Сузукей В.Ю. Хомус в мирвоой практике музицирования


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Для сайта:
http://виктор
-
белов.рф/варгановедение/

1


Сузукей В. Хомус в традиционной культуре тувинцев. Кызыл «Тыв
а-
полиграф», 2010

с.11
-
17



ХОМУС (ВАРГАН, ЕВРЕЙСКАЯ АРФА)

В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ МУЗИЦИР
О
В
А
НИЯ


Среди множества существующих в мире

музыкальных и
н-
струментов есть один очень маленький инструмент. Это


х
о-
мус

(варган, еврейская арфа). По отличается он не только мин
и-
атюрностью. Если большинство музыкальных инструментов
имеет более или менее определенные, исторически сложивши
е-
ся, границы
распространения, то
хомус

(варган) находит шир
о-
кое применение п
о
чти во всех частях земного шара. Он активно
функционирует в музы
кальной практике у «более чем двухсот
народов мира»
1
. В своих двух главных разн
о
видностях, этот и
н-
струмент найден фактически в
каждой населенной

области м
и-
ра, от Арктики до Южной Африки и от Британских островов до
Тихого оке
а
на
2
. Естественно, в каждой традиционной культуре
этот маленький инструмент имеет свое нацио
нальное название.

Поражает воображение и многообразие форм
хомуса
,
встречающееся в различных странах. Кроме того, в одних кул
ь-
турах он трактуется как «сугубо мужской ин
струмент»
3
,

а в др
у-
гих


он «преимущественно находится в руках женщин»
4
; в о
д-
них культурах отношение к нему «несколько пренебрежител
ь-
ное, как к не совсем

полноценному инструменту»
5
, а в других
хомус

как «обществе
н
ный символ национальной культуры»
6
,

«один из основных инструментов»
7
, к
о
торый «...органично



1
Музей Хомуса пародов мира (путеводитель). Составитель
P
.
P
. Жиркова.



Якутск, 1993, с. 4.

2

The Jew’s Harp.
Л

Comprehensive Anthology. Selected, edited and translated
by Leonard Fox
. 1988 by Associated University Presses, Ins.
(Фокс Л. Еврейская
арфа. Сравнительная антология.


Люисбург, 1988».

3

Тынурист И.В. Варган в Эстонии // Варган (хомус) и его музыка.


Якутск, 1991, с.76

Добжанская

О.Э. Чукотские наигрыши на рамном варгане // Варган (х
о-
мус) и его музыка.


Якутск,

1991, с.53

4

Эсмгаймер Э. Варганы в сибири и Средней Азии //Проблемы традиц
и-
онной инструментальной музыки народов СССР.


Л., 1986, с.86.

5

Тынурист И.В. Указ.соч., с.75.

6

Алексеев Э.Е. Варган: нераскрытые исследовательские перспективы....
//Варган (хомус) и его музыка.


Якутск, 1991, с.6

7

Загретдинов Р.А. История башкирского кубыза // Варган (хомус) и его
музыка.


Якутск, 1991, с.67

Для сайта:
http://виктор
-
белов.рф/варгановедение/

2


включен в систему традиционной культуры... и практически нет
интонационной сферы, которая не моделировал
ась бы на нем»
8
.

Разнообразен и функциональный контекст бытования х
о-
муса в разных культурах: обрядовый, производственный, игр
о-
вой, психо
-
сексуальный и худ
о
жественно
-
коммуникативный.

По данным В.С. Никифоровой, хомусные импровизации,
исполняемые якутами,
имеют чисто художественную функцию
и составляют сферу жанров этнического досуга.
Этим и объя
с-
няется отсутствие обрядовой или хозяйстве
н
но
-
культурной
функциональной закрепленности и репертуарной регламентир
о-
ванности музыки хомуса в якутской традиции
9
. А н
азвание ч
у-
котского хомуса
ванны ярар

(зубной бубен) частично совпадает
с названием шаманского бубна


ярар

и указывает на то, что х
о-
мус у чукчей дифференцируется в одном ряду с бубном.
Ванны
ярар
, как и
яряр
,


является сакральной семейной святыней. Он
не м
ожет быть подарен или передан чужому человеку, так как
это накличет беду на членов семьи
10
.


Использование хомуса в качестве шама
н
ского инструмента
в тувинской традиции по
д
тверждается фотографией, сдела
н
ной
С.И.Вайнштейном в 1983 г
о
ду
11
:

Инструмент также со
провождал
ритуалы во многих кул
ь
турах, а в Е
в-
ропе даже использ
о
вался как терапе
в-
тический и
н
струмент Месм
е
ром и
другими ра
н
ними экспериментаторами
в психотерапии
12
.

В Западной Европе еврейская
арфа (х
о
мус, варган) испытала свой
«золотой век» на протяжении почти
столетия, до 1850 года. В т
е
чение эт
о-
го периода появились большие



8

Добжанская О.Э. Чукотские наигрыши

на рамном варгане // Варган (х
о-
мус) и его музыка.


Якутск, 1991, с.53


9

Никифорова В.С. Некоторые особенности фольклорных наигрышей на
якутском хомусе //Варган (хомус) и его музыка.


Якутск, 1991, с.43
-
44

Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии.


М.
:Наука, 1991, с.255

10

Добжанская О.Э. указ. Соч., с.53

11

Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии.


М.:Наука, 1991, с.255

12

Fox

Leonard
. Указ. Соч. с.2


Для сайта:
http://виктор
-
белов.рф/варгановедение/

3


озы, которые преобразовали инстр
у
мент в сре
д
ство демонстр
а-
ции экстраординарной техники и
с
полнительства. Многие из
этих исполнителей достигли большой славы по всей Европе и
наиболее блестящим из них был Карл Юле
н
штайн, игравший,
по крайней мере, для двух правящих монархов того времени
(для короля Англии Георга
IV

и буд
у
щей к
о
ролевы Швеции
Марг
рейвин Фредерик). Еврейская арфа и ее виртуозы

просла
в-
лялись некоторыми своими величайшими современниками


п
о-
этами и писат
е
лями, среди которых были Гете и Джон
-
Паул
Ритчер. Вдохновленный игрой о
д
ного из этих мастеров, преп
о-
даватель Бетховена, Джоан Георг
Альбрехтберг, написал около
семи концертов для еврейской арфы, две из которых недавно
б
ы
ли зарегистрированы.

Многогранности, уникальность хомуса (варгана) проявл
я-
ется и в его н
е
которых универсальных, общих для многих кул
ь-
тур, свойствах. Выявление структурн
ых параллелей на основе
сравнений не только территориальных, но и типологических
признаков хомусного искусства дает обширный материал для
сопоставления культур по целому ряду параметров. Здесь можно
отметить, например, такое явление, как пение
-
говорение ск
возь
хомус, которое широко распространено у тюркских народов.

Представляя собой процесс перевода речевой и вокальной
артикуляции словестных форм в инструментальный наигрыш,
это явление позволяет, по мн
е
нию Эдуарда Алексеева, просл
е-
дить закономерности транс
формации этих ф
о
нем в различных
языковых культурах. «Здесь
открывается широкое поле для пр
о-
ведения комплексных музыкально
-
лингвистических исследов
а-
ний, вскрыв
а
ющих глубинную связь фонетики и интонации, р
е-
чевой и вокальной артикул
я
ции, вообще особенностей
фонет
и-
ческих трансформаций и вербальных и муз
ы
кальных языках
разного строя»
13
.


Кроме того, уникальность хомуса заключена и в его со
б-
ственно инстр
у
ментальном звучании, в его технически неисче
р-
паемых темброрегистровых и звукоизобразительных возможн
о-
стях варь
ирования, которые практически никак не фиксируются
известным способом нотного письма. Сюда относятся как нат
у-
ралистические хомусные звукоподражания звукам природы, г
о-
лосам зверей и птиц, так и программно
-
изобразительные импр
о-



13

Алексеев ЭюЕ. Варган: нераскрытые

исследовательские...//Варган (х
о-
мус) и его музыка.


Якутск, 1991, с.6

Для сайта:
http://виктор
-
белов.рф/варгановедение/

4


визации типа «Жаворонок в ст
е
пи
»
14

(у башкир), «Весна в
тундре» (у якутов)
15
,

«Хову аялгазы»
-

Степные м
е
лодии, «Узун
-
хоюг»
-

Протяжные мелодии (у тувинцев)
16

и т.д.

Как показывает исполнительская практика ряда тюркских
народов, разв
и
тие хомусной техники игры проявляет тенденцию
достижения

выдающихся ви
р
туозных результатов именно в
рамках программно
-
изобразительных импровиз
а
ций. В связи с
этим особую актуальность приобретают и исследования в обл
а-
сти акустики хомуса.

Бурдонно
-
обертоновое звучание хомуса, сложная фонет
и-
ко
-
артикулярная техника

и наложение приемов игры, основа
н-
ных на чередовании интенсивности дыхания


все эти наива
ж-
нейшие компоненты звукообразования при игре на х
о
мусе, ко
м-
плексно рассмотренные некоторыми исследователями
17
,

создают
ц
е
лостную картину собственно хомусного звучания.


Этот маленький, но богатый акустическими и тембровыми
возможност
я
ми инструмент, данный нам народной практикой
огромного числа народов, таит в себе, как отмечает Э.Е. Алекс
е-
ев, все еще не раскрытые потенции
18
.

Искл
ю
чительное пол
о-
жение, занимаемое хомусом

в музыкальной культуре народов
мира, широчайшее распространение, общедоступность, относ
и-
тельная простота в изготовлении и применении, многогранность
проявления его в разных культ
у
рах делает хомус объектом ра
з-
носторонней музыкально
-
исследовательской де
я
тел
ьности.





14

Загретдинов Р.А. Школа игры на кубызе.


Уфа, 1997, с.32

15

Сольный диск Спиридона Шишигина

16

Сузукей В.Ю. см. в 4 главе данной работы.

17

Emili

Leipp
, «
La

Guimbarde
»
,

Bulletin

du

Groupe

d

Acoustiq
ue

Musicale
,
25 (1967);
Ole

Kai

Ledang
,
On

the

International

Folk

Music

Cjuncil

6(1972); 92
-
103;
Мазепус

В
.
В
.
О

физических

основах

звукообразования

при

игре

на

варганах

//
Музыкальная

этнография

Северной

Азии
,
-

Новосибирск
.
1989. С.155
-
161; Л
а-
рионов В.П., Семенов Я.С. Краткая математическая теория якутского хомуса //
Варган (хомус) и его музыка.


Якутск. 1991. С.118
-
123; Ондар М.М.
-
А., Суз
у-
кей В.Ю. Сходства и различия в зувукоизвлечении некоторых музыкальных и
н-
струментов и х
омуса //Ученые записки ТИГИ, вып.
XIX
.


Кызыл, 2008 с.296
-
301.

18

Алексеев И.Е. Предисловие// Варган (хомус) и его музыка. Якутск, 1991
с.3


Приложенные файлы

  • pdf 11134553
    Размер файла: 508 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий