Течения в Исламе ы


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Течения в Исламе Что пришло в Коране и Сунне относительно течений.Убеждения Ахлю-Сунна валь-Джама’а(Людей Сунны и Согласия).Заблудшие течения.Как спастись ?Оглавление: В хадисе от Анаса ибн Малика сообщается, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о расколе уммы и сказал, что все течения в заблуждении, кроме савадуль-а’зам, его спросили: “О посланник Аллаха, а кто такие савадуль-а’зам?!” На что он ответил: «Это те, кто следует тому, на чем был я и мои сподвижники!»  См. ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 8/178.Несмотря на то, что иснад (цепочка передачи) этого хадиса слабый, его смысл является достоверным, что подтверждается другими хадисами, как например: «Разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: «Кто же они?!» На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники». См. Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджах 2/479, ад-Дарими 2/241, аль-Хаким 1/128. Достоверность этого хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа в «Маджму’уль-фатава» 3/345, Ибн аль-Къаййим в «Мухтасар ас-Сава’икъ» 2/410, имам аш-Шатыби в «аль-И’тисам» 1/189, хафиз аль-‘Иракъи в «аль-Мугъни ‘ан хамалиль-асфар» 3/199 и шейх аль-Албани в «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5343. Абу Гъалиб рассказывал, что Абу Умама сказал: «Эта община разделится на 73 течения и все они в Огне, кроме савадуль-а’зам, а это аль-джама’а!» Ибн Наср в «ас-Сунна» 2/23. Иснад хороший.Сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, истолковал нам этот термин, что «савадуль-а’зам» означает «аль-джама’а». А термин «аль-Джама’а»  истолковал сам посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники!» Хадис о том, что умма разделится на 73 течения, что указывает на то, что следующих истине будет мало, так как из 73 течений Ислама только одно в Раю.Также и известные хадисы: «Не перестанет группа людей из моей общины открыто придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них!» аль-Бухари 4/187, Муслим 6/52.То, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит именно о группе из его уммы, указывает на то, что истины всегда будет придерживаться меньшинство.Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во многих хадисах упоминал о «аль-гъураба» (чуждых). Известные слова Ибн Мас’уда, который сказал: «О ‘Амр ибн Маймун! Поистине, большинство джама’атов противоречат истинному аль-джама’а, ибо аль-джама’а – это то, что соответствует истине, даже если ты будешь один!» См. аль-Лялякаи 160. Иснад достоверный. См. «Мишкатуль-масабих» 1/61. Убеждения Срединной Общиныوَكَذَلِكَ جَعَلْنَاكُمْ أُمَّةً وَسَطاً لِّتَكُونُواْ شُهَدَاء عَلَى النَّاسِ وَيَكُونَ الرَّسُولُ عَلَيْكُمْ شَهِيداًСм. Сура 2, Аят 143 Абу Хатим Мухаммад ибн Идрис ар-Рази (араб. أبو حاتم محمد بن إدريس الرازي‎;195 г.х./227 г.х.)  — исламский богослов, мухаддис(хадисовед), хафиз.Отец Ибн Аби Хатима ар-Рази один из самых уважаемых учёных в дисциплине аль-джарх ва та’диль (проверка надежности рассказчиков хадисов). Сказал Абу Мухаммад Абдур-Рахман Ибн Аби Хатим:“Я спросил своего отца и Абу Зур’а (да будет доволен ими Аллах) об убеждениях ахли-Сунна в основах религии и о том, на чем они застали ученых во всех странах.Они сказали: "Мы застали учёных во всех странах: Хиджазе, Ираке, Мисре, Шаме и Йемене, и были их убеждения следующими: [1]- То, что иман – слово и дело, увеличивается и уменьшается.[2]- И то, что Коран – Слово Аллаха, не сотворен ни с одной стороны.[3]- И то, что предопределение с его добром и злом – от Аллаха, Свят Он и Велик.[4]- И то, что лучшие из числа этой Уммы после её Пророка – Абу Бакр ас-Сыддык, затем Умар Ибн аль-Хаттаб, затем Усман Ибн Аффан, затем Али, да будет доволен ими Аллах – и они праведные халифы, наставленные на прямой путь.[5]- И то, что десять, кого назвал Посланник Аллаха, и засвидетельствовал за них Раем – там, где он засвидетельствовал, и его слова – истина. [6]- И то, что нужно просить милости за всех сподвижников Мухаммада, и удерживаться от обсуждения того, что произошло между ними.[7]- И то, что Аллах над Троном, отдельно от своих творений, как Он описал сам себя в своей Книге и на языке своего Посланника, без вопроса “как?”. [8]Охватил Он все своим Знанием.[9]«И нет ничего подобного ему, и Он- Слышащий, Видящий» [10]- И Аллах, Возвышен Он и Велик, будет виден в Последней Жизни, увидят Его люди Рая своими взглядами, и услышат Его Слова, таким образом, как Он того пожелает.[11]- И Рай – истина, и Ад- истина, и они – сотворенные, и никогда не исчезнут. И Рай – награда приближенным Аллаха, и Ад – наказание для людей ослушания Аллаха, кроме как тех, кого он помилует.[12]- И Мост над Адом – истина, и Весы, у которых две чащи, на которых будут взвешиваться деяния рабов, хорошие и плохие – истина.[13]- И Водоем, которым будет почтен наш Пророк – истина. [14]- И Заступничество – истина, и то, что группа единобожников выйдет из Огня по причине Заступничества - истина.[15]- И мучение могилы – истина, и допрос Мункара и Накира - истина.[16]- И благородные писцы – истина.[17]- И воскрешение после смерти – истина [18]- И то, что люди совершившие большие грехи, находятся под желанием Аллаха, Свят Он и Велик, и мы не делает такфир людей Къиблы за их грехи, и оставляем их тайное Аллаху, Свят Он и Велик.[19]- И выполняем обязательство джихада и хаджа вместе с правителями мусульман, в любое время и эпоху.[20]- И не считаем дозволенным выход против правителей мусульман и сражение во время фитны.[21]- И мы подчиняемся тем, кого поставил Аллах над нами правителями, и не выходим из подчинения им. [22]- И мы следуем Сунне и аль-Джама'а, и удаляемся от отклоняемых мнений, и разногласия, и разделения.[23]- И то, что джихад идет с тех пор, как послал Аллах своего Пророка, и до наступления Судного Часа, вместе с правителем мусульман, и не отменяет его ничего, и также и хадж.[24]- И выплата закята со скота сборщикам, которых уполномочили правители мусульман.[25]- И то, что люди (выявляющие Ислам) – верующие в их ахкамах, и наследстве, и в то же время не известно кто они перед Аллахом, Свят Он и Велик. [26]- И кто сказал, что он истинный верующий, тот нововведенец, и кто сказал, что он верующий перед Аллахом – относится к числу лжецов. [27]- А кто сказал: «Я верующий в Аллаха» - тот поступил верно. Источник: Передал этот матн (текст) имам аль-Лялякаи в «Шарх усуль аль-и’тикод», 1/287, имам Абу А’ля аль-Хамзани, в «Аль-Футья фи аль-И’тикод», 90, имам Ибн Кудама в «Исбат сыфати аль-Улюв», 120, имам Наср аль-Макдиси в «Мухтасар аль-худжжа», 2/618, шейх уль Ислам Ибн Теймия в «Баян тальбис аль-Джахмия», 2/40-41, имам Ибн аль-Каййим в «Иджтима аль-джуюш аль-Исламия», 233, Аз-Захаби в «Аль-Улюв», 466, Этот матн известный, достоверный, и распространенный у учёных ахли-Сунна.В заключение – хвала Аллаху, Господу Миров! Основные:ХариджитыМурджиитыДжахмитыШиитыКъадаритыДжибритыМутакаллимыЗаблудшие течения Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если ты узнал основы нововведения, то поймешь, что основа слов хариджитов состоит в том, что они обвиняют в неверии совершившего грех, а также считают грехом то, что им не является. Они считают, что нужно следовать за Кораном, оставив сунну, если сунна, по их мнению, противоречит в чем-то Корану. При этом они обвиняют в неверии всех, кто им противоречит. Они считают дозволенной кровь мусульманина, называя его вероотступником (муртадом), и дозволяют в отношении него то, что не дозволили даже в отношении неверного. Как сказал о них пророк (мир ему и благословение Аллаха): "Они убивают мусульман и оставляют в покое неверующих". аль-Бухари, 3344; Муслим, 1064. Именно поэтому, они обвинили в неверии ‘Усмана, ‘Али и их соратников. Основываясь на свои мерзкие мнения, они обвинили в неверии участников битвы при Сыффине. Большинство хариджитов обвиняют в неверии тех, кто им противоречит. Исламские города, в которых не господствует их мнение, они называют территориями вероотступничества (дару ридда). Они считают, что эти города хуже, чем города многобожников и христиан. Поэтому, они помогают иудеям, христианам и многобожникам против некоторых групп мусульман. Они объединяются с неверующими, враждуя и воюя с мусульманами». — См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 3/356.Хариджиты Шейх аль-Фаузан حَفِظَهُ الله) )сказал: «К идеологии хариджитов относится: чрезмерность, экстремизм, суровость, обвинение в неверии мусульман и считать мусульманами только себя».الفوزان: صفات مذهب الخوارج: الغلو والتطرف والعنف وتكفير المسلمين وحصر الإسلام فيهمСм. «аль-Баян ли-ахтаъ» 1/88 Сказал шейхуль-Ислам Ибн Теймийя :"Насылание джахилей (простолюдинов) на такфир ученых мусульман - из самых больших порицаемых вещей,и основа этого лишь от хариджитов и рафидитов, которые выносят такфир ученым мусульман,по причине того,что они убеждены что они ошиблись в чем-то из религии" — См: "Маджму аль-фатауа", 3/475 Их мазхаб (идеология, путь) вращается около трех вещей:  обвинение в неверии мусульман; выход из подчинения правителя мусульман;  и дозволение пролития крови мусульман. Это мазхаб хариджитов. Если человек имеет указанные убеждения, то он становится хариджитом, даже если не будет говорить вслух об этом, и не будет делать ничего из этого”.  Сказал шейх Фаузан: «Муржиитов четыре группы: Первая из них – черзмерные муржииты, и это джахмиты говорящие что иман – лишь просто познание сердцем. Вторая группа – ашариты, говорящие что иман – это тасдик (подтверждение сердцем) только, даже если человек не будет произносить свидетельство языком, но не просто познание.Третья группа – Карамиты, говорящие что иман – произношение языком, даже если нет убеждений в сердце. Четвертая группа – Мурджииты фукаха, говорящие что иман – это слово языком и убеждение сердцем. Но они не вводят дела в сущность имана. И есть пятая группа которая появилась сейчас, которые говорят что дела – условие полноценности в обязательном имане, или желательном. См. «Ат-Ta’лик аль-Мухатасар аля аль-Касидати ан-Нуния» 647\2. Мурджииты Мурджииты, аль-мурджиа (араб. مرجئة — откладывающие, отсрочивающие) — общее название приверженцев различных исламских мировоззренческих школ «откладывавших» суждение о состоянии человека в этом мире до Судного дня. Мурджииты отстаивали точку зрения о том, что совершение греха человеком не имеет отношения к его вере, и не наносит ей вреда. Мурджиизм противопоставлялся хариджизму, последователи которого утверждали, что совершение тяжелых грехов (кабаир) выводит человека из ислама. Мнение мурджиитов противоречило суннитскому вероучению, согласно которому, поступки (амаль) верующих исходят от их намерений (ният), они находятся в тесной взаимосвязи и должны быть приведены в соответствие с шариатом. Джахм ибн Сафван (ум. в 745 году) родился в Самарканде, жил сначала в Термезе, а затем в Куфе, где встретился с Джадом ибн Дирхамом. Он стал его последователем и проповедником его идей. Вернувшись на родину стал вести богословские споры с не разделявшими его взгляд улемами. Позже принял участие в восстании против Омейядского наместника Хорасана и был захвачен в плен и казнён в Мерве Среди наиболее известных проповедников джахмитских взглядов можно отметить Бишра аль-Мариси (ум. в 833 г.). В начале XI в. джахмиты действовали в Нехавенде, однако часть из них была принуждена принять учение ашаритов. Джахмиты утверждали, что рай (джаннат) и ад (джаханнам) не являются вечными, и отрицали возможность лицезрения Аллаха в раю. Они также считали Коран сотворённым.Джахмиты Средневековые мусульманские доксографы относили джахмитов то к мурджиитам, то к джабаритам. Многие взгляды джахмитов признаны суннитами как еретические, а иногда даже выводящие человека из лона ислама. Так, джахмиты отрицают все имена и атрибуты Аллаха, вера в которые является важной частью религиозной доктрины ортодоксальных мусульман. В вопросе толкования понятия «иман», джахмиты схожи с мурджиитами, и утверждают то, что вера — это только знание об Аллахе, а неверие — незнание о нём. Также они заявили о том, что рай и ад рано или поздно исчезнут, что противоречит как Корану, так и сунне Мухаммада (да благославит его Аллах и приветствует). В вопросе предопределения джахмиты придерживаются того, что у человека нет свободы воли и он принуждён к своим действиям. А в вопросе о сущности Аллаха джахмиты являются пантеистами и говорят о том, что он находится везде и пребывает с каждым из созданий. К тому же они отрицают возможность лицезрения Аллаха праведными мусульманами в Судный день. Шии́ты (араб. شيعة‎; [шӣ‘а] — приверженцы, последователи) — направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. В узком смысле понятие, как правило, означает шиитов-двунадесятников, преобладающее направление в шиизме, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также в Йемене, Афганистане, Турции и др.Шииты Как и все мусульмане, шииты верят в посланническую миссию пророка Мухаммеда. Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам — назначенным Аллахом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы, а не выборным лицам — халифам. Шииты критично относятся к халифату первых трёх халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. Так как Абу Бакр был избран небольшим числом сподвижников, Умар был назначен Абу Бакром, а Усман был избран из шуры (совета) из шести претендентов, которых назначил Умар с такими условиями, что избрание кого-либо, кроме Усмана, не было возможным. По мнению шиитов, избрание руководителя — имама мусульманской общины, подобно избранию пророков, является прерогативой Аллаха. Кадариты, кадаризм (араб. قدرية — течение отстаивающее свободу воли человека)  — приверженцы одного из исламских мировоззренческих учений, которые придерживались мнения о том, что человек абсолютно свободен в своих помыслах и совершенных поступках, и Бог не принимает в этом участия. В противоположность кадаритам джабриты являлись сторонниками абсолютной Божественной предопределенности (къадар).Къадариты Къадариты являлись сторонниками абсолютной свободы человека. По мнению къадаритов Аллах знает о совершении того или иного деяния только после его совершения. Человек в концепции къадаритов является творцом (халикъ) своих действий. Джабари́ты, или джабри́ты (араб.  — جبرية) представители одной из первых мировоззренческих исламских школ, которые — в противоположность кадаритам — признавали Аллаха единственным подлинным действователем (фаил хакики), причиной всех происходящих в мире действий, в том числе исходящих от людей. Джабритская школа возникла в период правления династии Омейядов в Басре. Первым представителем этой школы был аль-Джаад ибн Дирхам (казн. в 724 г.).Джибриты Кала́м (араб. الكلام‎ — слово, речь) — в средневековой мусульманской литературе: всякое рассуждение на религиозно-философскую тему, а также, в специальном значении, спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам]. Калам называют также рационалистической теологией и одним из основных направлений арабо-мусульманской философии, отмечая, что недопустимо считать калам мусульманской ортодоксией.Обращение к разуму как к высшей инстанции — это то, что объединяло калам и фальсафа и отличало их представителей (мутака́ллимов и фалясифа) от догматиков-салафитов, с одной стороны, и мистиков-суфиев — с другой. Различие же между мутакаллимами и представителями фальсафа в том, что для первых отправной точкой рассуждений были нормативные принципы ислама и проблематика, характерная для этой религии, а для вторых — нормативные принципы разума и античные модели философствования.Мутакаллимы Имам Малик говорил: "Сунна - это ковчег Нуха. Кто сядет на него - тот спасётся, а кто останется - тот потонет". См. Ибн 'Асакир в «Тарих ад-Димашк» 9/14.Как спастись от заблуждений? Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб проходил мимо одного человека, который говорил: «О Аллах, сделай меня из числа малочисленных!» И удивленный ‘Умар спросил: «Что это?!» Он сказал: «О амир — правоверных, ведь Аллах Всевышний говорит: “Но уверовали вместе с ним (Нухом) лишь немногие” (Нух 71: 40). И Он также говорит: “И лишь не многие из Моих рабов благодарны” (Саба 34: 13). И Аллах также говорит: “Воистину, многие партнеры поступают несправедливо по отношению друг к другу, кроме тех, которые уверовали и совершают праведные деяния. Но таких мало!” (Сад 38: 24). И ‘Умар сказал: “Поистине, ты прав!”»  См. Ахмад в «аз-Зухд» 1/114. • В достоверном сборнике имама Аль-Бухари приводится хадис Шихаба от ‘Урвы ибн аз-Зубейра о том, что ‘Аиша, мать правоверных, рассказала, что Фатима, дочь Посланника Аллаха, мир ему и благословения от Аллаха, после смерти Посланника Аллаха, обратилась к Абу Бакру с просьбой, чтобы он выделил ей часть наследства, оставленного Пророком мир ему и благословения от Аллаха из имущества, дарованного ему Всевышним Аллахом. На что Абу Бакр ответил ей: «Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха сказал: “Наше имущество не может быть унаследовано, а то, что мы оставили, есть садака — милостыня”». Абу Бакр отказал ей в её просьбе, сказав: «Я не оставлю ничего из того, что делал Посланник Аллаха, и буду делать так, как делал он. Поистине я боюсь, что если я не выполню, какой-то из его приказов, то стану одним из тех, чьи сердца Аллах отвратит от Истины!»• Пресвят Аллах! Внимательно прочтите и вдумайтесь в эти великие и золотые слова: «Поистине я боюсь, что если я не выполню, какой-то из приказов Пророка, мир ему и благословения Аллаха, то стану одним из тех, чьи сердца Аллах отвратит от Истины». Аллах Велик! Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, учит нас строгому и неуклонительному следованию за Пророком, а также предостерегает нас от проявления беспечности по отношению к его Сунне, и упоминает о великой беде, которая случается с тем, кто отходит от нее, а это то, что Всевышний Аллах отворачивает от Истины сердца тех, которые отворачиваются от Сунны Его Посланника! Разве может быть несчастье больше этого?! Просим у Аллаха помощи и благополучия! Сообщается, что ‘Укъба ибн ‘Амир, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил: “О Посланник Аллаха, что (может привести к) спасению?”, – (на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: “Придерживай свой язык (, чтобы сказанное тобой не обернулось против тебя[1]), (считай) дом твой (достаточно) просторным для тебя[2] и плачь о грехах своих».  Этот хадис передали ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» 134, Ахмад 5/259 и ат-Тирмизи 2406, который сказал: «Хороший хадис».  [1] То есть: говори лишь то, что принесёт тебе пользу в обоих мирах и не сможет тебе повредить. [2] Это значит: занимайся такими делами, которые потребуют твоего  присутствия  дома  и  будут препятствовать твоему общению с посторонними людьми.  В данном случае имеются в виду различные виды поклонения Аллаху Всевышнему. Аль-‘Ирбад ибн Сария (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: “О посланник Аллаха, это похоже на увенчание прощающегося, так дай же нам наставление!” Он сказал: «Я завещаю вам бояться Всемогущего и Великого Аллаха, слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» Этот хадис передали Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42.Достоверность этого хадиса подтвердили имамы: ат-Тирмизи, аль-Баззар, Абу Ну’айм, аль-Хаким, аль-Харави, аль-Мунзири, аль-Багъави, Ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыяъ аль-Макъдиси, ан-Навави, Ибн Таймиййа, Ибн Касир, Ибн Хаджар, Ибн Раджаб, Ибн аль-Къаййим, аз-Заркаши, аль-Албани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и др. См. “аль-Муснад аль-мустахрадж” 1/36, “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/223, “Шарху-с-Сунна” 1/181, “Маджму’уль-фатава” 11/622, “Джами’уль-‘улюми валь-хикам” 497, “Ирвауль-гъалиль” 2455. Хафиз Ибн Раджаб сказал: “В этом хадисе указание от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на то, во что впадет его община после него из числа множества разногласий в основах религии, ее ответвлениях, в словах, делах и убеждениях. И этот хадис подобен тому, что сообщается от него относительно разделения общины на семьдесят с лишним течений. Все они будут в Огне, кроме одной, и эта та, которая будет следовать пути пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. Также и в этом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время раскола и разногласия повелел следовать его Сунне и сунне праведных халифов после него”. См. “Джами’уль-‘улюми валь-хикам” 469. Таким образом, спасение – это следование Корану, Сунне и пути сподвижников во главе с праведными халифами в понимании Корана и Сунны. Это и есть спасшаяся группа (аль-фиркъа ан-наджия). Что же касается тех, кто станет строго следовать пути сподвижников, особенно в трудные времена, то тому Всевышний Аллах дарует великую награду! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, после вас наступят долгие дни терпения, и те, кто в подобных обстоятельствах станет придерживаться того же, на чем были вы, получит награду, равную награде пятидесяти из вас!»Сподвижники спросили: “О пророк Аллаха, может быть, пятидесяти из них?” Он сказал: «Нет, именно из вас!»  Ибн Наср в “ас-Сунна” 33, ат-Табарани в “Му’джам аль-Кабир” 289. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 494.О Аллах, сделай нас из их числа!

Приложенные файлы

  • pptx 11231679
    Размер файла: 294 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий