хохлома

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  высшего профессионального образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт филологии и межкультурной коммуникации
Кафедра изобразительного искусства и дизайна





Реферат на тему:
«Русский народный костюм. Хохломская роспись»

















Выполнил: Чигасов А.Д. гр. 307




Казань 2014

Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413LINK \l "_Toc350941778"14Введение 13 PAGEREF _Toc350941778 \h 1421515
13LINK \l "_Toc350941779"14Глава 1. Хохломская роспись 13 PAGEREF _Toc350941779 \h 1431515
13LINK \l "_Toc350941780"14Глава 1. 1.1. История происхождения 13 PAGEREF _Toc350941780 \h 1441515
13LINK \l "_Toc350941781"14Глава 1. 1.2. Центры хохломы. 13 PAGEREF _Toc350941781 \h 1461515
13LINK \l "_Toc350941782"14Глава 1. 1.3.Технология изготовления. 13 PAGEREF _Toc350941782 \h 1471515
13LINK \l "_Toc350941783"14Список литературы 13 PAGEREF _Toc350941783 \h 14101515
15
Введение

Тема проекта: Хохломская роспись
Цели проекта: Изучить историю данного вида росписи. Узнать особенности изготовления расписной посуды.
Продолжить русские традиции и сохранить доступными нам средствами художественное наследие прошлых веков.

Задачи проекта: Рассказать об истории хохломской росписи. Изучая историю, привлечь внимание аудитории к народным промыслам.
Освоить основные виды и  приемы   выполнения  хохломской росписи.
Расписать посуду самой.
Методы работы: поиск, отбор и анализ информации.
Глава 1. Хохломская роспись
Хохлома
· старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы это красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Глава 1. 1.1. История происхождения
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.
На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи вот 2 наиболее распространенные:
1 версия
По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам. Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.
В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVIIXVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.
2 версия
Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 16401650 годах, до появления старообрядчества. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда братины, ковши, блюда для праздничного стола окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.
Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписи
Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.
Обилие леса, близость Волги главной торговой артерии Заволжья также способствовало развитию промысла: груженные «щепным» товаром. суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.
Глава 1. 1.2. Центры хохломы.
В настоящее время у хохломской росписи два центра город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д. Сёмино). В данный момент деятельность предприятия сведена практически к нулю. В д. Семино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО "Промысел"). В Семёнове Школу основал Г. П. Матвеев.

Глава 1. 1.3.Технология изготовления.
Стадии производства изделий хохломской росписи
Хохломской ковш-лебедь ("белье"). Материал – липа
Хохломской ковш-лебедь после операции лужения.
Хохломской ковш-лебедь перед росписью (покрыт цветным лаком).
Хохломской ковш-лебедь с росписью.
Технология
Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа «бельё» (неокрашенные изделия) резные ковши и ложки, поставцы и чашки.
Изготовление «белья»
После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из
беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Лужение и художественная роспись
Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:
«пряник» обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура квадрат или ромб украшенная травкой, ягодами, цветами;
«травка» узор из крупных и мелких травинок;
«кудрина» листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».










Заключение.
Изучая материал к этой проектной работе, я узнала много нового о хохломской росписи, а также о других видах народного художественного промысла, таких как: дымковская игрушка, жостовская роспись, гжель и вятское кружево. Мне бы хотелось и дальше продолжать изучать русское народное творчество, научиться расписывать посуду не только хохломой, но и другими видами росписи и съездить в центры создания расписной посуды и побывать на изготовлении этого замечательного народного промысла.

Список литературы
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Книги:
В. М. Вишневская, Хохлома, Л., 1969;
А. В. Красильников, Золотая Хохлома, Горький, 1980;
В. М. Вишневская, Н.В. Мамаева, Н.Н. Рахманов, Хохлома. Фотоальбом, М., 1980.
Т.И. Емельянова, Декоративная роспись по дереву. Золотая Хохлома. Альбом, М., 2001.
Н. Бедник, Хохлома, Л. 1980.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015





Приложенные файлы

  • doc 11252001
    Размер файла: 73 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий