ФИЛОСОФИЯ Дерачиц Л.А.


Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»
Институт информационных технологий
Специальность Промышленная электроника
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу Философия
Вариант № 8
Студент-заочник 1 курса
Группы №781971
ФИО Дерачиц Любови
Александровны
Адрес г. Минск, Казинца,109,
к-на 248
Тел. +375299861597
Минск, 2017
Философия позитивизма
План:
Введение.
Возникновение и истоки позитивизма. Основные этапы развития.
Борьба с «метафизикой» и идеал «позитивного знания».
Проблема верификации.
Позитивистские традиции в западной философии науки.
Заключение.
Литература.
Введение
К началу ХХ в. в западной философии начинают оформляться достаточно автономные и весьма специфические направления философской мысли, в рамках которых радикально отвергаются принципы классического философствования. К ним можно отнести позитивизм с его идеей «положительного знания» и требованием очищения философии от метафизических иллюзий (О. Конт. Г. Спенсер, Дж. Милль). Эволюция позитивизма и стремление адаптировать его методологические принципы к процессам бурного роста естественнонаучных знаний и прежде всего физики стимулировали появление новой версии позитивистской философии, которая обнаружила себя в начале ХХ в. как эмпириокритицизм с его идеями радикального эмпиризма (Э .Мах) и «критики чистого опыта» (Р. Авенариус).
Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования (посредством основных эмпирических методов: наблюдение, соцопросы и. т. п.) и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Целью данной работы является изучение философии позитивизма. Задачами данной работы является изучение возникновения и истоков позитивизма, основных этапов развития: борьба с «метафизикой» и идеал «позитивного» знания: проблема верификации в позитивизме: позитивистские традиции в западной философии науки.
Возникновение и истоки позитивизма. Основные этапы развития.
Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление в философии, возникшее в Европе в первой половине XIX века. Позитивизм имеет длительную историю (вплоть до нашего времени) и очень широкий социальный и духовный контекст.
Выделяют три этапа позитивизма, которые довольно сильно отличаются друг от друга.
1) классический позитивизм (О. Конт, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер);
2) эмпириокритицизм (Р. Авенариус, Э. Мах);
3) неопозитивизм (более содержательные названия – логический позитивизм, логический эмпиризм) – М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат.
Первый позитивизм связан с именами Конта и Джона Стюарта Милля. «Курс позитивной философии» Огюста Конта был опубликован между 1830 и 1832. Философ считал, что позитивная философия, имеющая твёрдую связь с реальностью и наукой, придёт на место метафизики, как та заменила религию. Он верил в неизбежность прогресса и действие исторических законов. Конт придавал большое значение социальным наукам, предлагая создать дисциплину, которая изучала бы общество так же основательно, как естественные науки мир природы. Она должна не придумывать идеальное общество, а изучать реальные отношения людей. Первичной Конт считал культуру, от которой уже зависят социальные явления.
Конт делил историю человеческого познания  на три этапа:
- теологическая,
- метафизическая,
- позитивная.
На первом, теологическом, люди пытаются понять внутреннюю сущность мира. Но у них нет возможностей удоволетворить эту потребность с помощью науки. Поэтому люди пытаются понять природу по аналогии с собственными действиями. Они начинают думать, что миром управляют разумные существа, во многом похожие на людей, просто более могущественные. Появляется вера в богов, демонов, ангелов и других сверхъестественных существ. Теологическая стадия — это детство человеческого общества, но она необходима как первый этап познания.
 На метафизической стадии сверхъественные сущности остаются, но носят уже абстрактный характер. Появляется онтология — дисциплина, занимающаяся внутренней сущностью всех вещей. Метафизики доверяют собственному разуму, пытаясь построить картину мира на основе рассуждений. Они пренебрегают данными опыта. Метафизическая стадия необходима для усиления влияния разума и ослабления религиозных представлений.
 Лишь на стадии позитивной науки все лишние сущности отбрасываются, и остаётся лишь фактическое знание. Теперь действительность изучают учёные на основе данных опыта. Целью науки становится открытие природных законов, и сведения их в систему из нескольких основных законов. Развитие позитивной науки и философии должно преобразовать общество и избавить его от проблем, ведущих к революциям. 
Конт считал, что наука должна заниматься только непосредственными данными, не придумывая лишних объектов. Так, Конт считал, что вопрос о том, что такое вес и притяжение надо оставить богословам и метафизикам, дело же науки — объяснять, как всё происходит, но не почему. Позитивная философия — это одна из научных дисциплин, изучающая важнейшие результаты наук и занимающаяся построением общей системы устройства мира.
В Англии позитивизму предшествовала своя традиция, связанная с именами Д. Юма и Д. Милля.  Д. Юм отвергал существование причинности и вообще достоверность нашего знания о внешнем мире. Большую роль в познании играют, по мнению Юма, не разум, а привычки считать тот или иной факт истинным. Основной идеей Юма был отказ от индукции. Из того, что Солнце встаёт сегодня, не следует, что это произойдёт и завтра. Хлеб может быть сегодня съедобным, а завтра ядовитым.  Это может быть как верным, так и не верным. Так что думая, что вещи останутся такими же, как они и были ранее, люди следуют скорее вере, чем знанию. Из философской и научной литературы Юм предлагал изгнать всё, не связанное с математикой или экспериментальной наукой. Юм был сторонником отказа от лишних сущностей, существование которых не очевидно и не нужно. Этот пафос был присущ и последующим позитивистам.
Кроме Юма на английских позитивистов оказали влияние утилитаристы. Это философское учение существовало в Англии во второй половине XVIII — первой половине XIX века. Утилитаристы основное внимание уделяли основам морали. Мораль они выводили из непосредственных чувств — боли и удовольствия. Несмотря на то, что у позитивистов вопросы морали не стояли на первом месте, желание свести абстрактные категории к непосредственным данным опыта также всегда было присуще философам этого направления. Основателем утилитаризма был Иеремия Бентам. Он учил, что каждый человек стремится к собственному счастью. Законы должны отражать баланс интересов разных людей и социальных групп. Наиболее приемлемый порядок — тот, при котором количество удовольствий максимально, а страданий — минимально. Бентам ценил обеспечение, изобилие, безопасность и равенство. Свободе он уделял куда меньшее внимание, а права человека считал чепухой. Бентам отказывался признавать убеждения, основанные на вере, что привело его к отказу от религии. Учеником Бентама был Джеймс Милль. Он тоже считал, что люди стремятся к счастью и избегают страданий. Джеймс Милль больше ценил интеллектуальные удовольствия и умеренность. Важную роль в улучшении жизни он уделял образованию. Его сын Джон Стюарт Милль поэтому получил великолепное воспитание в соответствии с принципами утилитаризма и находился всегда под большим влиянием отца.
Джон Стюарт Милль вступил в переписку с Контом в 1841 и многое воспринял из его взглядов. Д. С. Милль принимал контовскую теорию трёх этапов развития человеческого духа и высокую оценку научного знания. В своей книге, посвящённой работам шотландского философа У. Гамильтона, Милль раскрыл свою теорию познания и взгляды на соотношение сознания и материи. Он был идеалистом в том плане, что первичным считал именно ощущения. Материя — это постоянная возможность ощущения. Тела — комплексы таких возможностей. То есть мы можем назвать нечто предметом, если мы можем получить разные согласованные чувственные данные о нём. Сознание — это предрасположенность испытывать ощущения. Таким образом, Милль отказывался от субстанции.
Милль придавал большое значение математике для продвижения науки. Логико-математическое знание он также считал основанным на ощущениях. Опыт обобщается сознанием и приводит к появлению согласованной системы математических аксиом и логических правил. Психологическое объяснение Милль предпочитал и в теории причинности. Причиной он называл совокупность явлений, предшествующих данному явлению. Это редко бывает одно явление, так что в предельном смысле причиной является весь мир. Но наше сознание субъективно выбирает лишь некоторые причины для удобства восприятия.
 В философии морали Милль придерживался утилитаристских взглядов, большую роль уделяя свободе. Он отошёл от количественного изучения удовольствий Бентама, считая, что разные удовольствия качественно различны. Больше всего философ ценил духовные удовольствия. В политическом смысле он был либералом, отстаивая свободу слова и печати. Он считал их важными в том числе для развития науки и философии. Милль был также одним из первых сторонников женского равноправия.
Второй позитивизм также называют эмпириокритицизмом. Он появился в немецкоязычных странах и развивался там перед Первой Мировой войной. Его главными представителями можно назвать Маха, Авенариуса, Петцольда, Пуанкаре и Дюгема. Философы второго позитивизма испытали влияние кантианской традиции. От неё они взяли интерес к проблемам познания, опыта, но ко многим положением кантианства относились критически. Прежде всего, позитивисты отвергали существование вещи в себе, которую нельзя познать опытом. Всё, что существует, можно и познать. Весь мир они делили на индивидуума и среду, причём индивидуум понимался не трансцендентно, а конкретно, как изучаемое психологией и биологией человеческое  существо. Среда состоит из элементов — атомов восприятия, конкретных зрительных, слуховых и обонятельных ощущений5. Мышление же индивидуума состоит из отражения элементов и внутренней речи.
Представители второго позитивизма пытались изгнать метафизику из науки и философии. Под метафизикой они понимали любые попытки рассуждать о не основанных на опыте абстрактных сущностях, будь то идеалистические или материалистические теории. Вместо материи и духа на первое место они ставили поток чувственных данных о мире (элементы). Эти позитивисты старались не просто игнорировать метафизику, но активно с ней бороться. Они исследовали разные положения человеческого знания, отбрасывая то, что было основано на метафизике. Отсюда и второе название направления — эмпириокритицизм, то есть критика опыта, очистка его от всякого лишнего.
Большое значение эмпириокритики предавали критериям истинности опыта. Авенариус считал, что в начале люди полагались прежде всего на того, кто передаёт информацию. Слова правдивого человека считались верными, лгуна же — наоборот. Впоследствии стали больше уделять внимание взаимной проверке свидетельств. Философ выделял также веру и знание как два разных типа убеждённости. Вера существует там, где данные непосредственного опыта недостаточны или отсутствуют. Знание — это полная убеждённость, основанная на согласованном непосредственном опыте. Вера не обязательна иррациональна; рациональная, но не до конца доказанная опытом убеждённость тоже является верой. Когда опытных данных становится больше, вера переходит в знание.
Сохранилось у новой волны позитивистов и настороженное отношение к понятию причины. У каждого явления несколько причин, и без каждой из них оно не осуществится.
Второй позитивизм получил распространение и в России. К нему примкнули Богданов, Луначарский, Чернов. Эмпириокритицизм вызвал дискуссии в разных кругах общества. Наиболее известная критическая работа — книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин критиковал позитивистов за подражание идеализму. По его мнению, суть их учения заключалась в отрицании объективной реальности, замене её миром идей. Во многом это так и было. Для эмпириокритиков материя исчезала за элементами опыта. Эти элементы не тождественны берклианским «идеям», но достаточно близки к ним.
Третьим позитивизмом называют логический позитивизм, развившийся из идей Венского кружка.  От предыдущих этапов это течение отличали любовь к анализу языка и формальной логике. Из третьего позитивизма впоследствии развилась аналитическая философия, преимущественно англоязычная школа, которая существует и сейчас.  На основателей новой школы оказали влияние как представители предыдущего позитизма, прежде всего Мах, так и развитие математики, прежде всего — математической логики. В начале ХХ века в этой науке произошёл поворот в сторону оформления более строгой системы, основанной на аксиомах и правилах вывода. Сильную роль как в истории науки, так в истории философии сыграли работы Фреге и книга «Основания математики» Рассела и Уайтхеда. Позитивисты надеялись объединить формальную логику с философией и естественными науками. Основателем и руководителем Венского кружка был Морис Шлик, профессор философии, переехавший в Вену из Киля. Кроме него активными участниками были Р. Карнап, О. Нейрат, К. Гедель. Члены кружка находились также под влиянием идей Витгенштейна. Для более полного анализа идей логического позитивизма можно рассмотреть одно из характерных произведений — «Преодоление метафизики логическим анализом языка» Карнапа.

Борьба с «метафизикой» и идеал «позитивного знания».

Логический позитивизм (неопозитивизм) провозгласил основной своей задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней философию в целом, стремясь поставить себя над борьбой с материализмом и идеализмом. Теоретическим источником его послужило реальное развитие физики, логики, математики, языкознания.
Одной из особенностей данного течения является то, что он принципиально отождествил объект с теорией объектов. Это сразу же снимало вопрос о существовании объективного мира как предмета философского познания и приводило к замыканию философии лишь на познавательной проблематике логики и логического языка.
Другой принципиальной особенностью было отождествление (а точнее, замена) понятия “объективный факт” и “научный факт”. Последний принимался как “запротоколированный” в науке с помощью знаковых средств, т.е. как “протокольное предложение”. Язык науки в логическом позитивизме строится так: из первичных атомарных высказываний по правилам логики выводятся сложные высказывания. При этом предложения науки могут быть либо истинными, либо ложными или бессмысленными. Бессмысленные предложения не являются предложениями в собственном смысле, но лишь напоминают их (Карнап).
Карнап анализирует проблему метафизических утверждений. Он говорит, что, хотя противники метафизики существовали и раньше, они воспринимали ее положения как неверные или бесполезные. Теперь же, с развитием логики и теории значения, постулаты метафизики  можно трактовать как бессмысленные.
Различие осмысленных и бессмысленных предложений — одно из фундаментальных в философии логического анализа. Осмысленными являются те предложения, которые можно свести путём логических операций к элементарным протокольным предложениям. У осмысленных предложений должен быть ясный критерий определения их истинности или ложности. Бессмысленным предложение может быть как логически, так и синтаксически. Например, предложение «Кошка лук огибать» бессмысленно синтаксически, а «Цезарь есть простое число» — логически. Это различие обусловлено несовершенством естественного языка, правила которого не совпадают с правилами логики и менее строги, чем они. Метафизические предложения в основном правильны грамматически, но не логически. Ведь они не отсылают к опыту. Карнап приводит в пример множество понятий — таких, как «идеи», «абсолют», «Принцип», «первоначало» и других, относительно которых нельзя придумать способ эмпирической проверки утверждений. Возьмём, например, высказывание «X есть первоначало» Мы не можем придумать правило, по которому определялось верность или ложность этого предложения в зависимости от реальной ситуации. 6Почему же образуются метафизические предложения? Карнап считает, что это происходит из-за неправильного понимания языка, его неопределенности и двусмысленности. Так, глагол «есть», который является связкой, понимается как предикат. Большую роль играет потеря словами смысла в новом употреблении. Например, слово «начало» означает первый этап какого-то процесса, но употребляется и более неопределённо как основа, источник чего-то. В новом смысле у слова нет эмпирических критериев проверки. Карнап отвергает всю философскую традицию, связанную с метафизикой, от Гегеля до Хайдеггера. Философии остаётся лишь логический анализ понятий и предложений. Таким образом, от второго позитивизма сохранился интерес к опыту, пониманию его как первоосновы. Но добавился интерес к языку, правилам построения предложений, теории значений. 7Надо отметить, что понятие осмысленности у Карнапа очень узкое. В языке высказывание может иметь смысл и не отсылая к непосредственным данным опыта. В последствии такие случаи анализировали философы обыденного языка.
Специфика логического позитивизма состоит в том, что в качестве метода философствования выступает современная формальная математическая логика. "Логика есть сущность философии" - писал Рассел. «Философия, - утверждал Карнап,- это "логика науки"».
«Неопозитивизм одно из основных направлений буржуазной философии 20 в. Н. возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философо-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки,-- роли знаково символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и прочее.
Являясь современной формой позитивизма, неопозитивизм разделяет исходные принципы последнего, отрицая возможность философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе знания особые функции, которые не осуществляются специальнонаучным знанием. Противопоставляя науку философии, неопозитивизм считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Третируя классические проблемы философии как неправомерную «метафизику», Н. отрицает и постановку основного вопроса философии об отношении материи и сознания.»
3. Принцип верификации в позитивизме.
Для доказательства научности теорий используется верификация.
Верификация — процедура проверки истинных знаний. Она предполагает, что сложные предложения нужно разделить на протокольные. Истинность протокольных предложений абсолютно несомненна, так как соответствует наблюдаемой действительности. Форма протокольного предложения выглядит так: «NN наблюдал такой-то и такой-то объект в такое-то время и в таком-то месте». Сведение сложных предложений к протокольным называется редукцией. Таким образом, вся деятельность учёного сводится к проверке протокольных предложений и их обобщению. Основываясь на редукции. «Венский кружок» во главе с Р. Карнапом замахивается на создание единой научной теории — «Фундамент единой науки», то есть протокольные предложения которые держат науку наверху обобщения. В 40е — 50е годы эта теория будет пересмотрена на основе физики.
Ранние критики логического позитивизма говорят, что его основополагающие принципы не могут быть сами сформулированы таким образом, чтобы в них отслежиалась явная последовательность. Еще одна проблема заключается в том. что в то время как позитивные экзистенциальные утверждения («есть по крайней мере один человек») и негативные универсальные утверждения («не все вороны черные») позволяют определить четкие методы верификации (найти человека или нечерного ворона), отрицательные экзистенциальные утверждения и позитивные универсальные утверждения не поддаются проверке.
Универсальное утверждение, по всей видимости, никогда не может быть проверено: Вы не можете утверждать, что все вороны черные, пока не поймаете всех воронов, в том числе из прошлого и из будущего. Это приведёт к большому объёму работ по индукции в сочетании с верификацией и фальсификацией.
Ответ логических позитивистов первым критикам заключался в том. что логический позитивизм является философией науки, а не аксиомой системы, которая может доказать свою собственную последовательность. Во-вторых, теория языка и математической логики созданы для того, чтобы делать утверждения вроде «все вороны черные», то есть, объяснять факты как они есть на самом деле.
В 1929 г. Венский кружок анонсировал свою формулировку эмпирицистского критерия значения, ставшую первой в ряду таких формулировок. Венский кружок заявил: значением предложения является метод его верификации. А. Дж. Айер в своей книге "Язык, истина и логика" ввел в обиход англоязычного философского мира новую формулировку: непроверяемое положение познавательно бессмысленно. Положение должно быть или
а) аналитическим (более точно -- логически истинным или логически ложным), или
б) эмпирически проверяемым, или в) бессмысленным., т.е. не действительным положением, а псевдоположением. Заметим, что уже это означало изменение первой формулировки.
Очевидной реакцией на эти формулировки было бы возразить, что критерий логического позитивизма является самоопровергающимся: ибо сам по себе этот критерий не является: а) ни аналитическим (кроме, быть может, аналитически ложного), б) ни эмпирически проверяемым. Однако критика такого рода нанесла незначительный удар по логическому позитивизму и очень незначительно притормозила это движение.
Карл Поппер был известным критиком логического позитивизма, который опубликовал книгу «Logik der Forschung» в 1934 году (Логика научного открытия, опубликована в 1959 году). В этой книге он утверждал, что позитивистский критерий верификации является слишком строгим критерием для науки, и он должен быть заменен критерием фальсификации. Фальсификация − научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соответствие принятым в научном сообществе фундаментальным теориям Поппер считал, что фальсификация является лучшим критерием хотя науки, поскольку в данном случае не приходится прибегать к философским проблемам, связанным с проверкой индукцией, и это оправдывает научность теорий, которые не вписываются в рамки верификации.
Принцип верификации, предложенный позитивистами, предусматривал признание обладающими научной значимостью только те знания, содержание которых можно обосновать протокольными предложениями. Поэтому факты науки в доктринах позитивизма абсолютизируются, обладают приматом перед другими элементами научного знания, ибо, по их мнению они определяют содержательный смысл и истинность теоретических предложений.
Иными словами, согласно концепции логического позитивизма "существует чистый опыт, свободный от деформирующих влияний со стороны познавательной деятельности субъекта и адекватный этому опыту язык; предложения, выражаемые этим языком, проверяются опытом непосредственно и не зависит от теории, так как словарь, используемый для их формирования, не зависит от теоретического словаря".
Позитивистские традиции в западной философии науки.
К началу ХХ в. в западной философии начинают оформляться достаточно автономные и весьма специфические направления философской мысли, в рамках которых радикально отвергаются принципы классического философствования. К ним можно отнести позитивизм с его идеей «положительного знания» и требованием очищения философии от метафизических иллюзий (О. Конт. Г. Спенсер, Дж. Милль). Эволюция позитивизма и стремление адаптировать его методологические принципы к процессам бурного роста естественнонаучных знаний и прежде всего физики стимулировали появление новой версии позитивистской философии, которая обнаружила себя в начале ХХ в. как эмпириокритицизм с его идеями радикального эмпиризма (Э .Мах) и «критики чистого опыта» (Р. Авенариус).
Дальнейшее развитие позитивизма было связано с его трансформацией в неопозитивизм, который по праву претендовал на статус философии науки на протяжении нескольких десятилетий первой половины ХХ в. Усилиями таких его представителей. как Г. Фреге, Б. Рассел, Дж. Мур, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик и другие были разработаны различные методы логического анализа языка науки, исследованы проблемы значения, редукционизма, референции.
К середине ХХ века философия неопозитивизма исчерпывает свои эвристические возможности и начинает переживать состояние парадигмального кризиса. Своеобразной формой реакции на этот кризис явилось становление постпозитивистской философской науки (Т. Кун, П. Фейерабенд, К. Поппер, С. Тулмин и др.), а также концептуальное оформление аналитической философии как своеобразной реализации «лингвистического поворота» в западной философии (П. Стросон, Х. Патнэм, М. Даммит. Дж. Серл и др.).
Начало ХХ в. ознаменовалось развитием и обоснованием феноменологической философии, которая благодаря активной и плодотворной деятельности ее основателя Э. Гуссерля вооружила философию принципиально новым методом анализа сознания и различных его состояний. Феноменология стала одним из наиболее авторитетных и распространенных направлений постклассической философии на Западе и усилиями Р. Ингардена, А. Шютца, М. Шелера была существенно развита и апплицирована на область социологии, этики, психологии и других наук. Феноменология – это философское течение, главным направлением которого является стремление освободить философское сознание от натуралистических установок, достичь в области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные параметры познания, изначальные основы познавательной деятельности. Коротко феноменологию можно определить как науку о предметах опыта.
Значительную роль феноменология сыграла также в становлении и конституировании экзистенциализма как философии существования или «аналитики человеческого бытия». Бытие, время, свобода – эти и многие другие проекции человеческого существования явились предметом глубоких и тонких размышлений в трудах М.Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю и многих других представителей философии экзистенциализма. Критика картезианского рационализма в истолковании человека и подлинно экзистенциальная его интерпретация отличали в этот период не только профессиональных философов, но также представителей широких кругов европейской интеллигенции, писателей, художников (М. де Унамуно, Х. Ортега-и-Гассет, С. де Бовуар).
Заключение
Позитивизм с самого своего возникновения сформулировал программу, принципиально открывающую возможность дополнения ее почти всем, чем угодно. Почти – это значит всем, за исключением метафизики.
Пожалуй, как раз в философии, и именно позитивистами, была не только предложена, но и реально воплощена в жизнь одна из важнейших методологических новаций XX века: в основание теоретической конструкции следует класть не серию предписывающих законов, а некое минимальное множество принципов запрета. Этот новый подход предполагал радикальный отказ от жесткого детерминизма – одного из краеугольных камней традиционного рационализма; к тому же он отвечал и демократическим умонастроениям либерального буржуазного общества: может быть все, что не запрещено, и число запретов при этом должно быть, по возможности, минимальным.
В своем противоборстве с идеалистической метафизикой позитивизм, конечно же, сам оставался идеализмом, при всей приверженности к естествознанию. Концепция «позитивной религии» О. Конта вовсе не была непоследовательностью, а совсем даже наоборот – ведь в ее основании лежала вера в силу человеческой идеи, в могущество «человека разумного», который, превратив знание в силу, свободно преобразует и облагораживает мир.
Расцвет лингвистической философии в ее классической форме относится к 50-м и началу 60-х годов. Затем, даже у ее наследников происходит возвращение к содержательным проблемам онтологии, философии науки и теории познания под углом зрения исторической подхода, к герменевтике и к этике. Более того, философия второй половины столетия, в ее главных тенденциях, все меньше поддаете классификации на сравнительно четко специализированные школы, течения и направления. В ней, аналогично тому, что происходило сфере естествознания и социальных наук, самые значительные успехи достигаются «на стыках» ранее сформировавшихся подходов. И даже более того: философы, подобно ученым-математикам и ecтествоиспытателям, все чаще начинают развивать «прикладные» разделы философии, применяя свои методы и знания к решению конкретны вопросов техники, политики, образования и пр. Однако позитивистская традиция вовсе не умирает; скорее, она входит в состав нового философского мышления как неявная, часто само собой разумеющаяся предпосылка.
Литература
Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебн. – М.: Высш. шк., 2001, стр. 50 – 69, 205 – 290.
Грядовой, Д. И. Философия: учебное пособие / Д. И. Грядовой. – Москва: Щит–М, 2013. – 381 с.
Канке, В. А. Основы философии: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2014. – 287 с.

Приложенные файлы

  • docx 11033440
    Размер файла: 37 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий