Курс лекций (Автокад)

РАЗДЕЛ УМКД
Конспект лекций (в электронном и бумажном виде)
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА (АВТОКАД)
Автор________________ доц. Чиченева Ольга Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ




13 TOC \o "1-3" \u 14
Лекция №1 13 PAGEREF _Toc165963029 \h 14415
1.1. История развития компьютерной графики и области ее использования. Основные категории графических систем. Классификация систем автоматизированного проектирования (САПР). 13 PAGEREF _Toc165963030 \h 14415
1.2. САПР AutoCAD; начало работы и главное меню; экранное изображение (зоны) графического редактора; ввод координат; объектные привязки. Отображение чертежа на экране. 13 PAGEREF _Toc165963031 \h 14515
Лекция №2 13 PAGEREF _Toc165963032 \h 141515
2.1. Примитивы как элементы чертежа: отрезок, круг, дуга, полилиния, эллипс, кольцо, многоугольник, штриховка, фигура, полоса, эскиз, текст, точка. 13 PAGEREF _Toc165963033 \h 141515
Лекция №3 13 PAGEREF _Toc165963034 \h 143215
2.2. Примитив “Нанесение размеров”: линейные размеры, угловые размеры, радиальные размеры для дуг и окружностей, средства настройки. 13 PAGEREF _Toc165963035 \h 143215
2.3 Общие свойства примитивов: текущий цвет, текущий тип линий, текущий слой, текущая система координат, размер и место расположение видимой части чертежа, панорамирование. 13 PAGEREF _Toc165963036 \h 143915
Лекция №4 13 PAGEREF _Toc165963037 \h 144415
3.1. Выбор объектов редактирования: рамка, последний примитив, текущий набор, секущяя рамка. 13 PAGEREF _Toc165963038 \h 144415
3.2. Команды редактирования: перемещение, копирование, поворот, изменение размеров существующих примитивов, подобие, размещение копий примитивов, деление примитивов на равные части, изменение свойств примитивов, удаление, сопряжение двух объектов, вычерчивание фасок, редактирование полилинии. 13 PAGEREF _Toc165963039 \h 144515
Лекция №5 13 PAGEREF _Toc165963040 \h 146015
4.1. Подготовительные действия: задание формата, задание режимов рисования, создание слоев, нанесение и заполнение основной надписи. 13 PAGEREF _Toc165963041 \h 146015
4.2. Создание чертежа: определение месторасположения проекций, нанесение осевых линий, построение чертежа, нанесение штриховок, резьб и размеров. Сохранение чертежа. 13 PAGEREF _Toc165963042 \h 147115
Лекция №6 13 PAGEREF _Toc165963043 \h 147215
5.1 Краткое описание возможностей языка программирования AutoLISP. Переменные: системные переменные AutoCAD; переменные AutoLISP; тип данных AutoLISP; выражения AutoLISP. Функции присвоения. 13 PAGEREF _Toc165963044 \h 147215
5.2 Математические функции AutoLISP. Работа со строками; функции преобразования; проверка типов данных. Логические функции AutoLISPa. Использование функций GET для ввода данных. Ввод данных в командную строку. 13 PAGEREF _Toc165963045 \h 147715
5.3 Написание программы на AutoLISPе: этапы создания программы; постановка задачи; выбор средств AutoCADа. Структура программы: секция ввода данных; секция вычисления промежуточных и вспомогательных параметров; секция отрисовки детали. 13 PAGEREF _Toc165963046 \h 148315
5.4. Отладка программы. Наиболее частые ошибки и их исправление. 13 PAGEREF _Toc165963047 \h 148415
Лекция №7 13 PAGEREF _Toc165963048 \h 148715
6.1. Пользовательские системы координат. 13 PAGEREF _Toc165963049 \h 148715
6.2. Работа с изображением на экране. Пространства модели и листа. Компоновка чертежа для вывода на печать. 13 PAGEREF _Toc165963050 \h 148915
Лекция №8 13 PAGEREF _Toc165963051 \h 149615
6.3. 3D-технология построения чертежа. Типовые объемные тела: призма, цилиндр, конус, сфера, тор, клин. Построение тел выдавливанием и вращением. Разрезы, сечения. 13 PAGEREF _Toc165963052 \h 149615
6.4. Редактирование тел: поворот, зеркало, массив. Модификация тел: объединение, вычитание, пересечение. Штрихование плоскостей при 3D-моделировании. Удаление скрытых линий. 13 PAGEREF _Toc165963053 \h 149915
15

Лекция №1
В «Программе» данной лекции соответствуют п.п. 1.1 и 1.2.

1.1. История развития компьютерной графики и области ее использования. Основные категории графических систем. Классификация систем автоматизированного проектирования (САПР).

Днем рождения машинной графики (МГ) можно считать день получения незатейливых рисунков на устройствах для получения твердых копий (телетайп, АЦПУ). Построенная в МТИ в 1950г. ЭВМ “WHIRLWIND” была оборудована выходными дисплеями на ЭЛТ (как для оператора, так и для кинокамеры - с целью получения твердой копии, что позволяло значительно экономить машинное время, которое бы шло на вывод результатов в табличной форме).
Различают “пассивную” машинную графику и интерактивную (interactive - диалоговый) МГ (которую для краткости называют интерактивной графикой).
ПАССИВНАЯ МГ включает в себя технические средства, которые обеспечивают создание графических изображений и работу с ними.
ИНТЕРАКТИВНАЯ МГ (ИМГ) представляет собой важный раздел МГ, позволяющий пользователю динамически управлять содержанием изображения, его формой, размерами и цветом на экране дисплея с помощью интерактивных устройств взаимодействия, например, клавиатуры.
Началом современной интерактивной графики принято считать диссертационную работу САЗЕРЛЕНДА, выполненную в 1963 году и посвященную графической системе SKETCHPAD (sketch - эскиз, набросок; pad – блокнот) Система SKETCHPAD может служить первым удачным примером системы, в которой пользователю предоставлялась возможность взаимодействия с ЭВМ естественным образом и достаточно продуктивно.
80-ые годы являются очередной вехой в развитии ИМГ. Резкий скачок связан с улучшением качества и снижением стоимости графического оборудования.
Если проанализировать всю современную сферу приложения ПЭВМ, то можно выделить несколько основных категорий графических систем:
Графические системы домашнего назначения - это игры, развлекательные системы, снабженные несложным устройством генерации звуковых сигналов.
Системы представления данных в графическом виде (PresentationGraphics), которые характеризуются использованием графической технологии для представления данных в виде, облегчающем понимание их соотношений и характеристик. Особое внимание в таких системах уделяется графическому выводу, в каком бы виде он не формировался: отображение на экране, создание слайдов, получение твердой копии.
Системы инженерной графики, позволяющие решать технические задачи из области автоматизированного проектирования и производства. В настоящее время в мире существует весьма обширный рынок программных и аппаратных средств в области автоматизации проектирования, технологической подготовки производства и собственно производства.
Существует немало классификаций, относящихся к САПР, с помощью которых можно каждую систему поставить в ряд себе подобных или выделить среди аналогов по тем или иным показателям.
Часто подобные системы обозначают английской аббревиатурой:
CADD - computer-aided design and drafting - проектирование и черчение с помощью ЭВМ;
CAE - computer-aided engineering - решение инженерных задач с помощью ЭВМ;
CAM - computer-aided manufacturing - САПР, включая численный контроль, робототехнику и другие применения ЭВМ на производстве;
CIM - computer integrated manufacturing - интегрированные системы САПР.

Рынок графических систем персональных ЭВМ достаточно широк. Только в нашей стране хорошо известны такие графические системы как CherryCAD, Компас, Базис, VersaCAD, Micrjsystem, MicroCADAM и пр. Но самой популярной является AutoCAD.

1.2. САПР AutoCAD; начало работы и главное меню; экранное изображение (зоны) графического редактора; ввод координат; объектные привязки. Отображение чертежа на экране.

AutoCAD не должен рассматриваться как мода сегодняшнего дня. Это не продукт - это целостная концепция. Это глубоко эшелонированная индустрия конвейерного программирования.
Фирма AutoDesk представила AutoCAD на рынок в 1983 году и сегодня в мире зарегистрировано более 2000 прикладных программных продуктов, ориентированных на использование практически во всех сферах человеческой деятельности. Сегодня AutoCAD обеспечивает 72,3 % мирового рынка САПР на PC.
Можно говорить о количестве пользователей AutoCAD, объеме его ежегодных продаж, географии дилерских контор фирмы. Но для профессионала более убедительным будет тот факт, что обменный файл AutoCAD (формат .DXF) является фактическим стандартом не только для графических систем всех персональных ЭВМ, но и для графических систем многих рабочих станций.
Одним из главных достоинств системы AutoCAD является его открытость, что позволяет с ее помощью или в совокупности с ней создавать многочисленные программные приложения. Конечные пользователи этой системы и ее сервисного окружения имеют гибкую, модульную систему, легко настраиваемую и перенастраиваемую в зависимости от нужд. При этом ядро остается неизменным.
Графический пакет AutoCAD предназначен для автоматизации чертежно-графических работ.
AutoCAD способен в соответствии с указаниями пользователя точно и быстро сгенерировать чертеж, исправить ошибки и внести необходимые изменения без перечерчивания всего чертежа.
Чертеж в системе AutoCAD - это файл, содержащий описание графического изображения в специальном формате. Описание графического объекта содержит некую геометрическую информации, например, координаты точек и вспомогательную - тип и цвет линии, тип и цвет маркера и пр.
Запуск AutoCAD выполняется либо через меню ПУСК системы Windows или указанием на соответствующую иконку на рабочем столе (примеры иконок см. 13 REF _Ref165959069 \h \* MERGEFORMAT 14рисунок 115.1).


Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14115.1. Примеры иконок системы AutoCAD различных версий.

После загрузки графического редактора экранное изображение выглядит следующим образом (13 REF _Ref165959243 \h \* MERGEFORMAT 14рисунок 1.215):
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рисунок 1.13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14215. Экранное изображение и зоны AutoCAD.

Можно выделить четыре функциональные зоны:
Рабочая зона (поле чертежа) - занимает большую часть экрана и предназначенная для создания, редактирования и просмотра чертежей. В рабочей зоне постоянно присутствует так называемое перекрестие из двух линий - вертикальной и горизонтальной. Точка их пересечения используется для задания характерных точек рисунка и может двигаться по экрану. Такое перемещение осуществляется клавиатурным путем или более удобным для пользователя устройством типа мыши. На мыши имеются кнопки, с помощью которых можно управлять выбором какого-либо действия. Мышь так же позволяет выбирать необходимый пользователю режим работы. В версиях AutoCAD 2000 и выше правая клавиша мыши позволяет обращаться к меню команды или к меню выбора наиболее часто используемых команд.
Главное меню расположено в верхней части экрана и содержит все команды системы. Если после имени пункта меню изображена стрелка – это говорит о том, что у этого пункта меню есть подменю. Если после имени пункта меню стоит многоточие – это значит, что обращение к данному пункту меню приведет к выводу на экран диалогового окна. На 13 REF _Ref165959344 \h \* MERGEFORMAT 14рисунке 1.315 изображен пример обращения к одному из пунктов главного меню.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рисунок 1.13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14315. Обращение к пункту Draw главного меню AutoCAD.

Пиктографические меню – меню, состоящие из пиктограмм (значков). Каждая пиктограмма представляет собой схематичное изображение команды AutoCAD и наведение на нее курсора мыши с последующим нажатием левой клавиши мыши приводит к обращению к команде. Если на пиктограмму навести курсор мыши, но клавиши не нажимать, то высветится название команды, к которой можно обратиться при помощи данной пиктограммы. Все пиктографические меню компонуются по какому-либо общему признаку. Например, команды рисования, команды редактирования, команды работы с изображением на экране и т.д. Для открытия пиктографических меню необходимо обратиться в главное меню View (Вид), выбрать в нем подменю Toolbars (Панель инструментов) и в открывшемся диалоговом окне поставить флажок напротив необходимого меню. В результате на экране появится выбранное меню. Чтобы переместить его на другое место необходимо навести курсор мыши на область с названием и, удерживая левую клавишу мыши переместить меню в нужное место.
Экранное меню - меню, расположенное на экране справа, содержит все имеющиеся в системе команды. Выбор любого из пунктов вызывает на экран подменю следующего уровня. Пункты, отмеченные двоеточием, - это команды, пункты без отметок - группы команд. Сами команды находятся в подменю второго и даже третьего уровня. Выбор самой верхней строки - AutoCAD - всегда приводит на первую страницу меню. Выбор строк (пунктов, подпунктов) меню осуществляется либо «мышью», либо при помощи стрелок на клавиатуре. Экранное меню
Строка состояний расположена в нижней части экрана и предназначена для отображения текущих режимов работы системы и координат перекрестия курсора.
Командная строка расположена над строкой состояний и служит для отображения координат перекрестия курсора, ввода команд и выдачи подсказок. Отображением координат перекрестия курсора управляет клавиша . Последовательное нажатие клавиши F6 дает три разных режима:
- абсолютные координаты перекрестия курсора;
- координаты последней указанной точки, полученной при последнем нажатии левой клавиши мыши;
- полярные координаты текущего положения курсора относительно первой точки.
Команды. AutoCAD имеет развитую систему команд. Вводить команды можно с клавиатуры или выбирать из меню. Большинство команд системы AutoCAD имеют несколько опций и для своего выполнения требуют введения одного или нескольких параметров, характеризующих объект. Команды имеют следующий формат, который отображается в командной строке:

Команда
опция 1 / опция 2/ . . . ./ < Значение по умолчанию >:

При этом можно сразу же ввести ответ на запрос по умолчанию или же выбрать в меню (или указать с клавиатуры) нужную опцию. Если система запрашивает какой-либо параметр, то имя этого параметра выводится в командную строку и после него ставится двоеточие, обозначающее готовность системы принять значение этого параметра. Если ответ на сообщение неправильный, то раздается звуковой сигнал, а в командной строке выводится сообщение об ошибке, после чего система повторно выводит сообщение и дает возможность снова ответить на данный запрос команды.
Диалоговое окно служит для просмотра или установки одновременно нескольких параметров, которые представлены на экране в удобной табличной форме. Пример диалогового окна дан на 13 REF _Ref165959402 \h \* MERGEFORMAT 14рисунке 1.415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рисунок 1.13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14415. Диалоговое окно для изменения стилей размеров.

Это структура графического экрана, но в системе существует еще и текстовой экран, в котором отображаются только строки диалога. Переход из графического экрана в текстовой и наоборот выполняется функциональной клавишей .
Общение с системой происходит посредством команд. Условно можно выделить два режима работы AutoCAD - режим выполнения и ожидания команд. В режиме ожидания в зоне командной строки появляется подсказка: “Command:”.
AutoCAD обладает гибкой структурой команд, что позволяет выполнять команды в любой последовательности. Ввод команд осуществляется набором с клавиатуры или выбором из меню.
Прямым способом вызова команды является набор имени команды с клавиатуры и фиксация этой команды клавишей .
Прерывание выполнения любой команды происходит при нажатии клавиши .
Команды имеют простую и ясную мнемонику и легко запоминаются, составляя подмножество естественного языка. В системе AutoCAD имеется более 120 основных команд и большое количество дополнительных. Большинство этих команд связано с выполнением конкретных действий по черчению, редактированию, нанесению размеров, изменению текущих настроек и пр. Дружественный интерфейс системы AutoCAD не требует зубрежки имен команд: все команды могут быть вызваны с помощью меню.
Меню - это иерархическая структура, позволяющая быстро найти нужную команду. Любая из 120 команд может быть выбрана из меню самое большое за четыре шага. Система меню организованна таким образом, что однотипные команды (например, команды отрисовки примитивов) располагаются в одном подменю. Подменю может включать в себя не только стандартные команды AutoCAD, но и другие подменю, более низкого уровня.
Параметрами команды могут быть ключи (опции), определяющие режим работы, координаты точек, необходимые для ее выполнения, и различные численные значения (например, углы, расстояния и т.д.). Ключи команды, после выбора ее в экранном меню, отображаются в области экранного меню.
Поясним сказанное на примере команды LINE - нарисовать отрезок. Эта команда находится в подменю DRAW главного меню. В командной строке появляются запросы после выбора команды LINE:
From point:- начало отрезка;
To point: - конец отрезка.
Далее циклический запрос “To point:” означает конец следующего отрезка, при этом за его начало берется конец предыдущего отрезка.
Если необходимо завершить вычерчивание отрезка или ломанной, то на очередной запрос системы “To point:” необходимо ответить нажатием клавиши или использовать правую клавишу мыши.
При работе с командой LINE можно использовать следующие ключи:
Close - замкнуть ломанную;
Undo - отменить последний отрезок;
Continue - совместить начало отрезка с концом предыдущего
(аналогично ответу на запрос “To point” ).
Для ввода ключей можно использовать как экранное меню или меню, вызываемое правой клавишей мыши, так и клавиатуру. При использовании клавиатуры достаточно вводить только часть ключа - выделенную большими буквами.
Ввод координат в графическом редакторе AutoCAD возможен двумя способами:
- непосредственно с клавиатуры путем задания численных значений;
- с использованием графического курсора, который перемещается с помощью манипулятора типа мышь.
Ввод с клавиатуры. Определить точку можно с клавиатуры, задав через запятую в ответ на подсказку:
- ее абсолютные декартовы координаты;
point [точка]: 15,3
- ее относительные декартовы координаты (символ “@” означает, что координаты последней введенной точки определяют начало текущей системы координат );
point [точка]: @28,34
- ее относительные полярные координаты (относительно предыдущей точки) по формату “@расстояние<угол”;
point [точка]: @50<45
Ввод с помощью мыши. Ввод значений происходит при нажатии кнопки “выбор”. В информационной строке происходит отображение ( - переключатель) текущих значений координат перекрестия курсора.
Для удобства ввода можно использовать различные режимы рисования:
- ORTHO (ОРТО) - включает режим рисования отрезков и перемещения примитивов только параллельно осям текущей системы координат. Режим ORTHO включается и выключается клавишей или в строке состояний двойным щелчком мыши.
- SNAP (ШАГ) - позволяет привязывать все указания точек к узлам воображаемой сетки с заданным интервалом, другими словами, можно задавать шаг перемещения курсора. Определив шаг, можно точно задать точку с нужными координатами, однако для того, чтобы задать точку, которая не попадает в узел сетки, нужно отключить шаг. Включение/выключение шага можно осуществить с помощью клавиши или в строке состояний двойным щелчком мыши.
- OSNAP (ОБЪЕКТНАЯ ПРИВЯЗКА) - привязка к различным точкам уже созданных объектов. Переход к объектным привязкам осуществляется в экранном меню по средствам пункта <****>, который присутствует во всех подменю или при помощи пиктографического меню Object SNAP (13 REF _Ref165959463 \h \* MERGEFORMAT 14рисунок 1.515).


Рисунок 1.13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14515. Пиктографическое меню Object SNAP.


Объектная привязка.
OSNAP (ПРИВЯЖИ) - сокращение от “Object SNAP” (”Объектная привязка”) - позволяет автоматически находить характерные точки объектов (конечные точки середину отрезка, центр дуги, точку касания и т.п.).
Поскольку процесс конструирования неотделим от точных геометрических построений и их нельзя выполнять, используя простые указания точек на рабочем поле чертежа, для этого в AutoCAD существует специальное средство - объектная привязка. Подобно тому, как шаговая привязка позволяет находить точки, строго лежащие на координатной сетке, объектная привязка позволяет находить характерные точки примитивов.
Если активизирован механизм объектной привязки, то к обычному изображению курсора на экране дисплея в виде перекрестия прибавляется так называемый прицел в виде маленького прямоугольника. С помощью прицела осуществляется выбор требуемого графического примитива. Например, при соответствующем выборе параметра можно, указав прицелом на некоторую окружность, точно определить координаты ее центра.
Существует два режима объектной привязки - постоянный и одноразовый. Постоянный режим устанавливается в строке состояний двойным щелчком мыши, особенно полезна тогда, когда работа с рисунком предполагает многократное использование точек привязки. Задание режимов (режима) постоянной объектной привязки осуществляется при помощи команды Object Snap Settings, которая расположена в пиктографическом меню Object SNAP или в главном меню Tools (Инструменты).
Заданные режимы (режим) объектной привязки активизируется при каждом последующем выборе точек.
Одноразовый режим устанавливается командой <****> или при помощи пиктографического меню Object SNAP или написанием в командной строке на соответствующий запрос трех первых букв из названия объектной привязки.
Режимы объектной привязки имеют большое количество параметров:
CENter (ЦЕНтер) - определяет центр дуги или окружности;
ENDpoint (КОНточка) - находит ближайшую конечную точку отрезка или дуги;
INSert (ТВСтавки) - находит точку вставки блока, формы, текста;
INTersec (ПЕРесечение) - находит точку пересечения двух отрезков, отрезка и дуги, отрезка и окружности, двух окружностей;
MIDpoint (СЕРедина) - определяет середину отрезка или дуги;
NEArest (БЛИжайшая) - находит ближайшую к перекрестию курсора точку отрезка, дуги или окружности из тех, что попали в поле прицела;
NODe (УЗЕл) - привязка к примитиву “точка”, попавшему в поле прицела;
PERpendicular (НОРмаль) - определяет точку (отрезка, дуги или окружности), лежащей на нормали, проведенной из последней указанной точки к данному объекту;
TANgent (КАСательная) - определяет точку окружности или дуги, через которую можно провести к ним касательную из последней указанной точки;
QUAdrant (КВАдрант) - определяет ближайший квадрант указанных окружностей или дуги.
QUICK (БЫСтрая) - позволяет ускорить процесс выбора объекта привязки. Обычно просматриваются все объекты, попавшие в прицел, при выборе данного параметра просмотр прекращается, как только найден один объект, который позволяет построить точку;
NONE (НИЧего) - отмена объектной привязки.
Отображение чертежа на экране. AutoCAD располагает рядом средств, позволяющих масштабировать чертеж или его части на рабочем листе. Речь идет об изменении величины чертежа на экране, что никак не влияет на его действительный масштаб. Изменение масштаба изображения чертежа на экране выполняется командой ZOOM (ПОКАЖИ), которая расположена в подменю View главного меню.
Опции команды позволяют осуществлять следующие функции:
All (Всё) - на экран выводится содержимое листа в пределах лимитов, если элементы чертежа выходят за лимиты, на экран выводится весь чертеж;
Center (Центр) - задаются центр и высота листа для вида, который выводится на экран после указания требуемых параметров;
Dynamic (Динамика) - динамическое увеличение вида, позволяющее на всем пространстве чертежа передвигать и менять размеры специальной рамки, показывающей участок, который будет полностью выведен на экран;
Extents (Границы) - вывод одновременно всех объектов чертежа в максимально возможном масштабе;
Left (Левый) - вывод вида, для которого задается левый нижний угол и высота листа;
Previous (Предыдущий) - вывод на экран предыдущего вида;
Windows (Окно) - вывод вида, ограниченного рамкой, которая задается двумя диагонально-противоположными точками, и увеличивает его до размеров совпадения размеров рамки и границ рабочего чертежа.
Лекция №2
В «Программе» данной лекции соответствуют п.п. 2.1.

2.1. Примитивы как элементы чертежа: отрезок, круг, дуга, полилиния, эллипс, кольцо, многоугольник, штриховка, прямоугольник, эскиз, текст.

AutoCAD поддерживает набор графических примитивов, которые используются при построении чертежей. Графические примитивы - это заранее определенные элементы, которые можно ввести в чертеж одной командой. Примитивами являются отрезок, окружность, дуга, текстовая строка, точки и т.д.
Все команды отрисовки примитивов находятся в главном меню DRAW (Рисование). Наиболее часто используемые команды выведены в пиктографическом меню DRAW (Рисование). В пиктографическое меню можно добавить необходимые команды или удалить не нужные.
Рассмотрим кратко основные команды рисования. Более подробно все команды рисования рассматриваются на лабораторных работах.

LINE (ОТРЕЗОК)
Это один из наиболее простых и часто используемых примитивов. Отрезок определяется двумя точками, задавать которые можно любым из известных в AutoCAD способов:
вводом координат (абсолютных, относительных или полярных) с клавиатуры;
указанием точек прямо в поле чертежа графическим курсором с помощью «мыши» (можно использовать режимы SNAP, ORTHO, объектные привязки);
любыми комбинациями этих способов.
Команда LINE: (ОТРЕЗОК:) имеет следующий формат:

Command: LINE
Specify first point: указание точки 1
Specify next point or [Undo]: указание точки 2
Specify next point or [Undo]:

Команда: ОТРЕЗОК
Определите первую точку: указание точки 1
Определите следующую точку или [Отмена]: указание точки 2
Определите следующую точку или [Отмена]:

Последний запрос повторяется циклически, позволяя строить непрерывную ломаную линию. Завершить команду можно нажатием клавиши ENTER . Команда LINE: (ОТРЕЗОК:) имеет следующие опции:
Continue (Продолжи) - приводит к совмещению начала отрезка с концом предыдущего;
Close (Замкни) - соединяет текущую точку ломанной линии с первой и завершает действие команды;
Undo (Отмени) - отменяет последний отрисованный отрезок ломаной. Многократное использование этой опции приводит к последовательному стиранию отрезков ломаной линии.

CIRCLE (ОКРУЖНОСТЬ)
Окружность в AutoCAD можно отрисовывать пятью способами (13 REF _Ref166040796 \h \* MERGEFORMAT 14рисунок 2.115), которым соответствуют пять команд, расположенные в подменю CIRCLE коренного меню.
CEN,RAD (ЦЕН,РАД) - построение окружности по центру и радиусу (или точке принадлежащей окружности);
CEN,DIA (ЦЕН,ДИА) - построение окружности по центру и диаметру;
2POINT (2ТОЧКИ) - построение окружности по двум точкам, определяющим ее диаметр;
3POINT (3ТОЧКИ) - построение окружности по трем точкам не лежащим на одной прямой;
TTR (Кас Кас Р) - построение окружности заданного радиуса, касающейся двух графических примитивов;
TanTanTan (КасКасКас) – построение окружности касательной к трем примитивам.

Рисунок 2.1. Способы отрисовки окружности.

Точки при построении окружности вводятся любым известным способом. Что же касается радиуса или диаметра, то для ввода дополнительных точек следует иметь ввиду то, что:
указывать дополнительную точку можно и «мышью». При этом окружность отображается пунктирной линией на экране для визуального контроля;
если вводить величину радиуса или диаметра с клавиатуры, то окружность будет построена сразу без предварительной визуализации.
При обращении к любой из команд подменю CIRCLE в командной строке появляется следующий запрос:

Command: CIRCLE
Specify center point for circle or [3P/2P/Ttr (tan tan radius)]:

Команда: КРУГ
Определите центр окружности или [3Т/2Т/Ккр (касс касс радиус)]:

Если задана точка центра окружности (такой ответ является ответом по умолчанию), то следующий запрос предлагает указать размер окружности - диаметр или радиус (по умолчанию - воспринимается радиус):

Specify radius of circle or [Diameter]: D
Specify diameter of circle:

Определите радиус окружности или [Диаметр]: Д
Определите диаметр окружности:

2. Если выбран вариант построения окружности по двум или трем точкам, то необходимо будет на соответствующие запросы задать две или три точки по которым будет строиться окружность.

Если будет выбран вариант построения окружности TTR: (Кас Кас Радиус:), то запрос будет выглядеть следующим образом:

Specify point on object for first tangent of circle:
Specify point on object for second tangent of circle:
Specify radius of circle:

Определите первый объект касания окружности:
Определите второй объект касания окружности:
Определите радиус окружности:

При выборе объектов касания курсор приобретает форму квадрата увеличенных размеров (прицел). При помощи этого квадрата необходимо выбрать первый объект касания так, чтобы в прицел попала часть этого объекта, и щелкнуть левой клавишей «мыши». При этом выбранный объект на экране никак не отмечается, необходимо следить только за сообщением в командной строке.
Для построения окружности касательной к трем примитивам используется вариант построения TanTanTan (КасКасКас). Эта задача является частным случаем варианта построения 3POINT (3ТОЧКИ), при котором точки через которые проходит окружность задаются при помощи объектной привязки TANgent (КАСательная).

ARC (ДУГА)
Все команды построения дуги окружности находятся в подменю ARC главного меню. Дуги строятся из начальной точки против часовой стрелки. Осью отсчета углов считается ось ОХ текущей системы координат. Если можно провести две дуги с заданными параметрами, то AutoCAD выбирает ту, которая имеет наименьшую длину. Формат команды ARC (ДУГА) следующий:

Command: ARC
Specify start point of arc or [Center]: C
Specify center point of arc:
Specify start point of arc:
Specify end point of arc or [Angle/chord Length]: A
Specify included angle:

Команда: ДУГА
Определите начальную точку дуги или [Центр]: Ц
Определите центр дуги:
Определите начальную точку дуги:
Определите конечную точку дуги или [Угол/Длина хорды]: У
Определите центральный угол дуги:

При отрисовке дуги последовательно предлагается несколько способов построения дуги. В ответ на каждый запрос нужно либо задать точку любым из известных способов, либо ввести буквенный код, означающий выбор опции.
Буквенные коды команды следующие:
S - Start point - начальная точка дуги;
E - End point - конечная точка дуги;
R - Radius - радиус дуги (если значение радиуса положительное число, то строится дуга меньшей длины; если - отрицательное, дуга большей длины);
A - Angle - центральный угол дуги (если значение угла положительное, дуга строится против часовой стрелки; если - отрицательное, то - по часовой стрелке);
L - chord Length - длина хорды (если длина хорды положительное число, то дуга меньшей длины; если - отрицательное, то дуга большей длины);
D - starting Direction - начальное направление касательной (если значение угла, под которым наклонена касательная к оси ОХ, является положительным числом, то строится дуга меньшей длины; если отрицательное, то дуга большей длины).
На 13 REF _Ref166043051 \h \* MERGEFORMAT 14рисунке 2.215 представлены все возможные варианты отрисовки дуги и команды, которые позволяют осуществить данные построения.
В подменю ARC находится еще одна команда:
Continue (ПРОДОЛЖИ) - эта команда позволяет в качестве первой точки дуги взять конечную точку предыдущей (последней отрисованной) дуги или отрезка. Происходит построение дуги по варианту SED: (НКР:). При этом начальной точкой дуги и ее начальным направлением станут соответственно конечная точка и конечное направление последней заданной дуги или отрезка. Этот способ особенно удобен для построения дуги касательной к заданному отрезку.
По умолчанию принят вариант построения дуги по трем точкам - 3-point (3-точки).

13 EMBED AutoCAD-r13 1415

Рисунок 2.2. Варианты отрисовки дуги в AutoCAD

ELLIPSE (ЭЛЛИПС)
Построение эллипса осуществляется командой ELLIPSE (ЭЛЛИПС), которая расположена в подменю DRAW коренного меню. Эллипс можно построить одним из четырех способов (13 REF _Ref166043164 \h \* MERGEFORMAT 14рисунок 2.315):
по оси и полуоси;
по центру и двум полуосям;
по центру, длине полуоси и углу поворота воображаемого круга относительно плоскости построений;
по оси и углу поворота воображаемого круга относительно плоскости построений.
При построении эллипса длины осей и полуосей задаются координатами точек начала (центра) и конца отрезка. Формат команды следующий:

Command: ELLIPSE
Specify axis endpoint of ellipse or [Arc/Center]: C
Specify center of ellipse:
Specify endpoint of axis:
Specify distance to other axis or [Rotation]: R
Specify rotation around major axis:

Команда: ЭЛЛИПС
Определите первую точку главной оси или [Дуга/Центр]: Ц
Определите центр эллипса:
Определите первую точку главной оси:
Определите размер второй полуоси или [Поворот]: П
Определите поворот вокруг главной оси:
13 EMBED AutoCAD-r13 1415



Рисунок 2.3. Варианты построения эллипса

Эллипс в системе AutoCAD отрисовывается как двенадцатицентровый овал. Такая высокая точность построений иногда мешает - например, если необходимо при помощи объектной привязки построить касательную к эллипсу, то нужно постараться правильно указать предполагаемую точку касания, иначе есть вероятность попасть на другую дугу, на которой точка касания не будет найдена (привязка не воспринимает эллипс как единый объект).

POLYGON (МНОГОУГОЛЬНИК)
Данная команда находится в подменю DRAW главного меню и позволяет строить правильные многоугольники. Возможны три способа построения многоугольника:
по центру и радиусу описанной окружности;
по центру и радиусу вписанной окружности;
по длине стороны.
Формат команды следующий:

Command: POLYGON
Enter number of side <4>:
Specify center of polygon or [Edge]:
Enter an option [Inscribed in circle/Circumscribed about circle] : I
Specify radius of circle:

Команда: МНОГОУГОЛЬНИК
Введите количество сторон <4>:
Определите центр многоугольника или [Сторона]:
Введите опцию [Вписан в окружность/Описан вокруг окружности] <В>: В
Определите радиус окружности:

При отрисовке многоугольника по длине стороны необходимо задать две точки определяющие длину стороны (ответить на запросы: Specify first endpoint of edge: (Определите первую точу на стороне:) и Specify second endpoint of edge: (Определите вторую точку на стороне:)). В этом случае считается, что центр правильного многоугольника лежит слева по направлению движения от первой задаваемой точки ко второй.

DONUT (КОЛЬЦО)
Кольцо представляет собой две концентрические окружности. Поле между ними может быть закрашено или нет. Команда расположена в главном меню DRAW. Формат команды следующий:

Command: DONUT
Specify inside diameter of donut <0.5000>:
Specify outside diameter of donut <1.0000>:
Specify center of donut or [exit]:
Specify center of donut or [exit]: ENTER

Команда: КОЛЬЦО
Определите внутренний диаметр кольца <0.5000>:
Определите внешний диаметр кольца <1.0000>::
Определите центр кольца или [выход]:
Определите центр кольца или [выход]: ENTER

Последний запрос повторяется циклически до тех пор пока не будет нажата клавиша ENTER . Закраской кольца управляют системные переменные FILL ON (закраска включена) и FILL OFF (закраска выключена). Значения этих переменных можно изменять обращаясь к соответствующим опциям команды DONUT: (КОЛЬЦО:).
При помощи данной команды очень удобно выполнять построения окружностей с заданной шириной линии (13 REF _Ref166044693 \h \* MERGEFORMAT 14рисунок 2.415). Например, необходимо построить окружность с диаметром 20 мм и с шириной линии равной 1. В этом случае внутренний диаметр кольца равен 19 мм, а внешний диаметр кольца - 21 мм (ширина линии в диаметре учитывается дважды).





Dокружности




Dвнутренний Dвнешний




Рисунок 2.4. Построение кольца

PLINE (ПОЛИЛИНИЯ)
Полилиния представляет собой объект, состоящий из списка вершин (vertex) переменной (не определенной заранее) длины, который отображается как совокупность линейных и (или) дуговых сегментов, отрисованных между соседними вершинами. Полилиния обладает следующими свойствами:
полилиния воспринимается AutoCAD как один объект;
сегменты полилинии могут обладать шириной, причем начальная и конечная ширина может быть как равной, так и различаться;
Благодаря своим свойствам полилиния находит широкое применение. Наиболее часто полилиния применяется для отрисовки основных линий чертежа (ширина по ГОСТ равна от 0.8 до 1.5 мм), для создания замкнутых контуров под штриховку и др.
Для отрисовки полилинии применяется команда PLINE (ПОЛИЛИНИЯ), которая расположена в подменю DRAW коренного меню. Отрисовка любой полилинии (будь то прямая или дуга) начинается с указания точки начала полилинии. Формат команды следующий:

Command: PLINE
Specify start point:
Current line-width is 0.0000
Specify next point or [Arc/Close/Halfwidth/Length/Undo/Width]:

Команда: ПОЛИЛИНИЯ
Определите начальную точку:
Текущая ширина линии равна 0.0000
Определите следующую точку или [ДУга/Замкни/Полуширина/ДЛина/ОТМени/Ширина]:

Текущая ширина полилинии определяет ширину всех отрисованных сегментов до тех пор, пока не будет задана другая ширина.
У команды существует большое количество опций, управляющих режимами отрисовки. По умолчанию считается, что будет введена конечная точка линейного сегмента. В этом режиме команда PLINE (ПОЛИЛИНИЯ) внешне работает так же, как команда LINE (ОТРЕЗОК). Рассмотрим другие опции этого запроса:
Arc (Дуга) - переключает команду в режим отрисовки дуг, подсказка и опции которого будут рассмотрены ниже;
Close (Замкни) - вычерчивает прямолинейный (или дуговой, если включен режим отрисовки дуг) сегмент, замыкающий полилинию от текущей точки к начальной;
Length (ДЛина) - позволяет вычерчивать прямолинейный сегмент, заданной длины, продолжающийся в том же направлении, что и предыдущий (если предыдущий сегмент был дугой, то новый прямолинейный будет к ней касательным);
Undo (ОТМени) - удаление последнего из вычерченных сегментов полилинии; опцию можно повторять многократно, до удаления всех сегментов;
Width (Ширина) - позволяет задавать начальную и конечную ширину последующего сегмента; введенное значение начальной ширины берется как значение по умолчанию для конечной ширины, а значение конечной ширины берется как значение по умолчанию для начальной ширины следующего сегмента; при обращении к данной опции выдаются следующие запросы:

Specify starting width <0.0000>: 5
Specify ending width <5.0000>: 10

Определите начальную ширину <0.0000>: 5
Определите конечнаую ширину <5.0000>: 10

Halfwidth (Полуширина) - позволяет чертить сегмент с шириной, равной половине предыдущей.
Полилиния, так же как и кольцо может быть как закрашена, так и не закрашена. Закрашивание полилинии включается опцией FILL ON, а выключается опцией FILL OFF.
Если выбрать опцию Arc (Дуга), то команда переходит в режим отрисовки дуговых сегментов. При этом в командной строке выдается следующий запрос:

[Angle/CEnter/CLose/Direction/Halfwidth/Line/Radius/Second pt/Undo/Width]

[Угол/Центр/Замкни/Направление/Полуширина/ОТРезок/Радиус/Вторая/
ОТМени/Ширина]:

По умолчанию ожидается ввод второй точки дугового сегмента. Помимо уже рассмотренных опций, режим отрисовки дуг содержит и другие дополнительные опции:
Angle (Угол) - позволяет задать центральный угол дуги, после чего можно, как и при построении дуг, задать либо конечную точку (значение по умолчанию), либо радиус, либо центр;
CEnter (Центр) - позволяет задавать центр дуги, после чего можно задать либо угол, либо длину, либо конечную точку (значение по умолчанию);
Direction (Направление) - позволяет задать направление касательной в начальной точке дуги (по умолчанию дуга почти всегда строится по касательной к предыдущему сегменту);
Radius (Радиус) - позволяет задать радиус дуги, затем можно задать угол или конечную точку (по умолчанию);
Second pt (2ndPT) (Вторая точка) - позволяет строить дугу по трем точкам, для чего запрашиваются вторая и конечная точка дуги (первая точка дуги вводится при обращении к команде PLINE: (ПОЛИЛИНИЯ:));
Line (contline) (ОТРезок) - позволяет перейти в режим построения прямо- линейных сегментов полилинии.
При отрисовки дуговых сегментов полилинии нужно помнить, что, так же как и при построении дуги, такие параметры как центральный угол (angle), радиус и направление (direction) могут быть как положительными, так и отрицательными величинами.

RECTANGLE (ПРЯМОУГОЛЬНИК)
Данная команда позволяет построить прямоугольник, который задается точками, лежащими по диагонали друг от друга. При построении прямоугольника можно задать ширину линии (Width), выполнить в углах прямоугольника скругление (Fillet) или снять фаски (Chamfer). Формат команды следующий:

Command: RECTANG
Specify first corner point or [Champfer/Elevation/Fillet/Thickness/Width]:
Specify other corner or [Dimension]:
Specify length for rectangles <0.0000>:
Specify width for rectangles <0.0000>:
Specify other corner or [Dimension]:

Команда: ПРЯМОУГОЛЬНИК
Определите точку для первого угла или [Фаска/Уровень/Скругление/Толщина/Ширина]:
Определите другой угол или [Размер]:
Определите длину прямоугольника <0.0000>:
Определите ширину прямоугольника <0.0000>:
Определите другой угол или [Размер]:

TEXT (ТЕКСТ) и DTEXT (ДТЕКСТ)
Текст - это примитив AutoCADa, имеющий специальные свойства, такие, как: точку вставки текстовой строки, гарнитуру, масштабные коэффициенты отображения и значение текстовой строки (собственно текст). Введем такие понятия, как «шрифт» и «гарнитура».
Шрифт - это модель отрисовки символов, т.е. любая буква отрисовывается последовательными векторами, относительные длины и углы наклона которых заданы в файле определения шрифта.
Гарнитура - это характеристика отрисовки шрифта. Гарнитур может быть много и каждая имеет свое имя. Гарнитура включает в себя имя файла шрифта, высоту текста, степень сжатия/растяжения, угол наклона, направление отрисовки текста (слева направо или справа налево), ориентацию текста (вертикальный или горизонтальный) и другие параметры. Таким образом введение понятия гарнитуры позволяет создавать несколько видов одного и того же шрифта. Гарнитуру текста можно создать или изменить командой STYLE (СТИЛЬ), которая расположена в главном меню Format подменю Text Style.. Если в гарнитуре шрифта указана высота текста равная 0 (т.е. высота текста не фиксирована), то при каждом обращении к команде TEXT (ТЕКСТ) или DTEXT (ДТЕКСТ) необходимо установить высоту текста (исключение составляет опция aligned).
Для написания текста в AutoCADе существует две команды TEXT (ТЕКСТ) и DTEXT (ДТЕКСТ).
Команда DTEXT (ДТЕКСТ) (динамический текст) отображает текст на экране по мере его ввода и позволяет вводить несколько строк за один раз. Для обращения к команде надо в главном меню DRAW обратиться к подменю Text и выбрать вариант Single Line Text. Точку вставки новых строк можно прямо в процессе выполнения надписи указывать «мышью» на экране. Если вместо указания точки нажать клавишу ENTER , то начало новой строки будет располагаться ниже введенного предыдущего текста. При этом высота и угол поворота берутся равными их предыдущему значению.
Формат команды следующий:

Command: DTEXT
Specify start point of text or [Justify/Style]: J
Enter an option [Align/Center/Fit/Middle/Right/TL/TC/TR/ML/MC/MR/BL/BC/BR]:

Если не обращаться к опции Justify (Выравнивание), то в командной строке будут высвечены следующие подсказки:

Specify height <0.0000>:
Specify rotation angle of text <0>:
Enter text:
Enter text: ENTER

Команда: ДТЕКСТ
Определите начальную точку или [Выравнивание,Стиль]: В
Выберите опцию [ВЫровненный/Центр /ВПИсанный/Середина/ВПРаво/ВЛ/ВЦ/ВП,СЛ,СЦ,СП,НЛ,НЦ,НП]:

Определите высоту <0.0000>:
Определите угол поворота текста <0>:
Введите текст:
введите текст: ENTER

При ответе на первый запрос команды либо вводится начальная точка текстовой строки любым из известных способов, либо выбирается одна из опций, указывающая на способ размещения текста. Рассмотрим различные способы размещения текста в AutoCAD:
Aligned (ВЫровненный) - эта опция требует указания двух точек, определяющих длину всех вводимых строк; размер шрифта (высота и ширина букв) автоматически вычисляется системой AutoCAD так, чтобы текст точно укладывался в заданную область;
Center (Центр) - задается точка, относительно которой текстовая строка центрируется по горизонтали;
Fit (ВПИсанный) - эта опция, так же как и aligned, требует указания двух точек, определяющих длину вводимой строки; в отличии от опции aligned, необходимо указать высоту шрифта; при вписывании текста в указанные границы будет изменяться ширина букв (т.е. изменяется пропорция букв);
Middle (Середина) - задается точка, относительно которой текстовая строка центрируется как по горизонтали, так и по вертикали;
Right (ВПРаво) - все строки текста выравниваются по правому краю, которым становится указанная точка.
На 13 REF _Ref166047394 \h \* MERGEFORMAT 14рисунке 2.515 представлены примеры использования различных опций команды:

Рисунок 2.5. Различные варианты написания текста с указанием задаваемых точек и параметров (высота текста и угол поворота)

Если при наборе текста произошла ошибка, и она сразу же замечена, то для удаления написанных букв можно использовать клавишу BackSpace или ( ).

HATCH (ШТРИХОВКА)
Штриховка в AutoCAD выполняется автоматически. Для выполнения штриховки необходимо указать контур штрихования. Контур штрихования заполняется линиями штриховки автоматически с использованием образцов штриховок или простыми линиями с некоторыми заданными параметрами.
К контуру штрихования в AutoCAD предъявляются особые требования, без выполнения которых правильное штрихование не гарантируется. AutoCAD не анализирует пересекающиеся примитивы на предмет того, образуют ли они замкнутую область, поэтому следует использовать следующие правила:
Контур штрихования должен быть замкнут, и состоять из примитивов (отрезков, дуг, окружностей, полилиний и т.д.), имеющих общие конечные точки (13 REF _Ref166047770 \h \* MERGEFORMAT 14рисунок 2.615); при построении чертежа лучше отрисовывать будущие контуры штрихования командой PLINE (ПОЛИЛИНИЯ) отдельно от всех остальных линий чертежа и заканчивать опцией Close (Замкни).
Штриховка - это один объект, а не много отрезков, поэтому для редактирования штриховки достаточно указать на любую из ее линий (однако не все команды редактирования работают с блоками); при редактировании контура штрихования или при простановке размеров слой, в котором расположена штриховка, лучше отключать.
При создании штриховки действительны все текущие общие свойства примитивов (тип линии, цвет, принадлежность слою).
13 EMBED AutoCAD-r13 1415

Рисунок 2.13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14615. Создание контура штрихования:
а - правильно б - не правильно

Штриховка выполняется при помощи команды HATCH (ШТРИХОВКА), которая расположена в главном меню DRAW. При обращении к команде на экране появляется диалоговое окно (13 REF _Ref166047935 \h \* MERGEFORMAT 14рисунок 2.715).

Рисунок 2.13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14715. Диалоговое окно команды Hatch.

Тип штриховки Predefined (Предопределенная) позволяет заштриховать область тем типом штриховки, который уже определен в AutoCAD. Опция Pattern (Образец) применяется для вывода на экран списка всех имеющихся в системе имен штриховок с их графическим изображением. Сложность состоит в том, что для каждого чертежа необходимо указывать различные масштабы штриховок - Scale. Нужный масштаб находится методом подбора или на основании собственного опыта.
Тип штриховки User defined (Пользовательская) позволяет задавать параметры штриховок сразу в процессе штрихования. При этом необходимо задать угол наклона штрихов – Angle; расстояние между штрихами – Spaicing; указать будет ли штриховка крест-накрест - Double (область штрихования будет заполняться штриховкой с установленными параметрами дважды, причем второй раз линии штриховки будут наноситься под углом 90( к предыдущим). Данный тип штриховки применяется для штрихования деталей выполненных из таких материалов как резина, пластик и т.п.
При выполнении штриховки можно выбирать не только образец, но и стиль штрихования – Advanced (13 REF _Ref166048791 \h \* MERGEFORMAT 14рисунок 2.815). В AutoCADe предусмотрены три стиля штрихования: Normal (Нормальный), Outer (Внешний) и Ignore (Игнорирующий). Стиль штрихования действует только в том случае, когда внутри области штрихования содержатся какие-то объекты (другие, вложенные контуры). По умолчанию устанавливается нормальный стиль штриховки.


Рисунок 2.13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14815. Диалоговое окно для выбора стилей штрихования.
Нормальный стиль штриховки - штрихование начинается с внешнего контура, и при нахождении внутреннего контура штрихование прекращается до тех пор, пока не будет найден еще один вложенный контур; в результате все нечетные области будут заштрихованы, а четные нет;
Внешний стиль штриховки - штрихуется только внешний контур; при нахождении вложенного контура штрихование прекращается (ни один вложенный контур не будет заштрихован);
Игнорирующий тип штриховки - заштриховывается вся внутренняя область не зависимо от того есть ли вложенные контуры или нет (режим поиска и
Для выбора контура штрихования в AutoCAD предусмотрено два способа:
- Pick Points (Указать точку) – выбор контура штрихования осуществляется указанием прицелом-крестом в любую точку, расположенную внутри контура; в результате, если контур замкнутый и целиком виден на экране, AutoCAD сам выберет контур штрихования, ограниченный ближайшими к курсору примитивами.
- Select Objects (Выберите объекты) – позволяет выбрать при помощи курсора-прицела объекты, ограничивающие контур штрихования; при этом можно выбрать даже не замкнутый контур, но штрихование незамкнутой области производится по правилам, которые можно охарактеризовать, как алгоритм разумного поведения: область заполняется штриховкой так, чтобы конечные точки штриховки располагались на контуре.


Лекция №3
В «Программе» данной лекции соответствуют п.п. 2.2 и 2.3.

2.2. Примитив “Нанесение размеров”: линейные размеры, угловые размеры, радиальные размеры для дуг и окружностей, средства настройки.

Проставление размеров - один из самых трудоемких этапов оформления чертежа. В AutoCAD этот процесс в значительной степени автоматизирован введением специального примитива – размер. При создании размера все входящие в него примитивы записываются во внутренний блок (объединяются в один составной примитив). Размер состоит из следующих элементов (13 REF _Ref166053780 \h \* MERGEFORMAT 14рисунок 3.115):
выносных линий;
размерной линии;
стрелок на размерных линиях;
размерного текста (размерные числа и необходимый символьный текст).


Размерный текст

Размерная линия
250
Стрелки

Выносная линия



Рисунок 3.1. Элементы примитива - размер

Для простановки размеров в AutoCAD предусмотрена группа команд - DIMENSION (РАЗМЕР), которые находятся в главном меню DIMENSION (РАЗМЕРЫ) – см. 13 REF _Ref166054334 \h \* MERGEFORMAT 14рисунок 3.215. Пиктографическое меню Dimension представлено на 13 REF _Ref166054051 \h \* MERGEFORMAT 14рисунке 3.315. Простановкой размеров управляет самостоятельная программа системы, при обращении к которой в командной строке вместо слова Command: выдается сообщение Dim:. Все остальные команды AutoCAD в этот момент становятся недоступными.



Рисунок 3.2. Главное меню Dimension.



Рисунок 3.3. Пиктографическое меню Dimension (Размеры).

Liner (Линейный) – позволяет проставить линейные размеры – горизонтальные и вертикальные.;
Aligned (Параллельный) - строится параллельно измеряемому отрезку и, следовательно показывает его истинную длину;
Arc Length (Длина дуги) – позволяет построить размер длины дуги;
Radius (Радиус) - нанесение размера радиуса выбранной дуги или окружности;
Diametr (Диаметр) - нанесение размера диаметра выбранной дуги или окружности;
Angular (Угловой) - применяется для простановки угловых размеров;
Baseline (Базовый) - наносит размеры, имеющие общую базовую выносную линию (первая выносная линия последнего проставленного размера); смещение размерной линии создаваемого размера относительно размерной линии предыдущего размера задается системной переменной DIMDLI (РЗМОРЛ);
Continue (Продолжение) - наносит размеры, у которых совпадают вторая выносная линия предыдущего размера с первой выносной линией следующего.
Center Mark (Маркер центра) - рисует маркер центра или осевые линии окружности или дуги.
Leader (Выноска) - отрисовывается выноска от острия стрелки до точки, в которой необходимо разместить текст.

При простановке размеров необходимо указать следующие параметры:
точку начала первой выносной линии;
точку начала второй выносной линии;
место положения размерной линии (точку через которую проходит размерная линия);
значение размерного текста;
для опции Rotate (Повернутый) угол наклона размерной линии.
Выносные линии линейных размеров можно проставлять как вручную, так и автоматически. При построении выносных линий вручную нужно ввести координаты точек начала первой выносной линии, а затем второй. Если вместо указания точки начала первой выносной линии нажать клавишу ENTER , то система попросит указать при помощи «прицела» образмериваемый примитив и по окончании ввода проставит выносные линии автоматически к конечным точкам указанного примитива.
Формат команды следующий:

Command: Dimlinear
Specify first extension line origin or