Романова Е.С., Сытько Т.И. Проективная рисуночная методика Человек под дождем

Проективная рисуно чная методика «Человек под дождем » Диагностическая цель: изу чение силы «Я» человека, его спо собности преодолевать неблагоприятные ситуации, противосто ять им. Методика дает возможность осуществить диаг ностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов? ус той чивости человека к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций; тип а реагирования на возникающие препятствия, про блемы; позволяет определ ить, как человек ощущает себя при не благоприятных ситуациях, раскрыть представление о проблемах я т рудностях; возникающих в его жизни (мешающие, убивающие, стимулирующие к деятельности). Методика была разработана двумя авторами — Е.С. Романовой и Т.И. Сытько Романова Е.В., Сытько Т.И. Проективные графические методики. Методические рекомендации. В 2-х частях. — СП б., 1992. . Она является двухфазовой: первая фаза являе тся невербальной, творческой, неструктурированной (рисунок как ос новно е средство выражения), вторая фаза — вербальная, аппер цептивная и более структурированная (обследуемый описывает, характеризует и интерпретир ует'нарисованные объекты). Таким образом, можно сказать, что первая часть ( рисование и интерпре тация рисунка по существующим таблицам интерпрет ации) явля ется скорее диагностической, вторая (беседа по рисунку клиент а с психологом) — психотерапевтической. Использование этой мето дики д ает возможность психологу составить целостный психоло гический портр ет клиента, что впоследствии позволит проводить дальнейшую психокорре кционную работу Вшивкова-И.В. Методическое пособие по курсу «Проектирование технологии кон сультирования». — Ростов н/Д: РГУ, 1994. — 38 с. ' Вшивкова И.В. Методическое п особие по курсу «Проектирование технологии консультированиям — Росто в н/Д: РГУ, 1994 — С. 16; Рома нова Е.В., Сытько Т.И. Проективные графические методики. Методичес кие рекомендации. В 2-х част ях. — СПб., 1992. . Контингент: методика п редназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессио нальным признакам. Процедура исследов ания Обследуемому предлагается на чистом листе бумаги фо рмата А4 (лист перед клиентом лучше расположить вертикально, однако наст аивать на таком положении листа не стоит; если клиент хо чет расположить лист горизонтально, нельзя препятствовать ему в этом),нарисовать челове ка, а потом на другом таком же листе — человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет оп ределить, как человек реагирует на стрессовы е, неблагоприятные ситуации, что чувствует при затруднениях. Возможно пр оведение методики, когда человеку предлагается нарисовать только чело ве ка под дождем (рисунок не теряет при этом свою диагностичес кую ценнос ть при условии обязательного интервью по окончании рисования). В процесс е обследования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание н а все высказывания клиента. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с обследуемым. Инструкция : 1) расслабьтесь, постарайтесь от влечься от пос торонних мыслей. Возьмите чистый лист бумаги, положите пе ред собой. Нарисуйте человека. Рисуйте тем, что вам больше нравится в данн ый момент: краски, карандаши, фломастеры, пастель и т.п.; 2) а теперь представ ьте человека под дождем и нарисуйте его. . Обработка результатов . После того как рисунок выполнен, не обходимо задать вопросы клиенту, рас крывающие его отношение к нарисованному (дождю, человеку, прогнозу дальн ейшего развития событий). Вопросы даются в зависимости от ответов обслед уемого (проводится беседа, полустандартизированное интервью). Ответы кл иента фиксируются в протоколе. Примерный списо к вопросов может быть следующим 1 : • Расскажите об этом чел овеке: как он себя ощущает, чувству ет? • Насколько комфортно ч увствует себя человек в этой ситуа ции? • Какое у него настроение ? • Что ему больше всего хо чется сделать? • Какой это дождь? (пролив ной, грибной и т:п.) • Нрави тся ли человеку этот дождь? • Если человеку под дожд ем дискомфортно (плохо), то чем ему можно помочь? • Что са м человек может сделать, чтобы помочь себе спра виться с дождем? • Ожидал ли он, что будет э тот дождь? • Взял ли с собой зонт? Если зонт при этом не нари сован , то спросить, почему чело век не стал пользоваться зонтом. • Хочет ли он спрятаться от дождя? • Есть ли ему куда спрята ться от дождя? Если на рисунке на рисованы какие-нибудь места, где человек может спрягать ся от дождя, то поговорить о том, по чему человек еще не там (закрыто и нельзя войти; не пускают, а он просился; е ще просто не дошел до этого места; не хочет и т.д.). • Поговорить об отношен ии этого человека к дождю: любит ли он дождь? Какой, в какое время года? • Что самое приятное в до жде? Что самое неприятное в дож де? Можно ли наслаждаться п риятным, обезопасив себя от неприятно го? • Как долго будет идти эт от дождь? Нарушает ли он планы человека? Что надо сделать, чтобы планы все-таки не нару шились? Работа с рисунком При интерпретации рисунка важно оценить целостное в печат ление от него, почувствовать, в каком настроении пребывает пер сон аж (радостном, ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли он себя беспомощным и ли, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностя ми, а возможно, спокойно и адек ватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное в печатле ние от рисунка. После этого можно прейти к анализу всех специфич еских де талей рисунка, опираясь на основные положения руководства по и нтерпретации. Интерпретация. В рисунке «Человек под дождём» по сравне нию с рисунком «Человек»,г как правило, обнаруживаются сущес тве нные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходя щим , то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от тр удных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигур а челове ка изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета). Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стрем ление отрешиться от мира, к самозащите. В случае смещения фигуры человека под дождем в ве рхнюю часть листа можно предположить склонность обследуемого к ухо ду о т действительности, к потере опоры под ногами, а также нали чие защитных м еханизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто неоправдан. Если при расположении в верхней части листа фигура очень мал енькая, то человек считает себя своего рода непризнанным гением. Если рисунок располагается большей частью а ниж ней части листа, то у его автора может быть низкая самооценка, неуверен но сть в себе, подавленность, нерешительность, страхи, связанные с самопред ъявлением, незаинтересованность в своем положении в обществе. Изображе ние, помещенное внизу листа, может свиде тельствовать о наличии депресс ивных тенденций, чувстве незащи щенности. В остальном при интерпретации следует опиратьс я на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможн о, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое , в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, у казывает на наличие ориентации на окруже ние и, возможно, зависимость от отца. Положение рисунка по горизонтальной оси (лево-пр аво): если рисунок расположен больше в левой части, человек больше опи рае тся на прошлый опыт, склонен к самоанализу, нерешителен в действиях, пасс ивен; если большая часть рисунка располагается в правой части листа, то п еред нами человек действия, который реализует задуманное, активен и энер гичен. Трансформация фигуры . У величение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых непр иятности мобилизуют, де лают более сильными и уверенными. Уменьшение фи гуры имеет место тогда, когда обследуемый нуждается в защите и покрови т ельстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на д ругих. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются прояв лять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой затормож енности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состо яниям в резуль тате стресса. Изображение человека противоположного пол а мо жет указывать на определенный тип реагирования в сложной си туации, «включение» поведенческих программ, Заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружен ия (мам, бабушек). Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситу ации жизненных неурядиц. Если в рисунке «Человек под дождем» при изображе нии фигу ры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то э то указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлени й Эго-реакций. Функция одежды - «формирование защиты от стихии». Оби лие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игн орированием определенных сте реотипов поведения, импульсивностью реа гирования. Оценка характера линий: • легкие линии — недостаток энергии, скованность; • линии с нажимом — агре ссивность, властность, настойчи вость, тревожность; • неров ный нажим — импульсивность, нестабильность, тре вога. Контуры фигуры: • неотрывные линии — изоляция; • разрыв контура — сфера конфликта; • много острых углов — а грессивность, плохая адаптация; • двойные линии — тревог а, страх, подозрительность; • штриховка — зона трево жности. Направление фигуры человека. В проективной методике «Человек под дождем» немаловаж но, как изображена фигура че ловека: повернута влево — внимание сосредо точено на себе, сво их мыслях, переживаниях в прошлом; повернута вправо — автор рисунка устремлен в будущее, активен; виден затылок, человек изобр ажен спиной — проявление замкнутости, уход от решения < конфликтов. Если человек изображен бегущим, автор рисунка хо чет убежать от проблем. Шагающий человек означает хорошую адаптацию. Есл и человек на рисунке стоит неустойчиво, это может означать напряжение, о тсутствие стержня, равновесия. Фигура из палочек указывает на негативиз м, сопротивление методике. Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности s одобрений. Рисунки-шаржи о значают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание н еполноценности, враждебности. Средства защиты от дождя . Зонт, головной убор, плащ и т.д. — это символы защитных механ измов, способов справляться с непри ятностями. Зонт представляет собой символическое изображе ние психи ческой защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зре н ия трактовки образов зонт может рассматриваться как отображе ние связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: куп ол — материнское начало, а ручка— отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсу тствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о с ильной зависи мости от матери, решающей все сложные ситуации за человек а. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты. Очень большо й зонт означает созависим о сть с родителя ми, желание в трудной ситуации получить поддержку от автори тетных лиц. Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты го ворит о плохой адапти рованности и потребности в за щите. Шляпа на голове - потребн ость в защите от вышестоящих. Тело . Голова — сфера интеллекта и контр оля. Непропорционально большая голова говорит об убежденности обследу емого в значимости мышления. Маленькая голова - переживание интел лектуальной неадекватности, неп олноценности. Шея — связь разума с ч увствами. Чрезмерно крупная шея гово рит о том, что рисующий сознает свои телесные импульсы и стара ется их контролировать. Длинная тонкая шея оз начает торможение в осознавании своих телесных импульсов. Короткая тол стая шея — рисующий делает уступки своим слабостям, желаниям. Шея перев я зана платком — разрыв связи между разумом и чувствами. Плечи — признак физич еской силы, Чем больше плечи, тем больше потребность во власти, признании. Плечи мелкие — ощу щение собственной малоценности, ничтожности. Покаты е пле чи — уныние, отчаяние, чувство вины. Туловище чрезмерно кр упное — н аличие неудовлетво ренных потребностей, желаний. Тело квадратное— признак мужественнос т и. Тело очень маленькое — чувство унижения, малоценности. Лицо показывает отнош ение к миру, важно обратить внимание на выраженность тех или иных черт. Ли цо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим вн ешним ведом . Лицо спрятано под полями шляпы или закрыто зонтом или не прорисовано — стремление избега ть неприятных воздействий. Глаза. Большие заштрих ованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешню ю среду. Маленькие глаза- точки (палочки) — погруженность в себя, избегани е визуальных стимулов Ресницы — кокетливос ть, демонстративность. Большие уши — чувстви тельность к критике, заинтересован ность в положительном мнении окружа ющих. Уши маленькие, от сутствие ушей — избегание критики, нежелание слу шать о себе плохое. Конечности, руки — си мвол межперсонального взаимодей ствия: Широко раскрытые руки, ладонями вперед говорят об от крытости, стремлению к действиям. Если рук» щире у запястий, чем у плечей, это говорит об импульсивности в действиях. Если руки изображены отдельно от тела — импульсы тела для рису ющего неподконтрольны. Руки за спиной озн ачают нежелание уступать, однако агрес сия находится под контролем. Руки слиш ком длинные — большие а мбиции. Руки напряжены и прижаты к телу — ригидность, неповоротливость, напряжение. 1 Отсутствие рук — нежелание общаться, чувство собственной неадекватности. Пальцы н а рисунке олицетворяют чувства, чаще всего агрессию. Большие пальцы, нар исованные отдел ьно , выражают вытеснен ную агрессивность. Атрибуты дождя . Дождь— помеха, нежелательное воздей ствие, побуждающее человека закрыться, сп рятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком восприним ается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная. По линиям, которыми изображен до ж дь, можно судить об от ношении автора ри сунка к окружающей среде. Уравновешенные, од инаковые штрихи, в одну сторону, говорят о сбалансированн ой окружающей среде. Беспорядочные штрихи — окружающая сре да тревожна я, нестабильная. Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительност и. Короткие, неровные штрихи по всему пространству рисунка и отсутствие всех защит указывают на тре вогу и восприятие окружающей среды как враж дебной. Необходимо определить, откуда дождь «приходит» ( справа или слева от человека) и какая часть ф иг уры подвергается воздействие в большей степени. Интерп ретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа иди фигуры человек а. Тучи являются символом ожидания неприят ностей. Важно обра щать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер , расположение. В депрессивном состояни и изоб ражаются тяжелые грозо вые тучи, занимающие все небо . Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те пе реживания, которые остаются после «дождя». Следует обра тить внимание н а манеру изображения луж (форму, глубину брыз ги). Важно отметить, как расп оложены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают чело века со всех сторон или он сам стоит в л уже). Лужи символизиру ют нерешенные пр облемы. Нужно обратить внимание; слева или справа от персонажа находятся лужи: если слева, значит, человек видит проблемы в прошлом, если справа— предвидит их в буду щем. Если человек стоит в луже, это может означать неу довлетво ренность, потерю ориентиров. Дополнительные детали. Все дополнительные дета ли (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек де ржит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отра жение потребности в дополнительной внешней опоре, поддержке, стремлении уйти от решения пр облем путем переключения и заме щающей деятельности. Более полная расшифровка деталей основывается на символи ческом значении представленных образов. Например, молния мо жет символизировать начало нового цикла в развитии и. драмати ческие из менения в жизни человека. Радуга, неред к о возникающая после грозы, предвещает появление солнца, сим волизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству. Дополнительные предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т.д.), обычн о символизируют значимых людей для автора рисунка. Искажение и пропуск деталей . Отсутствие существенных де талей может указывать на обла сть конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма пси хики. Так, например, от сутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации. Цвет в рису нках . Рисунки выполняются простым каранда шом. Т ем не менее возможно использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у обследуемого нет всего набора цвет ных карандашей. Цвета могут символизировать определенные чувст ва,, настрое ние и отношения человека. Они также могут отражать спектр раз личных реакций или областей конфликтов. Хорошо адапт ированный и эмоционально не обделенный чело век обычно использует от дв ух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильно сти. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоциональн ого возбуждения. Анализ результатов . Это т этап в интерпретации рисунка свя зан с интеграцией информации, получе нной на первом (интерпре тация рисунка) и втором (беседа) этапах. Здесь ана лизируется весь полученный материал, соотносится с результатами станд артных тестов и с информацией о человеке. По тому, как меняется персонаж от первого рисунка ко второ му, можно сделать выводы об отношении челове ка к жизненным трудностям, о способах, которыми о н эти трудности обычно пре одолевает. Обычно рисунки получаются настоль ко красноречивы ми и символичными, что понять их и проинтерпретировать можно, даже не имея большого профессионального опыта работы с про ектив ными рисунками. Некоторые рисунки показывают, насколько не сформирован ы у тестируемого навыки конструктивного реаги рования на стрессовые си туации. Сравнивая два рисунка из серии, важно обратить внимание на следующие характерные изменения: • Как изменяется цвет (цв ет фона, цвет человечка, в какой цвет окрашены дождевые капли)? • Измен яется ли п ол человека от рису нка к рисунку? Очень часто в таких сериях меняется пол человека. Это укаже т нам на способ реагирования — по «женскому» или «мужскому» гендерному типу встречает человек трудности. • Изменяется ли возраст чел о века на рисунке? Соответс твует ли примерный возраст человека на рисунке возрасту само го художника? Регресс в детство покажет изображенный на картинке взрослого человека ребенок. • Изменяется ли размер ф игуры? Очень миниатюрная фигура на втором рисунке говорит о низкой стрес соустойчивости, ранимости, возможно, о низкой самооценке. Очень большая фигура свидетельствует об активной жизненной позиции, агрессивности. В работе И . В. Вшивковой «Рисуночные тест ы как метод иссле довании агрессивной материнской позиции» 1 дается дополнитель ная интерпре тация рисунка «Человек под дождем» на основании описанных автором симп томокомплексов (они выявляются путем подсчета баллов по каждому зафикс ированному в рисунке при знаку, соответствующему тому или иному симптом окомплексу). (Следует отметить, что собранный автором материал был получ ен на выборке женщин-матерей, однако проводимые исследования: Т. Эксакусто, Н. Живая «Развитие социальн о-психологической бе зопасности в условиях тренинговой работы», 2010— 2011 — пока зали состоятельность предлагаемой интерпретации не только для же нщин, но и для мужчин в возрасте от 18 до 25 лет.) . В результате , с точки зрения содержательной, качественной об работки методики, можно выделить следующие признаки каждого сим пто мокомплекса, которые могут учитываться при анализе рез уль татов. Симптомокомплекс «Благоп риятная ситуация» 1. Дождь из редких прозрачных капель. 2. Лужи прозрачные и неглу бокие. 3. Адекв атный размер зонта. 4. Зонт в руках человека. 5. Человек соответствует полу рисующего. 6. Человек нарисован идущ им вправо или стоящим с полным разворотом к зрителю. 7. Человек нарисован в спо койном или сконцентрированном состоянии, настроении. 8. Одежда адекватна време ни года и типу дождя. ' Вшивкова И. В. Рисуночные тесты как метод исследовании агрессив ной мат еринской позиции // Перинатальная психология и психология родительства. — 2005. — № 1. Симптомокомплекс «Чувство неполноценности» 1. Возраст и размеры человека значительно уменьшились по сра внению с другими рисунками. 2. Человек уходит, убегает . 3. Одежда не соответствуе т типу дождя и времени шда (в сто рону уменьшения). 4. У фигуры отсутствуют ру ки, ноги. 5. Руки за спиной. 6. Непропорционально кор откие руки или непропорционально узкие плечи, Симптомокомплекс «Чувство незащищенности» 1. Несколько защитных средств от дождя. 2. Обилие одежды на челове ке или рядом с ним. 3. Нарисованы люди, которы е помогают держать зонт. 4. Зонт слишком маленький. 5. Зонт пропускает дождь. Симптомокомплекс «Эмоциональная холодность» 1. Нарисована фигура взрослая, мужского пола. 2. Человек одет в строгую деловую одежду. 3. Человек в строгой, как б ы военной позе. 4. Отсутствие эмоций на ли це. Симптомокомплекс «Инфантильность» 1. Рисунок переместился вверх, по сравнению с другими. 2. Размер фигуры человек а меньше, чем в других рисунках. 3. Уменьшение возраста ч еловека по сравнению с другими ри сунками. 4. Человек в праздничной одежде с выражением восторга на лице. 5. Человек в сказочной од ежде. 6. В одежде выделены пуго вицы. 7. Слишк ом большой зонт, как грибок. Симптомокоплекс «Недоверие к себе » 1. Отсутствуют или не поместились на рисунке ноги человека. 2. Нарисован человек друг ого пола, чем рисующий. 3. Человек уходит влево. 4. У одежды очень много за стежек. 5. Рядом с фигурой человек а есть кто-то или что-то, держащее защиту (например, зонт) от дождя. Симптомокомплекс «Депрессивность» 1. Короткие ноги у человека. 2. Отсутствие тела у челов ека. 3. Отсутствие рук у фигуры . 4. Тяжелые, грозовые, свин цовые облака на все небо. 5. С правой части листа ту чи, град, лужи, сам дождь крупнее, темнее или интенсивнее. 6. Рисунок разделен на две части: слева более светлая, солнеч ная, а справа пасмурная, темная. Симптомокомплекс «Трудности общения » 1. Человек другого пола и другого возраста. 2. Человек одет в униформу . 3. У человека спрятаны рук и. 4. Повернут спиной или лиц о отвернуто от зрителя. 5. Зонт скрывает фигуру по лностью или только лицо. Симптомокомплекс «Враждебность» 1. Фигура в центре листа и у нее широко расставлены ног и. 2. Вместо глаз пустые гла зницы. 3. Агрессивная поза челов ека. 4. Другие признаки вражде бности. Симптомокоплекс «Импульсивность» 1. Много движений у фигуры. 2. Отсутствие или ее недо статочность одежды. 3. Взлох маченные волосы. 4. Несог ласованность направленности тела, ног и рук человека. Симптомокоплекс «Конфликтность в семье» 1. На рисунке есть еще люди, отбирающие зонт или пользую щиеся им. 2. Под дождем Лучше, чем до ма (комментарий). 3. У чело века подчеркнутая талия. Симптомокомплекс «Тревожность» 1. Рисунок смещен вверх относительно других рисунков. 2. Сразу несколько средст в защиты. 3. Есть о блака. 4. Есть тучи или град, молн ии, ливень. 5. У человека интенсивно затушеванные волосы. 6. Нарисован больной чело век.

Приложенные файлы

  • rtf 11175018
    Размер файла: 223 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий