сцене Большого театра СССР в 1983 г.), “Пасля балю” Г. Вагнера, оперы “ Новая зямля” Ю. Семиняки, “Сцежкаю жыцц я” Г. Вагнера, “Сівая легенда” Д. Смольского, “Матухна Кураж” С. Кортеса. Критическое переосмысление сложных проблем истори и и современности в период "оттепели" содействовало появлению новой плея ды литераторов - А. Адамовича, В. Быкова, Р. Бородулина, В. Короткевича, И. Науменко, И. Чигринова, Н. Гилевича и др. В военной прозе главной становитс я тема человека на войне. Всеобщее признание получили произведения В. Бы кова "Альпийская баллада", "Журавлиный крик", "Третья ракета" и др. Известным и стали романы И. Шемякина "Сердце на ладони", "Возьму твою боль" и др. В 1981 г. ем у было присвоено звание Героя Социалистического труда. Историческая те ма нашла своё отражение в произведениях В. Короткевича "Дикая охота короля Ста ха", "Чёрный замок Ольшанский" и др. В 50-е гг. жизнь налаживалась, но чтобы успешно строить будущее, нужно честн о оценивать прошлое. В 1954 г. Я. Колас завершил трилогию «На ростанях», в кото рой дал широкую панораму жизни и чаяний белорусского крестьянства и сел ьской интеллигенции в начале XX в. Важным проблемам социальной повседневности и человеческой жизни, слож ным судьбам людей посвятили свои книги И. Шамякин «У добры час», «Трывожн ае шчасце»), В. Карпов («За годом год»). Лиризм и гражданственность прозвуч али в стихах П. Бровки, П. Глебки, М. Танка, А. Кулешова, П. Панченки, Р. Бородулина. Однако и в послевоенное в ремя доктринерски ограниченный социалистический реализм по-прежнему с читался единственно правильным направлением в литературе, искусстве. Н е случайно, когда в 1952– 1954 гг. издавалось собрание сочинений Я. Купалы, в нег о не был включен ряд произведений поэта, в которых высказывались национа льно-освободительные идеи. С наступлением хрущ ё вской «отте пели» из лагерей вернулись А. Александрович, С. Граховский, Я. Скр иган и другие опальные литераторы. Они принесли сво ё видение проблем сталинизма, путей обновления жизни о бщества и демократизации страны. В 60– 80-е гг. развернулся талант замечательного писателя, поэта, драматург а и журналиста Владимира Короткевича (1930– 1984). Он был глубоким знатоком ист орического прошлого своего народа («Каласы пад сярпом тваiм», 1968; «Хрыстос прызямлiуся у Гароднi», 1972; «Чорны замак Альшанскi, 1983) и одновременно тонким л ириком (поэтические сборники «Матчына душа», 1958, «Вячэрнiя ветразi, 1960). В творчестве некоторых белорусских писателей тема Великой Отечественн ой войны оставалась определяющей. Ей посвятил свои романы Иван Науменко («Сасна пры дарозе», «Вецер у соснах», «Сорак трэцi»). Впечатляющее художе ственное воплощение тема «война и народ» получила в творчестве Василя Б ыкова (1924– 2003). Переведены на иностранные языки его произведения «Жураулiн ы крык» (1960), «Мёртвым небалiць» (1965), «Знак бяды» (1984). Прозу, прославившую Быкова, назвали «лейтенантской», она и написана бывш им лейтенантом, на передовой постигшим правду о войне. Он знал, как непрос то в экстремальных условиях сохранить лучшие человеческие качества, иб о ценою может стать жизнь. Война – это трагедия, она порождает сложные су дьбы людей, а порой ставит человека перед сложным выбором: героизм и муже ство или трусость и предательство. Литературная жизнь В. Быкова не была безоблачной. Догматически мыслящие критики обвиняли его в отказе от принципов социалистического реализма и приверженности экзистенциализму. Но прошли годы и писатель с мировым и менем получил общественное признание. За большие заслуги в развитии лит ературы, показ суровой правды войны, героизма и мужества советских людей В. Быков был удостоен Государственной премии СССР (1974), Ленинской премии (1986), Государственных премий БССР им. Я. Коласа (1964, 1978). В 1984 г. ему было присвоено з вание Героя Социалистического Труда. В отмеченный период произошёл заметный творческий подъем в области оте чественной драматургии. Особую популярность завоевал белорусский драм атург Андрей Макаёнок. Его комедии ставились в известных театрах союзны х республик. В сокровищницу национальной драматургии вошли такие его пь есы, как «Зацюканы апостал» (1969), «Трибунал» (1970). Получил широкое признание п ублики драматург Алексей Дударев – автор остросюжетных пьес «Выбар» (1979), «Парог» (1981), «Вечар» (1983), «Радавыя» (1984). Видным представителем старшего пок оления является Анатолий Делендик, первая пьеса которого «Выклiк багам» была поставлена в 109 театрах Советского Союза. белорусская к ультура архитектура искусство Новые направл ения в белорусской музыке, архитектуре, искусстве Со второй половины 50-х гг. в развитии белорусской музы ки начался новый этап, характерный более глубоким освоением сущности и о тказом от иллюстративности. В симфоническом жанре ус пешно работают М. Аладов, Л. Абелиёвич, Г. Бутвиловкий, Я. Г лебов, А. Мдивани, Д. Смолький, Г. Вагнер, в произведениях концертного жанра – С. Кортес, Д. Смолький, Г. Ва гнер, В. Раинчик. Развивалось изобразительное искусство. В первые послевоенные годы художники находил ись под ярким в пе чатлением героических событий Великой Отечественной войны и партиз анских движений. В изобразительном искусстве преобл адала героико-патриотическая тематика. Многие полотна и скульптурные п роизведения вошли в золотой фонд белорусского искусства. В их числе - "Обо рона Брестской крепости" И. Ахремчика, "Минск, 3 июля 1944 года" В. Волкова, "Пленн ых ведут" А. Шибнева, "Парад белорусских партизан в 1944 г. в Минске" Е. Зайцева и др. В музыальной культуре в послевоенные годы интенсивно развиваюстя жанры симфонии и инструментальной м узыки. Об этом свидетельствует творчество М. Аладо ва, Я. Ти ко тс к о г о, А. Бо гатыр ёва, У. Аловн икова, П. По дк о выр о ва. Написано значительное количество музыкально-сцени ческих произведений преимущественно героической и героическо-легенда рной тематики (оперы “Машэка” и “Марын ка” Р. Пукста, “Андрэй Касценя” М. Аладов а, “Кастусь Каліноўскі” Д. Лукаса и др ., балет “Князь-возера” В. Золотарёва). В 60- е годы начала свою творческую деятельность плеяда талантливы х белорусских художников – Л. Щемелёв , У. Стельмошонок, А. Кищенк о, М. Данциг, Г. Ващенко, М. Со витский. Особенно ярко белорусское искусство заявило о себе в 1967г., во время всесою зной выставки в Москве. Среди тех, чья творческая судьба сбылась – талан тливый художник-живописец М. С о витский. Его творчество – многоплановое. Ощущением и стории, размышлениями о судьбе родной земли, проникнуто большинство его полотен. Но его картины про партизан Беларуси – значимое явление в бело руской национальной живописи. Это – “Партызанская мадонна”, “Партызан ы. Блакада”, “Аршанскія партызаны”, “Клятва” и другие произведения. Значимой фигурой в белорусской п ослевоенно й художественной культуре , так же является З. Азгу р. Работая много и усердно , он продолжает начатую ещё в годы войны начатую серию портр етов русских полководцев, начинает новые циклы: на исторически-революци онную тему (портреты В.Ленина, A . Держинского, Я. Свердлова, М. Калинина), цикл портретов Героев С оциалистического труда, потом – портреты руководителей коммунистической и рабочих партий, галерею портретов известных героев (маршалов К.К. Рокоссовского, К. Заслонова и других). Он работает и над одной из самых великих серий, кото рая насчитывает десятки портретов представителей культуры и искусства советской Беларуси (Ф. Сорины (1947), А. Пашкевич (1947), Я. Колас (1949)). Ярко проявляется творчество А. Бембеля, С. Селиханова и других скульпторов. В монументальном искусстве важнейшей темой стали беспримерный героизм и подъем национального духа в годы Великой Отечественной войны. Это памятники, курганы С лавы, которые стоят почти во всех населённых пунктах. А самым значимым до стижением белорусских скульпторов и скульпторов эт ого периода стал ансамбль Площади Победы в Минске с обелиском-памятнико м воинам Советской Армии и партизанам, погибнувшим в боях с фашизмом (1954, ск ульпторы – З. Азгур, А. Бембель, А. Глебо в, С. Селиханов, архитекторы В. Король и Г . Заборский). Постепенно монум ентальное искус ство начинает и грать всё большую роль в установлении градообразующих структур. Наиболее удачными примерами композиционно связи с пространственным окружением служат памятники Я. Купале (1972г, скул ьптор ы А. Аникейчик, Л. Гумилевский, А. Заспицкий), комплекс «Минск – город-герой», Курган Славы Советской Армии- освободительницы Беларуси, памятники Я. Коласу в Минске (1972, скульпторы З. А згур), Ф. Скорине в Полоцке (1974, скульпторы А. и И. Глебовы), мемориальные комплексы «Хатынь» (скульптор С. С елиханов, архитекторы Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин) , « Брестская крепость-герой» (скульпторы А. Кибальников, А. Бембель, архитек торы В. Король, В. Волчек, В. Занкович, Ю. Казаков, А. Стахович, Г. Сысоев), Монуме нт в честь советской матери-патриотки в г. Жо дино (скул ьпторы А. Заспинский, Г. Миско, М. Рыжанков, архитектор А. Трофимчук). Таким образом, даже небольшой анализ того, что было пр оизведено в сфере культуры, даёт основания говорить о разносторонней ду ховной жизни белорусского народа. Глубокая духовная белорусская культ ура прошедших десятилетий, получила признание даже за границами респуб лики. Проблемы развития национального образования В 50-е годы, после смерти И.В.Сталина, в партии и стране на чали происходить важные политические сдвиги. Исторической вехой на это м пути стал ХХ съезд КПСС, разоблачавший «культ личности», давший мощный импульс демократическому обновлению общества. Конструктивные, позитив ные перемены охватили тогда все сферы общественной жизни: партию и госуд арство, экономику и социальные отношения, науку и культуру, а также затро нули область народного образования. ХХ съезд партии уделил немало внимания проблемам развития культуры, нау ки и образования. Изучение положения в области науки и образования показ ало наличие здесь существенных недостатков. Как указывалось на съезде, г лавным из них и общим для школ, вузов, научно-исследовательских учрежден ий была их оторванность от жизни. Школа ограничивалась преимущественно словесными методами воспитания, не уделяла необходимого внимания прио бщению детей и молодёжи к посильному участию в общественно полезном тру де. В результате выпускники школ оказались не подготовленными к практич еской деятельности; дипломированные специалисты не знали конкретной э кономики и организации производства, не имели производственных навыко в; наука отстала от запросов народного хозяйства. А в некоторых отраслях – от зарубежных научных достижений; научные учреждения работали над во просами, не имеющими практического значения. После восстановления экономики, пострадавшей в ходе Великой Отечестве нной войны, острым вопросом встали проблемы дальнейшего развития отрас лей экономики, а это было не возможно без обеспечения кадрами и, прежде вс его, квалифицированными работниками. А их и должна была выращивать школа . Необходимость изменений в образовании требовало и народное хозяйство, которое предъявляло к главной производительной силе – человеку труда, более высокие требования. Первостепенное значение имел здесь курс на ус коренное развитие наиболее перспективных отраслей промышленности. В т е годы начиналось внедрение средств автоматики телемеханики, на новый у ровень выходило развитие приборостроения, химического производства, п ереоснащались железнодорожный транспорт и гражданская авиация, перево оружались армия и флот. Между тем заинтересованность предприятий в ново й технике и технологии, темпы её внедрения оставались слабым звеном экон омического развития. В связи с новой ролью науки и техники, высокими темпами их развития измен ялась и роль образования как социального института – возрастали требо вания к его способности обеспечивать не только традиционную передачу з наний и опыта из поколения в поколение, но быстро реагировать на прогрес с науки и общества. В этих условиях жизненное значение для многих людей п риобретало умение учиться, и его должна была дать система образования. О тсюда вытекала необходимость поиска иных, нежели прежде, методов обучен ия. ХХ съезд КПСС, проходивший в феврале 1956 года, принял Директивы по шестому п ятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956 1960 годы. Главной задачей, как определил съезд, являлось обеспечение дальнейшего мощного роста всех отраслей народного хозяйства, особенно сельского хозяйства, на базе преимущественного развития тяжёлой промышленности, непрерывно го процесса и повышения производительности труда. Особое внимание шест илетний план развития страны в области образования, уделял развитию пол итехнического обучения в общеобразовательной школе. Задачей ставилось обеспечение тесной связи школы с общественно полезным трудом, воспитыв ать у подрастающего поколения «коммунистическое отношение к труду». Таким образом, ХХ съезд КПСС наметил достаточно широкие перспективы общ его образования. Однако его содержательная сторона, научно - педагогичес кие основы, организационные формы не получили необходимой всесторонне й обработки. В 1955-1956 учебном году 7 260 школ ещ ё размещались в приспособленных и 2088 - в на ё мных зданиях. Почти половина школ работала в две сме ны. На низком уровне велось преподавание многих предметов. Резко сократи лось количество белорусских школ. Например, в Минске в 1945-1946 учебном году из 28 школ 14 были белорусскими, а в 1952-1953 - из 46 школ - только 9 остались белорусскими. В Бресте в этот период из 14 школ только одна являлась белорусской. Это сфо рмировало у детей и подростков национальный нигилизм, пренебрежение к и стории и культуре своего народа. Восстанавливалось и развивалось среднее специальное образование - тех никумы и училища. В 1955 году их насчитывалось 123. За послевоенное десятилети е было подготовлено около 90 тысяч специалистов среднего звена. Восстанавливалась высшая школа республики. В 1945 г. из 25 довоенных вузов работало 22. Открывались новые высшие у чебные заведения, в их числе - Минский институт иностранных языков, Брест ский, Полоцкий педагогические и Гродненский сельскохозяйственный инст итуты. Высшей школой за послевоенное десятилетие было подготовлено 50 ты сяч специалистов с высшим образованием. В 1958 г. в Белоруссии в соответствии с Законом СССР «Об укреплении связи шко лы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР » началась образовательная реформа. Всеобщее обязательное семилетнее обучение окончательно уступило место обязательному восьмилетнему обу чению, делался упор на трудовое воспитание школьников. Появились школы-и нтернаты, школы и группы продлённого дня, учебно-производственные комби наты. Пересматривались учебные программы, начальное образование сокра щалось с 4 до 3 классов. Значительно выросло число детских дошкольных учре ждений. В результате реформы был завершён переход ко всеобщему среднему образованию молодёжи. После освобождения Минска возобновилась работа Ака демии наук БССР. Уже в 1945 г. действова ло 8 академических институтов, к началу 50-х гг. - 20 НИИ. В них работало 500 сотруд ников, в том числе 51 доктор и 139 кандидатов наук. Расширялись направления на учных исследований. Далеко за пределами Беларуси были известны имена уч ёных А.Р. Жебрака (генетик), Н.И. Гращенкова (физиолог), С.И. Губкина (физик), Г.Ф. Александрова (философ ), В.Н. Перцева (историк) и др. В послевоенные и последующие годы восстанавливалос ь и развивалось среднее специальное и высшее образование. Вернулись из э вакуации и возобновили работу ВУЗы. Открылись Белорусский государстве нный театрально-художественный институт, Минский государственный педа гогический институт иностранных языков, Белорусский институт механиза ции и электрификации сельского хозяйства, Минский радиотехнический ин ститут, Минский институт культуры, Брестский инженерно-строительный ин ститут, Гомельский политехнический институт и другие вузы. К 1985 г. их число выросло до 33. Для оказания помощи молодёжи при поступлении в высшие учебн ые заведения создавались подготовительные отделения, школы юных матем атиков, физиков, химиков, проводились специализированные школьные олим пиады. Однако развитие науки сдерживалось слабой материал ьно-технической базой, администрированием, грубым идеологическим дикт атом. Ряд учёных подверглись репрессиям и были реабилитированы лишь пос ле смерти Сталина. Гражданское мужество проявил академик АН БССР А.Р. Жеб рак, открыто отвергнувший лженаучные взгляды Т.Д. Лысенко. На много десят илетий назад были отброшены в своём развитии общественные науки. В декабре 1958 г. В ерховный Совет СССР принял Закон «Об усилении связи школы с жизнью, и о да льнейшем развитии системы народного образования в СССР». Соответствующий закон в БССР был принят в 1959 г. Он предусматрив ал введение всеобщего восьми летнего образования. В 1959 г. было образовано Министерство высшего и средне-с пециального образования БССР. Центром научной работы становится Акаде мия Наук БССР. В 70-е годы было введено всеобщее среднее образование молодёжи. Была построена достаточно демократичная система народного о бразования, которая давала молодёжи реальную возможность получить сре днее образование. Уже в 1977 г., 98% закончивших восемь классов продолжали учёб у в школе с целью получения среднего образования. Всё это требовало соот ветствующей перестройки системы образования, её содержание (программы, учебные планы, учебники) приводилось в соответствие с достижениями наук и и культуры, научно-технического прогресса. Введение всеобщего среднего образования , явилось од ним из величайших достижений социалистического строя. Количество людей, получивших среднее (общ ее и специальное) образование, возросло с 70 тыс. человек в 1946-1950 гг. до 779 тыс. в 1971-1975 гг. Одной из отрицательных черт образования того времен и стало сужение сферы использования белорусского языка. В БССР не было н и одного среднего и высшего белорусско-язычного учебного заведения. Род ители получали право освобождать детей от изучения белорусского языка в школе. Допускалось даже преподавание белорусского языка на русском. В середине 80-х гг. всего 19% детских садов и 23% школ работали на белорусском язык е. В результате такой языковой политики, создались очень неблагоприятны е условия для развития белорусской культуры. Новой попыткой реформирования школы, было принятие в 1984 г. документа «Основные направления реформы общеобразовательной и про фессиональной школы». В середине 80-х годов, система образования в БССР нас читывала 6223 общеобразовательные школы на 1468 тыс. учеников, 139 средне-специал ьных учебных заведений, с более 160 тыс. учеников. Перестра и валась система профессионально-технического образования. Многочис ленные учебные заведения системы рабочих резервов в конце 50-х – начале 60- х годов были преобразованы в единый тип учреждений образования – город ские и сельские профессионально-технические училища. Их численность в Б ССР выросла с 103 в 1961 г. до 223 в 1985 г. Заключение Таким образом, белорусская культура пери о д а 40 – 80 гг. про ш ла очень сл ож ны й тяжёлый путь через навязывание идеологии , парт и йн о-со ве тско е руководство , кла с с о вы й по дход. Ограничи валас ь св о бо да творч е с тва , и , ч то на и бол ее тяжело для национальной культуры, выте сне ние б ел о рус ского языка было введено в ранг государственной поли т и к и. Культура, на ука и образование не получали д о ст а то чно г о фи нанс ирова н и я, ч то с е р ь ёзн о сказалось на их уровне и качестве. В то ж е время весь мир знает наши х учёных , л и т е рат о р ов , художников , ак т ёр ов , ч то св идетельствует о гл у б и н е и высок ом про фе с с ио н альном уро в н е культ уры. Список л итературы 1. Вучэбна-метадычны дапамо жнік па курсу "Гісторыя Беларусі" для студэнтаў усіх спецыяльнасцей БДУІ Р завочнай формы навучання – Новік Я.К. 2. Грамадска-пал ітычнае жыццё БССР у 1950-1980 – www.istoriya.org 3. Культурное ра звитие Беларуси в советский период - www.allbest.ru 4. К вопросу развития школьного обра зования в БССР (к.50-х н.70-х гг.) - Федкович А.И. Размещено на Allbest.ru

Приложенные файлы

  • rtf 11017785
    Размер файла: 178 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий