Симфоническое творчество Бородина 1 часть


Симфоническое творчество Бородина . Симфония №2 «Богатырская», характеристика и разбор 1 части
Бородин симф творчЭтот жанр - симфонияНе менее важен чем оперыПервая симфония в 1867 Симфониям Бородина свойствено: спокойный м величавый тон музыки, некоторая картинность музыкального языкаЗа основными муз темами и их развитием стоит скрытая событийность Бородин задумал 3 симфонииЗакончил только двеЕсть еще 1 симф пьеса - "в средней Азии"Законченные симфонии - четырехчастные симфоничееи циклыКлассическое построение симфонии, и вместе с тем естьи. Свои нюансы:1. Часть скерцо находится на втором месте сразу после сонатного аллегро (это от 9 симфонии Бетховена )Получается чайковский и бородин определили два пути развития русской симфонии 2-й половины 19-го и начала 20-го века Глазунов, Прокофьев - Бородинские( эпические) Шостакович и Танеев - Чайковский (лирико драматические) На симф бородина оказал большое влияние язык Руслана со своими восточными мотивами, так же повлияли симфонические поэмы Листа , краска романтического языкаДо князя в 1863-1867 годах писал первую симфониюВ ней сложился тип симфонии Бородина- форма цикла, гармонический язык с побочными тонами и аккордами, использовал разнообразные ритмические рисункиМ бемоль мажор Вторая симфония -"боготырская" так назвал СтасовВ кучке "славянская героическая"После огромного успеха первой сразу стал писать вторуюЗакончил в 1876 Вторая симфония абсолютно самостоятельная - сложился симфонический стиль бородинаСи минорПриобрел законченный облик героико эпический сиифлнизм- обращение к тематизму в народном духе Протяжные песенные темы, раскачивание интонации по 4 и 5, - лирика_ изящные хроматические темы напоминающие восточные танцы из князя игоряБородин. Богатырская симфония.
Симфонии Бородина основаны на национальных мотивах. Название – Стасов. Здесь - синтез русского и восточного. Си минор, завершается в си мажоре. Симфония «Богатырская» состоит из 4х частей. 4 часть – скерцо. Симфония складывается из ряда картин. Симфония №2. 1ч. – сонатное allegrohmoll. 2ч. – скерцо hmoll, Fdur. 3ч. – сонатная форма Desdur. 4 ч.- сонатная форма, Hdur. Как всегда, в каждой части присутствует сонатная форма. Вторая часть скерцо в сложной трехчастной форме, но крайние части - сонатная форма без разработки. В цикле характерно чередование 2х типов драматургии: 1 и 3 часть относительно неторопливые и сложные по драматургическому процессу, детализированы; 2 и 4 части быстрые, стремительные, драматургический штрих более крупный, принципиальных событий не возникает, светлое мажорное настроение. Т.е. развитие идет все время, от сложного к светлому. Второй вариант еще более светлый - 3 и 4 части мажорные. Многие фрагменты брал из своих опер.
1 часть
Самая сложная по драматургии. Конфликтный характер. Конфликтные отношения развертываются на разных масштабных уровнях: уровень всего сонатного аллегро (соотношение партий), уровень тем, уровень интонаций - везде контрасты. Например, в экспозиции все партии контрастны, плюс внутри каждой партии свой контраст. Поэтому процесс очень сложный. Контрастность определяется в ГП 1 части. 2 этапа развития: разработка и кода.
Экспозиция
ГП. 1я версия – тема русских богатырей, 2я версия – тема восточной пытки. Тема сразу представлена в двух контрастных элементах. 1 элемент – музыка громкая, октавные унисоны в миноре, резкие остановки, сами мотивы с хроматическими интонациями, подчеркивается переменность III ступени (половинная длительность # и бекар) – восточный оттенок; но с другой стороны типичная романтическая европейская интонация. Связь с концертом листа Esdur. Элемент напряженный.2 элемент – музыка более динамичная. Ddur напряженный, хроматический бас. Тема охватывает большой диапазон звучания. В аккорде акцентируется терция, подчеркивает светлый характер. После изложения 2 темы возвращаются мотивы из 1й. конец 2й на доминанте к hmoll. Аккорд Fisdur перебивает развитие минорных мотивов 1 темы: 2 элемента вместе – одно предложение 1го периода.TempoI – 2е предложение. Изменяется гармонический план. 2 элемент в Cdur (Animatoassai) – из него появляется новое тематическое образование (более динамичное, легкое, взволнованное, затактовые мотивы). 2е предложение заканчивается богатырскими сопоставлениями. Внешне похожи на прошлые, но тема дается в увеличении (четвертные длительности); другие аккорды (неопределенный hmoll, доминантовый лад).СП.новая картина. Сопоставляется более спокойная и резкая, решительная музыка. Спокойно звучит 1 элемент ГП. 2 элемент – динамичный, яркий, в басу нисходящий хроматические интонации, расходящееся движение, в конце 4 разных оборота (S,D по Ddur, отклонение в Fdur, Hdur, S,D по Ddur) - напряженный гармонический план. ПП – первая половина спокойная. Начало сильно выделено. Pocomenomosso, меняется размер на 3/2. Музыка лирическая, национально-характерные интонации (лирические песни), трихордовые интонации, музыка напоминает женские хоры, мелодия плавная, скачки на певучую сексту. Особый плавный характер придает гармонизация – D к Ddur, D к Adur. Тема развивается снизу вверх (подчеркивает светлый характер). 2я половина – контрастная. Pocoaccelerando. Тема упругая, энергичная, ее изложение напоминает музыку ГП (2 элемент). Энергичные скачки усиливаются, пульсация напористая. Animatoassai – перебивают друг друга мотивы ГП и ПП ( на 4/4 – ГП, на 3/2 из ПП, побеждает тема ГП в доминантовом Ddur).ЗП – движение останавливается, pesante. Соотношение спокойной и напряженной музыки. 3х частная структура. Сначала спокойная, затем более напряженная и снова более спокойная. 1 раздел – более активный, мотивы ГП в разных регистрах. Есть контрапункт с хроматическими интонациями. После pesante все замирает, из ГП в увеличении с новой гармонизацией (малый с ум56 в гарм. Ddur). Мотивы из ПП ( бас – соль, ля, си бемоль, ля, соль). Мотивы тут содеиняются в единое целое. Каденционный оборот в DdurIIIT.
РАЗРАБОТКА. Сближение образов. Активная. Начинается с перехода. Восстанавливается динамика процесса – pocomenomosso. Развиваются мотивы ГП (Bdur, Esdur) в piano. Останавливается все на D к Bdur. Animatoassai – 1 раздел. Музыка очень динамичная. Подхватывает 2ю половину ПП. Столкновение тут – битва, из-за ритма – имитирует скачку (остинато-ритм). В басу мелодические мотивы из ГП и ПП – сближаются. Тональности – Bdur, Asdur, Gesdur. 2 раздел – еще одно animatoassai. Desdur. Одинаково активно и громко звучат 2 элемент ГП и материал ПП. Marcato -1 мотив ГП вытесняет ПП. Сопоставляются мотивы в верхнем и нижнем регистре; Es, As, D к cmoll, D к hmoll; остинато ритм в басу. Когда Д к hmoll – начинается предъикт к репризе. Большое cresh. ГП развивается в hmoll и только от ноты фа. Сохраняется остинатный ритм, сопровождается нисходящими интонациями, звучит всё драматично. Реприза – драматизирована. Allegro. TempoI. ГП сократилась в 2 раза (только второе предложение, нет Ddur). 1 элемент в увеличении (четверти) – его развитие идет 3 строчки. СП нет. Pocomenomosso – ПП. Esdur (соотношение ум4). Тема ПП в лирическом варианте особенно утонченно звучит плюс играют деревянно-духовые. Затем Cdur. 2я половина изменена, теперь 2я разработка pocopiuanimato – в нижнем регистре активные мотивы из ПП. В верхнем регистре - мотивы их ГП. Плясовой характер. Используются секвенции – Д к Cdur, отклонение в emoll, gismoll, Hdur. Animatoassai – динамический раздел, столкновение как в экспозиции. ППвHdur. КонецвHdurpocopiuanimato. Кода и ЗП одновременно. Кода очень активная, разрабатываются первые мотивы из ГП – соединение с риторической фигуры, нисходящее хроматическое движение. Сначала развитие – полифоническая разработка мотивов: agitato – отдельное развитие хроматических интонаций. Заканчиваются оборотами в Hdur. В самом конце 1 элемент в большом увеличении (половинные).

Приложенные файлы

  • docx 11072273
    Размер файла: 18 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий