Иман нуры №9(76)


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Как известно 2 августа текущего года в Казани начал свою
работу шестой по счету съезд Всемирного конгресса татар
(ВКТ). Участие в нём приняла и редактор газеты «Краснокам
ские зори» Ирина Валиева. Хотелось бы привести некоторые
выдержки из ее материалов «Сохраняя язык и традиции» и
«Язык до Казани доведёт».
По её мнению делегация Башкортостана была самой боль
шой — 60 делегатов из них семеро журналистов из республикан
ских газет «Кызыл тан» «Омет» районных газет «Краснокамские
зори» телеканала «Туган тел» радио «Юлдаш». Всего же здесь
собралось около 1000 делегатов из 41 страны и 73 регионов Рос
сии из которых 130 журналистов. Самому пожилому делегату 90
лет. Он из Алма-Аты. Самый молодой делегат из Казани ему 20
лет. Женщин среди делегатов 32% мужчин – 68%.
Первым мероприятием стала презентация сайта татарской
литературы. Он появился в прошлом году.
- После обеда мы разошлись по секциям их было четыре.
Мы выбрали дискуссионную площадку «Семья. Демография.
Воспитание». Дисскусия прошла очень интересно в ней крас
ной нитью прошла мысль о том что будущее нации вопросы
сохранения ее языка истории культуры обычаев находится в
руках каждой семьи – делится впечатлениями И. Валиева. –
Однако здесь необходимо взаймодействие всего общества.
Если родной язык его история и культура не будут изучаться в
школе если учреждения не будут изучаться в школе если уч
реждения культуры СМИ не будут пропагандировать всё это то
одними стараниями нацию не спасти.
Сегодня самый главный день: проходит пленарное заседа
ние – продолжает И. Валиева. – В его работе принимал участие
президент Татарстана Рустам Миннеханов. Он приветствовал
делегатов и гостей съезда сделал обзор состояния татарско
го мира. В целом положительно оценив работу конгресс татар
президент отметил необходимость реорганизации его работы.
Председатель исполкома конгресса татар Ринат Закиров вы
ступил с подробным отчетом о проделанной работе за послед
ние пять лет. Он также не обошёл проблемы. В их числе такая
же актуальная проблема как и у нас в Башкортостане - пробле
ма демографии. Он выразил озабоченность тем что татарские
деревни массово покидают. И самой главной причиной он счи
тает отсутствие на селе рабочих мест. Проблему эту он видит в
развитии предпринимательства.
Горячими аплодисментами встретили делегаты первого пре
зидента Татарстана Минтимира Шаймиева. И слушали затаив
дыхание. Выступление Минтимира Шариповича было очень ин
тересным эмоциональным «без бумажек». Он выступил в за
щиту исполкома конгресса подвергшегося в последнее время
критике за не слишком результативную деятельность. «Я сам
нередко критикую исполком за то что зачастую его деятель
ность сводится к проведению сабантуев. Но ведь и это хорошо
что мы сумели сохранить этот праздник. Сабантуй — не просто
игры и веселье он имеет глубокое значение» - сказал он.
Развивая мысль о сохранении родного языка он заключил
что это в руках каждой семьи.
Программа съезда была очень насыщенной. Здесь была
принята резолюция и создана новая система правления — На
циональный совет (Милли Шура). Председателем Шуры избран
вице-премьер Татарстана Василь Шайхразиев. Сохраняется и
исполком конгресса председателем которого остался Ринат За
киров который одновременно является и первым заместителем
председателя Шуры.
А. Шартдинов.
Журналисты работники го
родской типографии хорошо
помнят Низама Хамзиновича
Хамзина который много сил ма
стерства отдавал развитию поэ
зии и прозы Нефтекамска Агиде
ли Краснокамского Янаульского
и Калтасинского районов.
28 июля текущего года На
жия Басырова поэтесса про
вела в своем доме в Касево
встречу с любителями литера
туры религиозными деятеля
ми на котором присутствовали
Сабирьян хазрат Салимгаре
ев Вакил Салахович Билалов
и многие другие для которых
Низам Хамзинович был не
только добрым наставником и
учителем но и просто надеж
ным товарищем. Здесь же при
сутствовала и его супруга По
лина Тимофеевна с которой
они воспитали троих детей.
Все они нашли свое достойное
место в жизни.
В честь памяти Низама
Хамзина были прочитаны суры
Корана высказаны добрые
слова в честь его памяти.
Познакомился я с Низамом
Хамзиновичем в декаре 1972
года когда готовился выпуск
первого номера газеты «Впе
ред» («Алга» во вновь об
разованном Краснокамском
районе который отделился от
Калтасинского района). Будучи
директором городской типо
графии он принимал самое
активное участие в подготовке
нового печатного органа. Да и
последующая его жизнь всегда
была связана с изданием газет
«Красное знамя» «Вперед» и
других печатных органов.
Когда редакция районной
газеты «Вперед» переехала из
Нефтекамска в Николо-Бере
зовку Низам Хамзинович при
нял непосредственное участие
в открытии в райцентре фили
ала городской типографии. Это
благодаря его заботам и ста
раниям филиал был оборудо
ван всем необходимым уком
плектован знающими кадрами
и районная газета стала выхо
дить в Николо-Березовке без
срывов и своевременно. Если
возникала необходимость
Н. Хамзин вместе со слесаря
ми-наладчиками занимался
ремонтом линотипов (так пре
жде назывались машины по
отливу и набору шрифтов) а
чтобы стать хорошим специ
алистом он заочно окончил
нефтяной техникум хотя уже
имел высшее образование.
Его светлая и благородная
душа всегда спешила на по
мощь молодыи и начинающим
литераторам. Вот что рас
сказывает Нажия Басырова:
«Когда я увлеклась поэзией
мне посоветовали обратиться
к Низам абыю который живо
откликнулся на мою просьбу
а потом постоянно вдохновлял
меня и руководил моим твор
ческим развитием. И вот не
сколько лет назад я издал кни
гу своих стихов. Продолжаю
писать и нынче. Кстати так
Низам Хамзинович относился
не только ко мне но и ко всем
кто нуждался в поддержке».
Чувство национального
самосознания всегда было в
нем ключом. Об этой черте ха
рактера свидетельствует и тот
факт что Н. Хамзин был одним
из вдохновителей и организа
торов открытия в г. Нефтекам
ске татарского общественного
центра.
Низам Хамзинович сделал
по внедрению в местных шко
лах родного языка стал одним
из инициаторов открытия в пед
училище башкирского и татар
ского отделений. Он всегда по
могал подающим надежды ав
торам в подготовке и выпуске
в свет их произведений. Это во
многом благодаря ему был из
дан поэтический сборник «Два
солнца» Хануза Адыева про
живающего в Нефтекамском
доме престарелых и инвали
дов.
«Н.Х. Хамзин способство
вал выходу книги «Когда рас
пускаются листья» своих зем
ляков Каусарии Шафиковой и
Рафиса Мухаметдинова» – го
ворит Назиба Сафика.
В течение более 30 лет
Н. Хамзин возглавлял го
родскую типографию и ООО
«Изгелек». Хотя творчество
его увлекало с молодых лет
но заниматься творчеством
в основном мешала произ
водственная загруженность.
Тем не менее он находил
возможность создавать свои
произведения в которых под
нимал актуальные проблемы
и раскрывал характеры людей
разных профессий. Первая ла
сточка Н. Хамзина «Последние
цветы осени» появилась лишь
в 1999 году. Книжное издатель
ство «Китап» выпустило аль
манах «Акчарлак» («Чайка»)
куда вошел его рассказ «Круг
у которого нет конца». Это же
издательство напечатало его
вторую книгу «Волшебные
узлы» но самому Н. Хамзину
не суждено было к сожале
нию увидеть его.
Незаконченная осталась
его повесть посвященная жиз
ни учащихся ФЗО.
Низам Хамзинович был
человеком верующим. Через
местные печатные издания он
рассказывал об истоках исла
ма учил верующих арабской
грамматике.
Сила слова велика. Это не
раз доказывал в своей работе
и творческих достижениях Ни
зам Хамзинович Хамзин.
ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП –
ДЕЛАТЬ ДОБРО
РОДНОЙ ЯЗЫК БЫЛ ЕСТЬ И БУДЕТ
Четыре делегата из нашего района: заместитель главы
администрации района Л.Мустаева председатель районно
го татарского общественного отделения «Конгресс татар РБ»
Т.Мингалин главный методист ЦРДК Л.Хазиева и культоргани
затор Староянзигитовского сельского клуба А.Исхакова приня
ли участие в работе съезда Конгресса татар Башкортостана.
В целом в работе съезда участвова
ли около 400 делегатов депутаты раз
личных уровней представители органов
исполнительной власти общественности
творческой интеллигенции националь
но-культурных организаций республики и
представители соседних регионов. В та
тарском государственном театре «Нур»
где проходило мероприятие были пред
ставлены стенды о деятельности татар
ских общественных объединений Башкор
тостана и выставки народных промыслов.
В рамках обсуждения доклада о де
ятельности организации за пятилетний
период были обозначены ключевые вопросы касающиеся на
стоящего и будущего татар Башкортостана. Участники съезда
сделали акцент на сохранение и качественное развитие родно
го языка культуры и традиций; диалогическое общение с наро
дами с которыми татарский этнос творит совместную историю;
формирование духовной образованной ответственной моло
дёжи создание условий для её творческой и профессиональ
ной самореализации; сохранение межнационального мира и
дружбы в республике. Мероприятия по развитию сохранению
национальности можно эффективно провести в деревнях и сё
лах.
Одна из приоритетных задач Конгресса татар – сохранение
деревень. Это важно не только для татар но и для представите
лей других национальностей. Причина тяжёлого положения дере
вень – отсутствие рабочих мест. Жители из-за этого покидают их.
Необходимо организовать помощь предпринимателям на селе.
Конгресс татар взял правильный курс на сохранение деревень.
Необходимо организовать государственную помощь пред
принимателям которые помогают сельским школам. Сохране
ние деревень позволит сохранить родной язык и национальную
самобытность народа. Верим что в будущем вновь откроются
школы активизируют свою работу сельские дома культуры.
Теперь в школах родной язык можно изучать по выбору. Ро
дители чаще всего сами выступают против обучения родному
языку. В республике созданы все условия
для изучения родных языков. Родители
выбирают учебную программу. Они отдают
предпочтение другим предметам. На съез
де были озвучены мнения что необходимо
начинать работу по изучению детьми род
ного языка именно с родителей.
Следующее направление – работа с
семьёй. Были озвучены предложения по
воспитанию детей укреплению и сохра
нению их здоровья изучению обычаев
традиций народа.
Делегаты съезда поддержали пред
ложение Главы республики Рустэма Ха
митова о создании Министерства семьи изъявили желание ак
тивно работать в этом направлении.
В республике работают десятки татарских общественных
объединений. Каждый из них живёт своей жизнью. Между ними
должно быть единство и взаимопонимание. Нужна такая сила
которая сможет их объединить. Руководство Конгресса мечтает
в будущем открыть в Уфе татарский общественный центр. Эта
мечта может воплотиться в жизнь. Положительный пример уже
есть. Предприниматель из Туймазинского района Фанир Гали
мов на свои деньги построил здание и предоставил его татар
скому общественному центру. Создали «Туймазинский татар
ский историко-культурный центр».
Председателем Исполкома Конгресса татар Башкортостана
избран Загир Хакимов. На съезде также выбрали делегатов на
шестой съезд Всемирного конгресса татар который пройдет в
начале августа.
Тагир Мингалин председатель районного татарского
общественного отделения «Конгресс татар РБ».
АКЦЕНТ НА СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА
ИТОГИ
ПОДВЕДЕНЫ
26 июля в соборной ме
чети г. Нефтекамска состо
ялось совещание имамов
и имам-мухтасибов ахунд
ства. Сабирьян хазрат
огласил повестку дня где
в основном были выдви
нуты на обсуждение со
бравшихся три основных
вопроса. Это подведение
итогов подготовка к хаджу
и помощь нуждающимся и
подготовка к зиме.
Сабирьян хазрат на
чал собрание с того что
имамы махаллы являют
ся зеркалом махаллы. Он
также отметил чем отли
чается халял от харама.
Далее Сабирьян хазрат
предоставил слово имам-
мухтасибу Янаульского
района Фагиму хазрату
Валееву который расска
зал о проделанной рабо
те. В частности он отме
тил что во всех мечетях
велась учеба по основам
ислама графики арабского
языка. Кроме того каждый
месяц в отдельно взятой
мечети проводятся со
вещания. Организуются
специальные лагеря для
детей. Созданы и действу
ют совет молодежи и совет
женщин. Нас поддержива
ет и местное телевидение.
Но тем не менее не мало и
недостатков над устране
нием которых мы продол
жим работу.
О деятельности мечети
рассказал имам-мухтасиб
Краснокамского района
Рафаэль хазрат Ахмади
шин. В частности он отме
тил что возникают вопро
сы с оформлением земли.
Этот вопрос возник на
пример в Новоуразаево.
Другой вопрос – это при
влечение к религиозной
работе молодых имамов
так как в основном в ме
четях работают пожилые
люди. В этом направлении
ведется определенная ра
бота.
Содержательным и
важным было выступле
ние и имам мухтасиба
Ибрагим хазрата Абзалт
динова.
Нельзя искажать религиозные термины. Курбан – это
жертвоприношение животного в определенное время с на-
мерением поклонения чтобы сердцем приблизиться к Все-
вышнему Аллаху.
Жертвоприношение является ваджибом (обязатель-
ным). Откровение об этом было ниспослано во втором году
Курбан совершается во имя Аллаха в знак благодарно-
сти за те дары которые Аллах нам дал.
Жертвоприношение совершаемое состоятельными му-
сульманами и распределение мяса среди бедных людей
служит укреплению дружбы братства любви среди мусуль-
ман. Одновременно радуются бедные и состоятельные му-
сульмане.
Сказал Аллах: «Совершай намаз (празничный) и прино-
си в жертву животное ради Аллаха».
Жертвоприношение выполняется в первые три дня Кур-
бан-байрама. После намаза аль-макрип третьего дня празд-
ника резать курбан нельзя.
Нужно хорошо относиться к животным предназначен-
ным для курбана. Для того чтобы не было больно нож дол-
жен быть острым и если хозяин умеет то он сам режет жи-
вотное если не умеет может дать зарезать тому кто умеет.
Желательно чтобы животное лежало на левом боку в
направлении Киблы. Человек который приносит животное
со словами: «Биссмилляхи» «Аллаху Акбар» должен про-
резать животному пищевод дыхательные пути и основные
вены. Пока душа не покинула животное нежелательно от-
делять голову и шкуру от тела. Если во время жертвопри-
ношения этот человек сознательно не сказал «Биссмилля-
хи» «Аллаху Акбар» то мясо животного употреблять в пищу
нельзя.
Скот который режут в дни «Ид аль-адха» называют «уд-
хия (курбан). В исламе это особое название животных кото-
рых режут в определенное время для достижения милости
Аллаха.
О жертвоприношении известно множество хадисов. До-
сточтимая Айша (радыйаллаху апха) передала: «Сыны Ада-
ма ничем так не могут достичь приближения к Аллаху кроме
как пролитием крови (животных) в праздничные дни. В суд-
ный день явится жертвенное животное с рогами копытами
и шерстью. Капли крови еще не достигнут земли как Аллах
возвысит этого раба. Поэтому режьте животное с радостью и
спокойствием души».
Всемогущий Аллах не нуждается ни в мясе ни в крови
курбана. Его достигают только намерения искренность и бо-
гобоязненность раба. Следующий аят указывает именно на
намерения и искренность которые представляют собой суть
всех благодеяний: «Ни мясо их ни кровь их (т. е. жертвенных
животных) не дойдут до Аллаха но доходит до него богобо-
язненность ваша».
Курбан является сунной пророка Ибрагима (алейхисса-
лям). В Коране Аллах рассказывает что Он заменил Ибраги-
му жертву его сына Исмаила на овна (барана).
«И мы заменили ему (сына) на большую жертву».
Смысл совершения жертвоприношения заключается в
выражении благодарности Аллаху за бесчисленные блага и
прощении грехов. Благодаря курбану человек и его семья
а также нуждающиеся обеспечиваются мясом которое яв-
ляется одним из основных продуктов питания. Вот почему
садака фитр можно выплатить в денежном эквиваленте а
курбан нужно раздать нуждающимся. Курбан есть символ со-
лидарности и взаимопомощи.
Сабирьян Салимгареев имам-ахунд г. Нефтекамска.
1 сентября 2017 г.
Печатный орган Нефтекамского Ахундства ЦДУМ России (01.09.2017 г.)
ИМАН НУРЫ
ИМАН НУРЫ
ГАЙД-АЛЬ-АТХА – КУРБАН-БАЙРАМ
«Самый полезный из вас
кто изучает Коран и обучает ему других»
Пророк Мухаммад (с.г.в.)
 
\n  \f­\f€‚ƒ€ \r\fƒƒ„ƒ ƒ…\t
Отпечатана в Нефтекамском Доме печати т. 400 2017 г.
Актуальная информация о деятельности Соборной мечети Иман нуры
в группе vk
көн
3:49
5:01
13:35
18:06
20:21
21:51
13:50
3:50
5:03
13:3518:0420:1821:48
13:45
3:51
5:05
13:3418:0220:1521:45
13:40
3:53
5:07
13:3418:0020:1321:43
13:36
3:54
5:09
13:3417:5820:1021:40
13:31
3:55
4:41
����
13:336:31
20:08
�����
�����
3:56
4:43
����
13:336:33
20:05
�����
�����
3:57
5:15
13:33
6:35
20:02
21:32
13:17
3:59
5:17
13:326:3720:0021:30
13:13
4:00
5:19
13:326:3919:5721:27
13:08
4:00
4:50
����
13:326:41
19:54
�����
�����
4:02
5:22
13:316:4319:5221:22
13:00
4:03
5:24
13:316:4519:4921:19
12:55
4:04
4:56
����
13:306:47
19:46
�����
�����
4:05
5:28
13:30
6:49
19:44
21:14
12:46
4:06
5:30
13:306:5019:4121:11
12:41
4:08
5:32
13:296:5219:3821:08
12:36
4:09
5:04
����
13:296:54
19:36
�����
�����
4:10
5:36
13:296:5619:3321:03
12:27
4:11
5:38
13:286:5819:3021:00
12:22
4:13
5:10
����
13:287:00
19:28
�����
�����
4:14
5:42
13:28
7:02
19:25
20:55
12:13
4:15
5:44
13:277:0419:2220:52
12:08
4:16
5:46
13:277:0619:2020:50
12:04
4:17
5:18
����
13:277:08
19:17
�����
�����
4:19
5:50
13:267:1019:1420:44
11:54
4:20
5:52
13:267:1219:1220:42
11:50
4:21
5:24
����
13:267:14
19:09
�����
�����
4:22
5:56
13:25
7:16
19:06
20:36
11:40
4:24
5:28
����
13:257:18
19:04
�����
�����
03056
- 9
0307
-10
031
3-5
11-13
031
- 1
03111
- 9
Искәрмә
: 1.
Кояш
һәм
һәм
зәвәл
мәкруһ
50
-20

210917
19:24
20:09
20091710:2919:27
19:49
СолнцаЗаход
луныРазница
лхи
ррам
1438
Өйлә

Ykl
D'g
иҗри
әренә
Сәхәр
тәмәм
Иртәнге
Тәһәҗҗү


көн
3:49
5:01
13:35
18:06
20:21
21:51
13:50
3:50
5:03
13:3518:0420:1821:48
13:45
3:51
5:05
13:3418:0220:1521:45
13:40
3:53
5:07
13:3418:0020:1321:43
13:36
3:54
5:09
13:3417:5820:1021:40
13:31
3:55
4:41
����
13:336:31
20:08
�����
�����
3:56
4:43
����
13:336:33
20:05
�����
�����
3:57
5:15
13:33
6:35
20:02
21:32
13:17
3:59
5:17
13:326:3720:0021:30
13:13
4:00
5:19
13:326:3919:5721:27
13:08
4:00
4:50
����
13:326:41
19:54
�����
�����
4:02
5:22
13:316:4319:5221:22
13:00
4:03
5:24
13:316:4519:4921:19
12:55
4:04
4:56
����
13:306:47
19:46
�����
�����
4:05
5:28
13:30
6:49
19:44
21:14
12:46
4:06
5:30
13:306:5019:4121:11
12:41
4:08
5:32
13:296:5219:3821:08
12:36
4:09
5:04
����
13:296:54
19:36
�����
�����
4:10
5:36
13:296:5619:3321:03
12:27
4:11
5:38
13:286:5819:3021:00
12:22
4:13
5:10
����
13:287:00
19:28
�����
�����
4:14
5:42
13:28
7:02
19:25
20:55
12:13
4:15
5:44
13:277:0419:2220:52
12:08
4:16
5:46
13:277:0619:2020:50
12:04
4:17
5:18
����
13:277:08
19:17
�����
�����
4:19
5:50
13:267:1019:1420:44
11:54
4:20
5:52
13:267:1219:1220:42
11:50
4:21
5:24
����
13:267:14
19:09
�����
�����
4:22
5:56
13:25
7:16
19:06
20:36
11:40
4:24
5:28
����
13:257:18
19:04
�����
�����
03056
- 9
0307
-10
031
3-5
11-13
031
- 1
03111
- 9
Искәрмә
: 1.
Кояш
һәм
һәм
зәвәл
мәкруһ
50
-20

210917
19:24
20:09
20091710:2919:27
19:49
СолнцаЗаход
луныРазница
лхи
ррам
1438
Өйлә

Ykl
D'g
иҗри
әренә
Сәхәр
тәмәм
Иртәнге
Тәһәҗҗү


Приложенные файлы

  • pdf 11204571
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий